НДС у покупателя по недостаче при приемке
Корректировочный счет-фактуру выставляют покупателю при наличии документа, подтверждающего его согласие (факт уведомления) на изменение стоимости или количества отгруженных товаров. При этом законодательство не дает конкретной формы такого документа.
Нередко после того, как товары отгружены и все первичные документы оформлены, возникает необходимость внести в них исправления. Причиной может стать, например, расхождение данных по количеству товара в документах и по факту при приемке. По договору купли-продажи у продавца возникает обязанность передать товар в собственность покупателю, а у последнего - принять его и уплатить деньги*(1). Одним из существенных условий такого договора является указание на количество передаваемого товара*(2). В том случае, если продавцом будет поставлено меньшее количество, чем предусмотрено в договоре, покупатель может либо потребовать передать ему недостающее количество, либо отказаться от переданного товара и оплаты. Если товар уже был оплачен, покупатель вправе потребовать возврата денег*(3).
Для отражения расхождений по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей используют акт по форме ТОРГ-2 *(4). Его составляют по результатам приемки членами комиссии и экспертом компании, на которую возложено проведение экспертизы. В экспертизе участвуют представители поставщика, покупателя и незаинтересованной стороны. Оформленный акт с приложением документов (счета-фактуры, накладные) передают в бухгалтерию под расписку. Он является основанием для направления претензионного письма поставщику.
На основании подписанного с двух сторон акта по форме ТОРГ-2 и соглашения сторон об изменении количества реализованного товара продавец выставляет покупателю в течение пяти дней корректировочные счета-фактуры*(5).
Подготовлено с использованием системы ГАРАНТ
Унифицированная форма N ТОРГ-2
Утверждена постановлением Госкомстата РФ
от 25 декабря 1998 г. N 132
/--------\
| Код |
|--------|
Форма по ОКУД |0330202 |
|--------|
по ОКПО |52564479|
ОАО "Актив", 3-я Магистральная улица, д.116, стр. 8, 268-12-52 |--------|
--------------------------------------------------------------- | |
склад N 1 |--------|
--------------------------------------------------------------- | |
структурное подразделение Вид деятельности по ОКДП | 5110370|
/--------+--------|
Основание для приказ, распоряжение | номер | |
составления акта ______________________________________________|--------+--------|
_ ненужное зачеркнуть | дата |25|04|12|
\--------+--------|
Вид операции |приемка |
\--------/
Утверждаю
/---------------------\ Руководитель
| Номер | Дата | Ген. директор
|документа|составления| ----------------------------
|---------+-----------| должность
| 13 | 25.04.2012| Калинин П.А. Калинин
| | | -------- -------------------
\---------------------/ подпись расшифровка подписи
" 25 " апреля 2012 г.
----- ------ --
Акт
об установленном расхождении по количеству
и качеству при приемке товарно-материальных ценностей
Место приемки товара Склад N 1, 3-я Магистральная улица, д. 116, стр. 8
-----------------------------------------------------
Настоящий акт составлен комиссией, которая установила: "25" апреля 2012 г.
-- ------- --
по сопроводительным документам товарная накладная от 25.04.2012 N 56, ТТН
-------------------------------------------
наименование, номер, дата
от 25.04.2012 N 56 доставлен товар.
-----------------------
Документ о вызове представителя грузоотправителя, поставщика, производителя:
__________________________________________
ненужное зачеркнуть
телеграмма, факс, телефонограмма, радиограмма
_______________________________________________
ненужное зачеркнуть
N - от " -" - г.
----- -- -------
Грузоотправитель ОАО "Пассив", Москва, ул. Переяславская, д. 354
--------------------------------------------------------
организация, адрес, телефон, факс
Производитель -
-----------------------------------------------------------
организация, адрес, телефон, факс
Поставщик ОАО "Пассив", Москва, ул. Переяславская, д. 354
----------------------------------------------------------------
организация, адрес, телефон, факс
Страховая компания -
-----------------------------------------------------------
организация, адрес, телефон, факс
Договор (контракт) на поставку товара N 654 от "15" апреля 2012 г.
-------- -- ---------- --
Счет-фактура N 56 от "25" апреля 2012 г.
