Пишем книгу сотрудника
Корпоративная книга, или Книга сотрудника, далеко не новшество. Во многих компаниях она существует и используется для решения разных HR-задач. Но при этом далеко не в каждой компании Книга сотрудника эффективна и действительно помогает в достижении результатов, ради которых она была разработана.
В своей статье мне хочется поделиться успешным опытом написания Книги сотрудника и рассказать, как нам удалось сформировать пособие, которое содействовало решению даже большего круга задач, чем изначально планировали руководители.
Описание компании-заказчика проекта "Книга сотрудника"
Один из лидирующих отечественных поставщиков металлопродукции широкого ассортимента и высокого качества, дилер основных заводов-производителей России, реализует металлопродукцию на территории России и в странах ближнего зарубежья.
Клиентами компании являются крупные промышленные предприятия. Ключевое стратегическое направление деятельности компании - активный рост на существующих рынках, что создает объективные предпосылки для развития рекрутинговых процессов, системы адаптации и обучения сотрудников.
Наиболее активный рост компании начался с 2009 года, именно в тот момент руководство столкнулось с проблемой дефицита на рынке труда квалифицированных менеджеров по продажам. Для руководства компании стало очевидно: чтобы удовлетворить потребность в персонале для отдела продаж, необходимо либо перекупить компетентных сотрудников у конкурентов, либо создать в компании условия для повышения компетенций новых сотрудников, не обладающих на входе в организацию требуемыми в соответствии с должностью, знаниями и навыками.
Руководство компании выбрало второй путь и начало активную работу по построению внутренней системы адаптации и обучения сотрудников. Поскольку внутренняя служба управления персоналом в компании отсутствовала, для решения HR-задач руководители обратились к экспертам нашей организации.
В рамках сотрудничества с компанией-заказчиком с целью построения системы адаптации и обучения персонала было реализовано несколько проектов. Одним из них стало создание Корпоративной книги сотрудника. Корпоративная книга сотрудника должна была занять ключевое место в адаптации новых сотрудников и повышении квалификации работающих менеджеров отдела продаж, поэтому изначально к ней предъявлялись следующие требования:
- Это должен быть работающий, "живой" документ, в котором информация не только соответствует ситуации на рынке и внутри компании, но и содержит сведения о перспективах, возможных вариантах развития событий.
- Книга должна обязательно включать информацию о специфике технологии продаж в компании, о металлопродукции, на которой специализируется компания, и об особенностях рынка металлопроката. К кандидатам на должность менеджера по продажам не предъявлялось требования обладать знаниями и навыками в вышеперечисленных областях и предполагалось, что информация из Книги сотрудника будет хорошим подспорьем к внутреннему обучению для новичков по этим направлениям.
- Книга сотрудника должна быть максимально информативной, при этом невозможно обойтись без включения в нее информации, представляющей коммерческую тайну. Соответственно, Книга должна быть издана в таком формате, чтобы сотрудники имели к ней доступ только во время работы в компании, не могли скопировать определенные сведения и вынести их из организации.
- Книга должна быть интересной. Нужно, чтобы она легко читалась и удерживала внимание пользующегося ею сотрудника, несмотря на то, что часть информации, которая должна быть в нее включена, представлена на технически сложном языке и далека от формата увлекательного художественного произведения.
- Для того чтобы Книгой активно пользовались не только новые сотрудники, но и уже работающие в организации, она должна быть популярной в среде менеджеров по продажам, должна быть принята ими.
Чтобы Книга сотрудника соответствовала перечисленным требованиям, было решено, что:
1. В проект по написанию Книги помимо топ-менеджмента должны быть вовлечены все руководители подразделений компании и все работающие менеджеры отдела продаж. Это позволит нам избежать скептического и отрицательного отношения к пособию. Мы сможем написать Книгу на языке, на котором принято общаться в компании, используя специфические термины, понятия и обороты, сделать пособие максимально приближенным к особенностям бизнеса и рынка, соответственно, интересным для сотрудников.
