Особенности учета бюджетных обязательств в 2012 году
Учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета осуществляется ОФК в порядке, утвержденном Приказом Минфина РФ от 19.09.2008 N 98н (далее - соответственно Порядок и Приказ N 98н). В настоящее время Минфином подготовлен проект приказа о внесении в указанные порядок и приказ изменений (далее - Проект), который устанавливает особенности учета бюджетных обязательств в 2012 году, а также уточняет отдельные положения порядка их учета. Разъяснения по применению Приказа N 98н и Порядка (в редакции Проекта) доведены Минфином в Письме N 02-03-09/1907*(1). В этой статье ознакомим читателей с данными разъяснениями.
Особенности учета бюджетных обязательств в 2012 году
Согласно п. 2.1 Приказа N 98н (в редакции Проекта) бюджетные обязательства, возникающие на основании государственных контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд (далее - государственный контракт) и договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) или договоров аренды (далее - договоры), учитываются в следующем порядке.
1. Если первый платеж по государственному контракту или договору осуществлялся до 01.01.2012, то бюджетные ассигнования учитываются до 01.01.2013 в ранее установленном порядке на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства (ОФК) документов для оплаты денежных обязательств (далее - платежные документы), представленных получателями средств федерального бюджета (далее - получатель).
2. Если первый платеж по государственному контракту или договору осуществляется в период с 01.01.2012 до 01.07.2012, то бюджетные обязательства учитываются до 01.01.2013 в соответствии с решением получателя одним из следующих способов:
- на основании платежных документов, представленных получателем;
- на основании Сведений о принятом бюджетном обязательстве (ф. 0531702)*(2) (далее - Сведения об обязательстве).
3. Если первый платеж по государственному контракту или договору будет осуществляться с 01.07.2012, то бюджетные обязательства должны учитываться в обязательном порядке на основании Сведений об обязательстве.
Особенности учета бюджетных обязательств с 01.01.2013
В соответствии с п. 2.1 Приказа N 98н (в редакции Проекта) с 01.01.2013 учет бюджетных обязательств, возникающих на основании государственных контрактов и договоров (в том числе на основании неисполненных по состоянию на 01.01.2013 государственных контрактов и договоров, оплата по которым производилась до 01.07.2012) осуществляется в соответствии с Порядком N 98н.
При этом бюджетные обязательства, возникающие на основании государственных контрактов и договоров, неисполненных по состоянию на 01.01.2013, учет которых осуществлялся в 2012 году на основании платежных документов, представленных получателем, подлежат постановке на учет в 2013 году на основании Сведений об обязательстве. Однако Заявку на перерегистрацию бюджетного обязательства (ф. 0531706)*(3) в данном случае в ОФК получателю представлять не нужно.
Учет бюджетных обязательств, не связанных с поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и арендой
В силу положений п. 2.1 Порядка (в редакции Проекта) основанием для постановки на учет бюджетных обязательств, возникающих по государственным контрактам и (или) договорам, являются Сведения об обязательстве.
При этом указанный пункт не применяется в отношении учета бюджетных обязательств, связанных:
1) с обеспечением выполнения функций казенных учреждений и с социальными выплатами населению;
2) с предоставлением:
- бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
- субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг);
- межбюджетных трансфертов, платежей, взносов и безвозмездных перечислений субъектам международного права;
3) с обслуживанием государственного (муниципального) долга;
4) с выполнением оперативно-разыскных мероприятий;
5) с осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
В силу п. 2.2 Порядка (в редакции Проекта) основанием для постановки на учет в ОФК бюджетных обязательств по приведенным в перечне обстоятельствам служат платежные документы, представленные получателем. Сведения об обязательстве в ОФК получателям в данном случае представлять не нужно.
Учет бюджетных обязательств по договорам, заключенным с физическими лицами
Бюджетные обязательства, возникающие у получателей в соответствии с договорами на оказание услуг (выполнение работ), заключенными с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, учитываются ОФК на основании платежных документов, представленных получателями (п. 2.2 Порядка N 98н (в редакции Проекта)).
Учет бюджетных обязательств, оплата по которым осуществляется наличными деньгами
В соответствии с п. 2.2 Порядка N 98н (в редакции Проекта) решение о применении порядка учета бюджетных обязательств на основании платежных документов для учета бюджетных обязательств, возникающих в соответствии с договорами, сумма которых не превышает установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами и расчеты по которым осуществляются наличными деньгами, принимает получатель.
Для справки. На сегодняшний день предельный размер расчетов установлен Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У и составляет 100 000 руб.
Учет бюджетных обязательств, содержащих сведения, составляющие государственную тайну
Согласно п. 2.21 Порядка учет бюджетных обязательств, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в ОФК осуществляется с соблюдением норм и требований законодательства РФ о защите государственной тайны.
В силу п. 8 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств*(4) для оплаты денежных обязательств получателей государственные контракты, договоры и документы, подтверждающие возникновение у них денежных обязательств, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, получателем в ОФК не представляются. В данном случае получатель только доводит до ОФК информацию:
- о номере и дате соответствующей Заявки на кассовый расход (ф. 0531801) либо Заявки на кассовый расход (сокращенной) (ф. 0531851);
- о реквизитах соответствующего документа-основания;
- указание о том, что документы-основания не представляются по причине наличия в них сведений, составляющих государственную тайну.
Кроме того, в соответствии с нормами Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.07.2007 N 491, сведения о государственных контрактах, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, подлежат включению в реестр госконтрактов до наступления момента оплаты вытекающих из них денежных обязательств получателей. В связи с этим получатели при заключении таких контрактов должны предусматривать в них сроки платежей с учетом времени, необходимого для внесения сведений о них в реестр госконтрактов.
Однако, учитывая длительность срока включения сведений об указанных государственных контрактах в реестр госконтрактов, в случае, если в таком контракте установлен срок платежей, не позволяющих включить сведения о данном государственном контракте в реестр госконтрактов до наступления срока осуществления по нему первого авансового платежа, Минфин считает возможным осуществлять учет бюджетного обязательства получателя по указанному государственному контракту на основании Сведений об обязательстве, в которых в графе 6 "Номер реестровой записи в реестре государственных контрактов" разд. 4 "Дополнительные реквизиты обязательства, сформированного на основе контракта" указывается дата направления сведений о государственном контракте в ОФК для их включения в установленном порядке в реестр госконтрактов в формате: пять нулей, день, месяц, год (например, 0000025072012).
После включения сведений о государственном контракте в реестр госконтрактов получатель вносит изменения в соответствующие бюджетные обязательства, поставленные на учет ОФК, в части уточнения ссылки на присвоенный данному государственному контракту в реестре госконтрактов уникальный номер реестровой записи.
К сведению. В пункте 6 Письма N 02-03-09/1907 Минфин указал на тот факт, что при представлении получателем в ОФК документов для осуществления первого авансового платежа по государственному контракту, сведения о котором не включены в реестр госконтрактов, ОФК не осуществляют контроль, предусмотренный пп. 9-11 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств.
В. Лахматова,
редактор журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо Минфина РФ от 29.05.2012 N 02-03-09/1907 "Об особенностях применения Приказа Минфина РФ от 19.09.2008 N 98н после 1 июля 2012 года".
*(2) Форма сведений утверждена приложением 1 к Порядку N 98н.
*(3) Форма заявки утверждена приложением 5 к Порядку N 98н.
*(4) Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утв. Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"