------------------------ -- ---------- --
Коммерческий акт N 23 от "25" апреля 2012 г.
------------------- -- ----------- --
Ветеринарное свидетельство (свидетельство) N - от " " г.
--------- -- ------- --
Железнодорожная накладная N - от " " г.
--------------- -- ------------ --
Способ доставки Автофургон Volvo N М157АВ
-------------------------------------------
вид транспортного средства
Дата отправления товара "25" апреля 2012 г.
-- ---------- --
со станции (пристани, порта) отправления -
--------------------------------
наименование
или со склада отправителя товара ОАО " Пассив"
----------------------------------------
наименование
Дата, время, ч. мин | ||||||||
прибытия товара на станцию (пристань, порт) назначения | вскрытия вагона, автофургона, контейнера других транспортных средств | выдачи товара организацией транспорта | доставки товара на склад организации-получателя | начала разгрузки | приемки товара | |||
начало | приостановление | возобновление | окончание | |||||
- | - | - | 12 ч. 35 мин. | 12 ч. 45 мин. | 13 ч. 00 мин. | - | - | 13 ч. 30 мин. |
2-я страница формы N ТОРГ-2
Сведения о состоянии вагонов, автофургонов и т.д. Наличие, описание
упаковочных ярлыков, пломб транспорта на отдельных местах (сертификатов,
спецификаций в вагоне, контейнере) и отправительская маркировка _________
Автофургон в исправном состоянии. Товар не опломбирован
-------------------------------------------------------------------------
По сопроводительным транспортным документам значится:
Отметка об опломбировании товара (груза), состояние пломб и содержание оттиска | Количество мест | Вид упаковки | Наименование товара (груза) или номера вагонов (контейнеров, автофургонов и т.д.) | Единица измерения | Масса брутто товара (груза) по документам | Особые отметки отправителя по накладной | |
отправителя | транспортной организации (станции пристани, порта) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
- | 50 | картонные коробки | Стол | Шт. | - | - | - |
Сведения о состоянии вагонов, автофургонов и т.д. Наличие, описание
установленных ярлыков, пломб транспорта на отдельных местах
(сертификатов, спецификации в вагоне, контейнере) фактически
Автофургон в исправном состоянии . Товар не опломбирован
-------------------------------------------------------------------------
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Расхождение по количеству мест и массе в актируемой партии товара, обнаруженные на складе товарополучателя | Количество мест | Масса, кг | Степень заполнения тарного места, вагона, контейнера и т.п. | ||
брутто | тара | нетто | |||
По документам грузоотправителя | 30 | ||||
Фактически поступило | 48 | ||||
Расхождение (+, -) | -2 |
Товар (наименование) | Номер места | Единица измерения | По документам поставщика значится | |||||
наименование | код по ОКЕИ | артикул товара | сорт | количество (масса) | цена, руб. коп | сумма, руб. коп | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Стол | - | шт. | СТ-11 | 50 | 4720= | 236 000= | ||
и т.д. |
3-я страница формы N ТОРГ-2
Условия хранения товара (продукции) до его вскрытия на складе
получателя: Соответствует нормативным требованиям
--------------------------------------------------------------
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Сведения о температуре при разгрузке в вагоне (рефрижераторе и т.д.)
в товаре, °С -
--------------------------------------------------------------
Состояние тары и упаковки, маркировка мест, товара и тары в момент
внешнего осмотра товара (продукции) Упаковка не повреждена
------------------------------------
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Содержание наружной маркировки тары и другие данные, на основании
которых можно сделать выводы о том, в чьей упаковке предъявлен товар
(производителя или отправителя) Отметки на упаковке ОАО "Пассив"
-----------------------------------------
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дата вскрытия тары "25" апреля 2012 г.