2. Нужно собрать максимум историй о рабочих ситуациях. Мы решили собирать истории по следующим темам: "отношения компании с клиентами", "отношения компании с партнерами и поставщиками", "общественная жизнь компании", "менеджеры ведут переговоры с клиентами", "случаи с коллегами на работе", "смешные ситуации из жизни менеджеров по продажам", "трудные клиенты". Истории помогут оживить Книгу, сделать ее интересной и популярной в среде сотрудников, облегчат ее принятие в коллективе работающих менеджеров. Кроме этого, истории могут носить поучительный характер, помогут новичкам сориентироваться в установленных организационных ценностях и понять культуру компании.
3. Формат Книги должен быть электронный, при этом мы сможем легко обновлять ее содержание - она будет всегда актуальной и соответствующей ситуации. Кроме того, мы препятствуем копированию информации на какие-либо носители, поскольку электронный формат можно защитить от копирования и распечатывания сведений. Выборочно информация может быть представлена в бумажном варианте - как подарочный экземпляр для нового сотрудника, клиентов, партнеров и поставщиков компании.
4. Чтобы книгу можно было использовать как учебник для менеджеров по продажам в период обучения, мы решили собрать и структурировать для нее теоретические и практические материалы. Так, мы использовали методическое пособие по металловедению, разработанное в Техническом университете, выборку по аналитике рынка металлопроката из отраслевых журналов и интернет-порталов. Для обучения специфике технологии продаж были сформированы алгоритмы и собран банк сценариев переговоров с клиентами.
После того как был разработан план Книги сотрудника, мы начали активно собирать всю возможную информацию. На этом этапе были задействованы менеджеры отдела продаж, руководители коммерческой службы и других подразделений компании, директор и даже собственники организации. Таким образом, авторами Книги в какой-то мере стали все участники проекта. Персонал легко увлекся идеей написания Книги, сотрудники с удовольствием помогали нам в работе, рассказывали истории во время интервью, заполняли опросники, давали рекомендации по поводу поиска нужной информации, делились с нами идеями по содержанию и названию новой Книги.
С целью сбора информации мы взяли интервью не только у сотрудников компании, но и у клиентов, представителей поставщиков и бизнес-партнеров заказчика.
Ниже приведен пример опросника, который мы использовали для сбора нужных сведений от менеджеров отдела продаж.
"Уважаемые сотрудники!
В настоящий момент в компании разрабатывается методическое пособие
---------------------------------------------
для менеджеров отдела продаж "Книга сотрудника", которая будет содержать
------------------------------------------------
информацию об особенности нашей компании, ее месте на рынке, о
стандартах работы с клиентами и правилах общения между сотрудниками, о
продукции и многое другое.
Книга сотрудника нужна для того, чтобы помогать новым менеджерам
--------------------------------------------------------------------
быстрее и эффективнее адаптироваться в нашей организации, а также для
-------------------------------------------------------------------------
того, чтобы служить информационной поддержкой для всех менеджеров отдела
-------------------------------------------------------------------------
продаж.
-------
Книга сотрудника призвана служить рабочим инструментом для
менеджеров, поэтому мы обращаемся к вам за помощью в ее написании.
Очевидно, что без вашего участия эту книгу не создать, ведь только вы
----------------------------------------- ---------
знаете всю специфику работы, и именно вы должны задавать основные
------------------------------
направления для данного пособия. В связи с этим просим вас принять
------------------
активное участие в написании нашего пособия.
--------------------------------------------
Заполните, пожалуйста, опросник, поделитесь с нами вашими мыслями и
историями. Пишите все, что считаете нужным. Можно заполнять анонимно, а
можно оставить информацию о себе, и мы включим в пособие ваши мысли в
оригинальной формулировке со ссылкой на автора.
