Электронные торги: формирование цивилизованного рынка
В начале 2000-х годов в российской экономике появилась новая отрасль - электронные торги В2В-сегмента. Этот инструмент предполагает информационное и экономическое взаимодействие компаний друг с другом через Интернет на электронных торговых площадках. Применение электронных торгов позволяет предприятиям автоматизировать и выстраивать эффективную торгово-закупочную деятельность. В данном материале будут рассмотрены особенности и преимущества электронных торговых площадок для коммерческих предприятий.
В конце 2009 года МЭРТ и ФАС издали приказ об отборе пяти электронных торговых площадок, на которых будут проводиться закупки для госнужд в рамках действующего закона о госзакупках 94-ФЗ. В число этих площадок вошли ЗАО "Сбербанк-АСТ"; ОАО "Единая электронная торговая площадка"; ГУП "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан"; ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа" и ООО "РТС-Тендер".
После этого СМИ и общественность обратили пристальное внимание на новое явление в российской экономике - осуществление закупок в электронной форме на электронных торговых площадках (ЭТП).
В то же время мало кто знает, что еще в начале 2000-х годов в России уже существовали электронные торговые площадки, на которых проводили закупки крупные компании. Например, в 2002 году для РАО "ЕЭС России" была создана электронная торговая площадка B2B-Energo. Руководство энергокомпании стремилось оптимизировать структуру затрат, где более половины всех средств расходовалось на закупку продукции, услуг, технологий. Грамотно организованная система закупок дает возможность минимизировать издержки и, соответственно, стабилизировать тарифы. В связи с этим в компании была создана открытая система закупок. Поскольку торги на ЭТП проходят в онлайн-режиме, то полностью отображается ход торгов, в архивах сохраняется история проведенных торгов и данная информация открыта всем желающим. К слову, РАО "ЕЭС России" была первой естественной монополией, которая начала широко применять электронную форму закупок. По данным РАО "ЕЭС России", затраты на организацию закупок уменьшились на 50%, а цена закупаемой продукции снизилась в среднем на 17,5%. В 2008 году монополия была реорганизована, однако многие крупные энергокомпании, например РусГидро, Интер РАО ЕЭС, МРСК-Холдинг, РАО ЭС Востока и т.д. проводят закупки в электронной форме.
На сегодняшний день рынок электронных торгов России условно можно разделить на три сегмента - B2G, B2B, B2C.
Площадки, используемые для взаимодействия бизнеса и государства обычно обозначают термином B2G (от английского business to government). Как уже говорилось, на сегодняшний день государством аккредитовано пять электронных площадок, на которых проводятся госзакупки. Некоторые из этих площадок пробуют работать и с коммерческими заказчиками.
Термин B2B произошел от английского business to business. Это вид информационного и экономического взаимодействия юридических лиц.
Примером третьего вида площадок, B2C (от business to consumer - бизнес для потребителя) могут быть многочисленные розничные интернет-магазины.
В данном материале будут рассмотрены преимущества использования электронных площадок В2В-сектора, поскольку данный сегмент, по мнению экспертов, обладает существенными точками роста и большими функциональными возможностями для предприятий. По данным аналитиков электронной торговой системы B2B-Center, в 2010 году на электронном рынке было проведено торгов на 600 млрд. руб., что составляло менее 1% от всего товарооборота. В 2011 году в этом формате было объявлено торгов уже на сумму, превышающую 5 трлн. руб., что составляет около 10% от всех проведенных в стране торгов - данные включают статистику B2G- и B2B-секторов. Недавно МЭРТ анонсировал прогнозы на 2012 год. По словам Эльвиры Набиуллиной, общий объем государственного и муниципального заказа, с учетом госкорпораций и естественных монополий, составит по итогам года около 13 трлн. руб. По мнению многих аналитиков, рынок B2B обладает большим потенциалом, в отличие от госсектора, в силу своей адаптивности к потребностям заказчиков и функциональных возможностей самих электронных торговых площадок, которые работают на рынке около десяти лет. В секторе B2B нет законодательных преград, а решение об использовании электронных торгов принимает руководство компании. Только за прошлый год на треть увеличилось число компаний, совершающих закупки на ЭТП, что свидетельствует об интересе коммерческих предприятий к этому инструменту оптимизации бизнес-процессов.
В2G B2B B2C
Организация Организация Организация
\ / \ / /\ \ /
\/ \/ / \ \/
Государство Организация Частное лицо
/\
Рис. 1. Основные сегменты рынка электронных торгов
Следует отметить, что особенность действующего закона о госзакупках 94-ФЗ заключается в проведении закупок в электронной форме исключительно посредством электронного аукциона.
Однако многочисленные примеры неэффективного расходования бюджетных средств доказали нецелесообразность использования такого вида торговой процедуры, как аукцион.