-- ---------- --
Организация, которая взвесила и опломбировала отгруженный товар,
исправность пломб и содержание оттисков, соответствие пломб
товаросопроводительным документам -
----------------------------------------
_________________________________________________________________________
Порядок отбора товара (продукции) для выборочной проверки с
указанием ГОСТ, особых условий поставки по договору (контракту),
основание выборочной проверки: -
-------------------------------------------
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Фактически оказалось | Брак | Бой | Отклонения | Номер паспорта | |||||||||
артикул товара | сорт | количество (масса) | цена, руб. коп | сумма, руб. коп | количество (масса) | сумма, руб. коп | количество (масса) | сумма, руб. коп | излишки | недостачи | |||
количество (масса) | сумма, руб. коп | количество (масса) | сумма, руб. коп | ||||||||||
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
СТ-11 | 48 | 4720= | 226 560= | - | - | - | - | 2 | 9440= | - | - | - | |
и т.д. |
4-я страница формы N ТОРГ-2
Определение количества (массы) товара (продукции) проводилось ___________
Подсчетом, внешним и внутренним осмотром на складе покупателя
-------------------------------------------------------------------------
взвешиванием, счетом мест, обмером и т.п.,
_________________________________________________________________________
место определения количества (массы) товара (продукции)
_________________________________________________________________________
Взвешивание товаров (продукции) проводилось на исправных весах,
проверенных в установленном порядке. Сведение об исправности
весоизмерительных приборов (тип весов, год клеймения) -
--------------------
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Другие данные -
--------------------------------------------------------------
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
По остальным товарно-материальным ценностям, перечисленным в
сопроводительных документах поставщика, расхождений в количестве и
качестве нет.
Подробное описание дефектов (характер излишков, недостач
ненадлежащего качества, брака, боя) и мнение комиссии о причинах их
образования Не хватает двух коробок со столами
--------------------------------------------------------------
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Заключение комиссии Установлено фактическое несоответствие количества
------------------------------------------------------
товара количеству, указанному в сопроводительных документах. Составлен
-------------------------------------------------------------------------
коммерческий акт от 25.04.2012 N 23.
-------------------------------------------------------------------------
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Члены комиссии предупреждены об ответственности за подписание акта,
содержащего данные, не соответствующие действительности.
Председатель комиссии Ком. директор ОАО "Актив" Мошков П.М. Мошков
------------------------ ---------- ---------------
место работы, должность подпись расшифровка
подписи
Члены комиссии: Менеджер ОАО "Актив" Петрова М.А. Петрова
------------------------ ---------- ---------------
место работы, должность подпись расшифровка
подписи
Секретарь Волк Ю.Б. Волк
------------------------ ---------- ---------------
место работы, должность подпись расшифровка
подписи
_______________________ __________ _______________
место работы, должность подпись расшифровка
подписи
Представитель грузоотправителя (поставщика, производителя)
Водитель ОАО "Пассив" Холодов А.А. Холодов
-------------------------- ----------------- ----------------------------
место работы, должность подпись фамилия, имя, отчество
Документ, удостоверяющий полномочия доверенность ОАО "Пассив"
-------------------------------------
наименование
N 6757 выдан "24" апреля 2012 г.
----------------------- -- ------------ ---
Акт с приложением на - листах получил
-------------
Главный (старший) бухгалтер Зиновьева Е.И. Зиновьева
-------------- ------------------------------
подпись расшифровка подписи
Решение руководителя Подготовить претензионное письмо поставщику с
----------------------------------------------------
просьбой вернуть излишне уплаченные денежные средства за 2 стола в размере
-------------------------------------------------------------------------
9440 руб.
-------------------------------------------------------------------------
Пример
ОАО "Актив" (покупатель) и ОАО "Пассив" (продавец) заключили договор купли-продажи столов в количестве 50 штук на сумму 236 000 руб. (в т.ч. НДС - 36 000 руб.). В момент отгрузки товара продавец выставил покупателю накладную и счет-фактуру. Однако в процессе приемки было обнаружено несоответствие количества сопроводительным документам. Вместо 50 столов было поставлено 48. Стороны оформили акт о расхождении (порядок его заполнения см. ниже) и соглашение об изменении количества реализованного товара. На основании указанных документов продавец выписал в адрес покупателя корректировочный счет-фактуру на возникшую разницу.