Вопросы | Ответы |
Какие основные разделы, на ваш взгляд, должна содержать Книга сотрудника? | |
Каковы индивидуальные особенности нашей компании, в отличие от конкурентов, на ваш взгляд? | |
Какое отношение к клиенту принято в компании? Как это должно проявляться в поведении менеджеров? | |
Какое поведение приветствуется в компании, а что недопустимо? | |
Расскажите о наиболее ярких удачных случаях, произошедших с вами при работе с клиентами (если не можете вспомнить о себе, расскажите о других). | |
Расскажите о запомнившихся вам смешных ситуациях, произошедших с вами при работе с клиентами(если не можете вспомнить о себе, расскажите о других). | |
Расскажите о запомнившемся вам самом трудном (конфликтном, неадекватном и т.п.) клиенте, о ситуации работы с ним (почему это было трудно) и как вы с этим справились? | |
Расскажите о любых наиболее ярких случаях, ситуациях, произошедших с вами при общении с коллегами по работе (внутри офиса или с коллегами из филиалов). | |
Как вы представляете нашу компанию пять лет спустя, какой она будет, на ваш взгляд? | |
Какие события, на ваш взгляд, могут способствовать динамичному движению компании вперед? | |
Почему, на ваш взгляд, людям стоит приходить работать в нашу компанию? | |
Что бы вы пожелали сотруднику, только что устроившемуся к нам работать? | |
С чем вы могли бы сравнить нашу организацию (это может быть образ животного, техники, сказочного персонажа и т.д.). | |
Какой образ можно подобрать для типичного менеджера нашей компании? | |
Какой образ можно подобрать для типичного руководителя компании? | |
Как, на ваш взгляд, лучше назвать пособие? | |
Дополнительная информация: напишите здесь все, о чем вам еще бы хотелось добавить в связи с разработкой пособия, но в рамках опроса не было для этого возможности. |
Благодарим Вас за активное участие!"
Собранные материалы оказались кладезем знаний и опыта, нам оставалось их объединить в целое, структурировать и разделить по главам.
Найденные нашими экспертами сведения о металлопрокате, специфике рынка, описания особенностей технологии продаж переплетались в Книге с реальными историями, диалогами руководителей, изречениями отдельных сотрудников, мнениями клиентов и партнеров. Все это было дополнено юмористическими моментами (реальными и найденными нами шутками по теме), интересными фактами, носящими отраслевой характер, заголовками и названиями, которые предложили сами сотрудники. Получился живой, увлекательный продукт.
Ниже приведены отрывки из глав Корпоративной книги сотрудника.
Отрывок из главы "История и стратегия развития успешного металлотрейдера"
"...Нашим четвертым конкурентным преимуществом является особое, трепетное отношение к клиентам. "Мы удерживаем клиентов и обретаем новых благодаря ориентации на потребности клиента. И здесь идет речь не только о потребности предприятия в металлопрокате, мы стараемся удовлетворить все потребности клиента и учесть все нюансы - это касается услуг, особенностей финансовых расчетов с клиентом, сроков поставки, требований к оформлению документации и многого другого, за что нас и ценят наши потребители", - отмечает руководитель второго отдела продаж.
В компании принято проявлять добросовестность и порядочность в работе, стремиться достигать поставленных задач, эти ценности помогают нам качественно обслуживать клиентов. Вот что пишут о качестве обслуживания наши постоянные потребители:
"Замечательное отношение, чуткое, быстрое реагирование на все запросы" (ОАО "...").
"Всегда готовы к работе, максимально выполняют условия клиента" (ОАО "...").
"Компания отличается гибкой ценовой политикой, очень отрадно, что предоставляются дополнительные услуги, например, по резке металла. С таким поставщиком не страшны сложности, я знаю, что ребята всегда помогут найти выход из трудной ситуации" (ОАО "...").
"Очень приятно работать с компанией, мне нравится адекватная реакция на просьбы и быстрота ответа, запросы выполняются быстро и качественно" (ОАО "...").
Мы ценим и любим нашу компанию за то, что у нас:
1) Достойная оплата, есть возможность зарабатывать столько, сколько хочешь, отсутствует "потолок" в заработной плате.
2) Предоставляются все условия для работы, проводится обучение.
3) Компания серьезна и стабильна в своих намерениях, что дает нам уверенность в завтрашнем дне.
4) Веселый и позитивный коллектив, самый лучший коллектив на свете. Коллеги готовы поддержать и помочь в трудной ситуации.
5) Руководство лояльно настроено по отношению к подчиненным, прислушивается к мнению менеджеров и учитывает пожелания сотрудников при принятии решений.
6) Развивающаяся стабильная компания, которая дает возможность раскрыться в профессиональном и личностном плане.
7) Интересная работа, постоянная интеллектуальная творческая деятельность в сфере общения с людьми.
8) Наша работа способствует эффективной деятельности производственного сектора страны, мы помогаем промышленным предприятиям качественно и своевременно закрывать потребности в металлопрокате, помогаем в их ежедневной работе и таким образом поддерживаем экономическую ситуацию в стране..."