Изначально стремление контролирующих органов было совершенно благородным - вывести определенную номенклатуру товаров на ЭТП, чтобы обеспечить открытость, прозрачность и подконтрольность госзакупок. Безусловно, проведение закупок в электронной форме, во-первых, автоматизирует сам процесс организации и проведения тендера, во-вторых, обеспечивает контроль и прозрачность. Однако в электронной форме можно проводить закупки не только с помощью аукциона. Опыт коммерческих площадок показал, что крупные компании, которые заинтересованы в эффективности своей операционной деятельности, используют при закупках другие торговые процедуры: запрос предложений - 71-85% от общего количества всех проведенных торгов; конкурсы - 14-25%, аукционы - 1-3%.
На торговых площадках для корпоративных заказчиков обеспечивается многообразие видов электронных процедур - запрос цен и предложений, аукционы, конкурсы, которые могут также включать в себя квалификационный отбор, возможность подачи участниками альтернативных предложений, заключение рамочных соглашений и проч., что позволяет компаниям-закупщикам применять ту процедуру, которая позволит наиболее оптимально и грамотно закупить необходимую продукцию или услугу.
Следует отметить, для юридической защиты электронных торгов, безопасности и надежности проведения тендеров в электронной форме, всегда используется электронная цифровая подпись (ЭЦП). В соответствии с N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" от 10 января 2002 года ЭЦП в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Все участники торговых процедур на площадке обязаны иметь ЭЦП, иначе они не смогут принять участие в процедурах или объявить собственные. Аналогичная норма установлена в Законе N 63-ФЗ "Об электронной подписи", который 1 июля 2012 года должен окончательно заменить Закон N 1.
В чем основные преимущества ЭТП как инструмента бизнеса? Эксперты рынка отмечают следующие положительные стороны использования ЭТП. Для заказчика товаров и услуг:
- значительная экономия рабочего времени;
- экономия денежных средств на организацию и проведение закупок;
- более 40 видов торговых процедур (запрос цен, запрос предложений, все виды конкурсов, конкурентные переговоры и т.д.) позволяют выстроить эффективную систему закупок;
- прозрачность и открытость процесса закупок;
- честная конкуренция, исключающая работу недобросовестных сотрудников со "своими" фирмами-поставщиками;
- участие в торгах возможно из любой точки мира;
- доступность для представителей любого бизнеса - цена и условия лота ничем не ограниченны;
- возможность формирования планов и отчетов по закупкам, анализировать эффективность закупочной деятельности предприятия.
Для поставщика товаров и услуг:
- быстрый поиск интересующих торгов;
- экономия средств на рекламной кампании;
- расширение каналов продаж;
- честная конкуренция, недискриминированный доступ к торгам;
- равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
- участие в торгах возможно из любой точки мира;
- возможность проводить маркетинговые исследования, оценить спрос на ту или иную продукцию (услугу), проанализировать емкость рынка.
Коммерческие площадки отличаются от госплощадок и по уровню конкуренции. На пяти госплощадках в среднем участвует 2 поставщика. В то время как на коммерческих площадках 4-5 участников практически в каждой торговой процедуре, а в ряде случаев, когда закупается стандартизированная продукция или услуга широкого профиля, количество участников торгов доходит до 10-15. Статистика на коммерческих площадках, как правило, открыта, соответственно доступна для проведения сравнений и анализа.
Правовое регулирование закупок
Цель нормативного регулирования закупочной деятельности - максимально эффективное расходование средств заказчика. В первую очередь под такое регулирование подпадают организации, так или иначе расходующие бюджетные средства. Ведь, во-первых, именно в этой сфере наиболее вероятны злоупотребления, имеющие своим следствием крайне неэффективную трату денег. А, во-вторых, такая неэффективная трата нарушает не только и не столько коммерческие интересы заказчика, сколько публичные интересы налогоплательщиков, ведь именно деньги налогоплательщиков расходуются бюджетными организациями. Законодательные нормы, устанавливающие требования к закупочной деятельности, призваны минимизировать названные риски.
Одной из первых попыток урегулировать закупочные отношения на законодательном уровне был Закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Этим законом были урегулированы общение вопросы проведения конкурса с целью отбора поставщика товаров (работ, услуг) для государственных заказчиков. Главная идея этого закона - установление механизмов, направленных на стимулирование конкуренции при размещении заказа - актуальна и по сей день. Ведь именно в конкурентной среде выше вероятность отбора лучшего поставщика, способного поставить наиболее качественную продукцию по минимальной цене.