Корректируем НДС на скидку
Продавец может предоставить покупателю скидку задним числом за уже отгруженный товар (подробнее об этом читайте на с. 61). В данном случае покупатель должен корректировать сумму вычетов, а поставщик - налоговую базу по НДС за тот налоговый период, в котором отражена реализация товара. Для этого продавцу следует выписать в адрес покупателя корректировочный счет-фактуру. Основанием для его составления будет заключенное соглашение между сторонами на предоставление скидки (образец такого документа см. ниже) или уведомление покупателю с конкретным расчетом суммы скидки.
Подготовлено с использованием системы ГАРАНТ
Дополнительное соглашение N 1
к Договору поставки N 67869 от 12.12.2011
г. Москва | "30" апреля 2012 г. |
ОАО "Актив", именуемое в дальнейшем "Поставщик", в лице генерального директора Кузнецова В.В, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ОАО "Пассив", именуемое в дальнейшем "Покупатель", в лице директора Кольцова М.Б., действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящее Дополнительное соглашение о нижеследующем:
1. Дополнить Договор поставки от 12.12.2011 N 67869 пунктами следующего содержания:
"4.4. Покупателю к цене товара, установленной в п. 4.1 Договора, предоставляются следующие скидки:
- в размере 15% от суммы поставки, включающей сумму НДС, - при приобретении товаров на сумму свыше 1 000 000 (Один миллион) руб. в месяц с учетом НДС;
- в размере 25% от суммы поставки, включающей сумму НДС, - при приобретении товаров на сумму свыше 1 500 000 (Один миллион пятьсот тысяч) руб. в месяц с учетом НДС.
При достижении указанных показателей скидки Покупателю предоставляются на поставки с 01.01.2012. При этом Покупателю направляется соответствующее уведомление".
2. Настоящее Дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания, является неотъемлемой частью Договора поставки от 12.12.2011 N 67869, и его условия распространяются на правоотношения начиная с 01.01.2012.
3. Подписи и печати сторон:
От Поставщика: Генеральный директор ОАО "Актив" Кузнецов / В.В. Кузнецов / | От Покупателя: Генеральный директор ОАО "Пассив" Кольцов / М.Б. Кольцов / |
М.П. | М.П. |
Чтобы избежать проблем с налоговиками, в подтверждающем документе нужно указать конкретный размер скидки, которая будет предоставлена покупателю. Например: в течение месяца приобретено товаров на такую-то сумму, скидка составляет такую-то сумму (включая НДС). Именно этот конкретный расчет и будет основанием для выставления корректировочного счета-фактуры. Это может быть уведомление, направляемое покупателю. От даты уведомления отсчитывают пятидневный срок, в течение которого нужно выставить корректировочный счет-фактуру.
Е. Подлипалина,
аудитор компании "Родина"
Экспертиза статьи:
А. Елин,
генеральный директор компании "Академия аудита"
Мнение. Подтверждаем корректировочный счет-фактуру
Наталья Юденич, налоговый консультант
Изменение цены договора после его заключения допустимо в случаях и на условиях, установленных законом или договором (п. 2 ст. 424 ГК РФ). Таким условием, в частности, может быть предоставление скидки покупателю при фактической покупке определенного объема товара в указанный договором срок (ретроскидка).
Продавец в такой ситуации должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней со дня составления соответствующих документов. Ими могут служить те, которые подтверждают акт уведомления (согласия) покупателя на изменение стоимости товара. Налоговый кодекс не ограничивает компании в выборе первичной документации (ее перечень является открытым). Поэтому стороны сделки вправе самостоятельно решить, каким именно первичным документом оформить согласие покупателя на предоставление ему ретроскидки продавцом. Можно использовать сам договор, дополнительное соглашение к нему либо иную первичную документацию (п. 10 ст. 172, абз. 3 п. 3 ст. 168 НК РФ). Главное, чтобы изменение цены соответствовало условиям договора. Кроме того, стороны уже на стадии заключения договора вправе определить, на основании какого документа будет оформлено предоставление скидки, и установить его вид (в приложении к договору).
"Актуальная бухгалтерия", N 8, август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 1 ст. 454 ГК РФ
*(2) п. 1 ст. 465 ГК РФ
*(3) п. 1 ст. 466 ГК РФ
*(4) утв. пост. Госкомстата России от 25.12.1998 N 132
*(5) письмо ФНС России от 12.03.2012 N ЕД-4-3/4100@
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.