Примечание. Это интересно
Мы спросили сотрудников компании: "С чем вы могли бы сравнить нашу организацию?" 50% опрошенных сказали, что компания похожа на тигра:
"...как и тигр, всегда в поисках добычи и всегда сыт, потому что нереально, чтобы сильный хищник остался без добычи..."
"...как уссурийский тигр, такой же быстрый, активный и гибкий..."
"...очень яркая, как тигр, живет в агрессивной среде, но, несмотря на это, живет и развивается".
Отрывок из главы "Менеджер - профессионал деловых переговоров"
"...Результатом первого звонка может стать отказ со стороны клиента, а может - заявка на поставку металлопроката. "Одного из моих крупных клиентов я привлек в организацию за два звонка, - рассказывает руководитель второго отдела продаж. - Я был настроен обрабатывать потребителя в течение длительного времени, обычно на привлечение подобного рода клиентов уходит несколько месяцев. Но неожиданно для меня уже при первом звонке выяснилась потребность в металлопрокате, а после двух переговоров мы заключили с предприятием контракт, то есть получилось так, что молниеносно я привел в компанию нового хорошего клиента. Так тоже бывает".
"Не нужно воспринимать неудачу на этом этапе как приговор, - отмечает руководитель первого отдела продаж. - Мне нравится изречение одного известного предпринимателя, он писал: "Если вы хотите вырыть большую яму, вам нужно оставаться на одном месте. Если вы будете бродить по городу с маленькой лопатой, в итоге вы выкопаете тысячи маленьких ям и ни одной большой. Позвоните одному человеку десять раз, и, возможно, вам удастся продать ему свой товар. Позвоните десяти людям по одному разу, и вы, скорее всего, получите десять отказов". Я полностью с ним согласен. Мне вспоминается случай, когда один из клиентов никак не шел на контакт со мной, не хотел общаться в принципе, не удавалось даже рассказать о компании и вообще о цели звонка. На "здравствуйте" по телефону он сразу же говорил: "До свидания", - и клал трубку. В результате нервы не выдержали, и после очередного такого "до свидания" я перезвонил и, поскольку терять было нечего, на повышенных тонах высказал ему, что звоню уже который раз, а он даже не хочет выслушать. После этого он стал меня внимательно слушать, и мы начали поставлять туда металл. Конечно, это исключительный случай, но он показывает, что если с первой попытки не получилось, нужно звонить еще, к каждому человеку можно и нужно подбирать свой ключик".
Примечание. Случаи из практики
"Первый звонок потенциальному клиенту в Казахстан отличался общением на русско-казахском языке..."
"Однажды, перепутав в прайсе колонки "Цена" и "Размер", менеджер смог реализовать трубу по цене, в два раза превышающей рыночную".
После того как текстовое содержание было утверждено руководством компании, Книга отправилась на доработку к дизайнерам. Они оформили страницы в корпоративном стиле и украсили пособие тематическими фото.
Презентация Книги сотрудников прошла в рамках корпоративного летнего мероприятия и соответствовала всем правилам презентации на рынке. Представлял пособие сам директор компании. Сотрудникам и гостям мероприятия были подарены распечатанные сокращенные издания с подписью и пожеланиями руководителей.
Каждые шесть месяцев информация в Книге обновляется. Руководители пользуются пособием при организации внутреннего обучения, новые сотрудники в первый месяц не расстаются с Книгой, черпая из нее как готовые знания, так и информацию для размышления и рождения своих идей, своих тактик работы с клиентами. Опытные менеджеры тоже обращаются к Книге. Она помогает им найти ответы на некоторые вопросы и хорошо подготовиться к плановой оценке персонала коммерческого блока. Маркетологи используют информацию из Книги во время выстраивания рекламной кампании и при подготовке к выставкам.
Несомненно, нужность Корпоративной книги сотрудника объясняется актуальностью и максимальной приближенностью ее содержания к реалиям бизнес-среды, в которой существует компания. Такой книга получилась благодаря активному участию в проекте персонала организации-заказчика.
Хотите создать полезную Книгу сотрудника? Привлекайте к процессу написания работников организации, только они знают, как это сделать лучше!
А. Листикова,
руководитель HR-проектов,
консалтинговая компания "Эдванс"
"Управление персоналом", N 14, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.