В 2006 году на смену Закону N 97-ФЗ пришел ныне действующий Закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Действие этого закона распространяется уже не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков, а в отдельных случаях - и на другие категории заказчиков. В Законе N 94-ФЗ урегулирован не только конкурс, но и другая торговая процедура - аукцион. Помимо торговых процедур в Законе N 94-ФЗ регламентированы процедуры и основания применения неторговых конкурентных способов размещения заказа, а также, что не менее важно, ограничены основания применения неконкурентного способа размещения заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Одной из предусмотренных Законом N 94-ФЗ мер по развитию конкуренции среди поставщиков за право заключить государственный контракт является информационная открытость закупочного процесса, составной частью которой является обязанность заказчиков заблаговременно публиковать информацию о каждой закупке в сети Интернет.
За прошедшие шесть лет в Закон N 94-ФЗ были внесены многочисленные поправки, одной из которых была предусмотрена возможность размещать заказ в электронной форме. Это было важное решение по приближению принципов регулирования закупочной деятельности к условиям XXI века. Электронная закупка действительно способна обеспечить максимальную конкуренцию и открытость при минимальных издержках. Но едва ли можно назвать бесспорным решение ограничить электронные способы размещения заказа исключительно аукционом и обязать заказчиков именно с помощью аукциона закупать большинство видов продукции. Ведь при всех своих достоинствах, аукцион предусматривает только один критерий выбора поставщика, и критерием этим является цена поставляемой продукции. Вместе с тем, при закупке многих товаров (работ, услуг), в том числе социально значимых, помимо цены необходимо учитывать качество поставляемой продукции, сроки поставки и ряд иных условий, которые на аукционе не оцениваются.
Нормативное регулирование закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков должно получить свое развитие в Законе "О федеральной контрактной системе", проект которого вызвал столько дискуссий. Этот закон разрабатывался с целью преодолеть основной недостаток Закона N 94-ФЗ, регулирование которого было сосредоточено исключительно на процедуре размещения заказа. Новый закон должен описывать весь цикл закупочных отношений - от планирования закупочной деятельности заказчика до завершения гарантийных обязательств поставщика в отношении поставленной продукции. Эту идею нельзя не признать верной, поскольку такой комплексный подход при надлежащей реализации способен минимизировать риск возникновения ситуаций, когда при формальном соблюдении процедурных требований приобретается некачественная продукция. Повышению эффективности закупочной деятельности должна способствовать и передача закупок в руки профессионалов (это еще одна идея нового закона). Правильные идеи нового закона будет проще реализовать, если действительно заработают механизмы общественного контроля за госзакупками, о необходимости которых так много говорилось при разработке нового закона.
Реализацией принципиально нового подхода к нормативному регулированию закупочной деятельности стал Закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Под его действие подпадает множество организаций, деятельность которых так или иначе связана с бюджетными средствами и публичным интересом. Это естественные монополии и госкорпорации, ГУПы и МУПы, организации теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения, а также их "дочки" и "внучки". Закон N 223-ФЗ требует от них выстраивать свою деятельность на принципах прозрачности, свободной конкуренции между поставщиками и эффективного расходования средств. Однако, в отличие от того же Закона N 94-ФЗ, эти принципы не выражены в тяжеловесных и подробных нормах, регулирующих каждый шаг каждой закупочной процедуры. Сами процедуры, с помощью которых реализуется закупочная деятельность, в соответствии с Законом N 223-ФЗ вправе установить те самые заказчики, которые потом по этим процедурам и будут работать. Главное, чтобы установленные заказчиком процедуры соответствовали принципам, закрепленным в Законе N 223-ФЗ. Кроме того, свои закупочные процедуры заказчик должен кодифицировать в своем корпоративном положении о закупках, которое необходимо опубликовать в установленном законом порядке в сети Интернет. Там же публикуются и планы закупочной деятельности заказчика, и информация о каждой закупке, и общие сведения об объеме закупочной деятельности за каждый месяц. Информационной открытости процесса размещения заказа в Законе N 223-ФЗ уделено внимания не меньше, чем принципам и требованиям к процедуре закупок.
Немаловажно, что Закон N 223-ФЗ не ограничивает заказчика в конкурентных способах выбора поставщика. Это означает, что каждый заказчик вправе пользоваться именно теми способами, которые наиболее удобны ему в силу специфики собственной деятельности. В отличие от Закона N 94-ФЗ в Законе N 223-ФЗ нет и жестких требований по размещению большинства заказов с помощью электронного аукциона. Заказчик, оценивший преимущества проведения закупочной деятельности в электронной форме, волен избрать те электронные способы размещения заказа, которые уместнее при закупке данной конкретной продукции.
А.А. Бойко,
коммерческий директор
электронной торговой системы B2B-Center
Д.А. Казанцев,
юрист электронной торговой системы B2B-Center
"Налоги и налоговое планирование", N 7, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоги и налоговое планирование"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru