На работу принимается гражданин Украины.
Какие документы он должен представить в отдел кадров? Какой вид договора с ним можно заключить, оформляется ли для него трудовая книжка? Должен ли он получить ИНН и если да, то по месту регистрации или по месту работы? Какие органы организация должна уведомить после приёма на работу иностранного гражданина?
Правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность на территории РФ как на основании трудовых договоров, так и на основании гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).*(1)
В соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Москва, 16.01.1997) в отношении граждан Украины действует безвизовый порядок въезда на территорию РФ.
Организация, принимающая на работу иностранного гражданина, прибывшего на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющего разрешение на работу, вправе использовать труд иностранцев без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ), но при этом она обязана в течение трех рабочих дней с момента заключения трудового и (или) гражданско-правового договора уведомить об этом территориальный орган ФМС РФ и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ), в порядке, утверждённом приказом Федеральной миграционной службы от 28.06.2010 N 147.
Помимо перечисленных органов, организация-работодатель, в соответствии с пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, в течение 10 дней со дня заключения с иностранным работником трудового договора обязана уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников по форме, утвержденной письмом ФНС РФ от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676.
Вместе с тем согласно п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ для осуществления трудовой деятельности иностранному гражданину, временно пребывающему, а также временно проживающему в РФ, в любом случае необходимо получить разрешение на работу в федеральном органе исполнительной власти в сфере миграции или его территориальном органе, если такой работник не относится к одной из категорий иностранных работников, перечисленных в пп.пп. 2-9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.
Иными словами, при приеме на работу иностранный гражданин обязан предъявить работодателю разрешение на работу, которое оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок и выполненном в виде пластиковой карты стандартного размера. Бланк разрешения на работу является документом строгой отчетности. Форма бланка разрешения на работу утверждена приказом ФМС РФ от 25.12.2006 N 370. Разрешение на работу подписывается должностным лицом, уполномоченным руководителем органа миграционной службы, принявшего решение о выдаче разрешения на работу, и заверяется печатью этого органа.
При приеме на работу иностранного работника работодателю также необходимо помнить, что временно пребывающий в РФ иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в пределах того субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ), а иностранный гражданин, временно проживающий в РФ, - в субъекте РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Поскольку подлинник разрешения на работу, как правило, находится на руках у иностранного работника для предъявления контролирующим органам (милиции, органам миграции), работодателю рекомендуется при приеме иностранного работника оформить копии разрешения на работу и миграционной карты иностранца для приобщения их к кадровым документам. Указанные копии могут понадобиться при проверках Вашей организации инспекцией по труду, которые регулярно проводятся в организациях, использующих труд иностранных работников.
Обращаем Ваше внимание на то, что за несоблюдение правил принятия на работу иностранных граждан предусмотрена административная ответственность (часть 1 ст. 18.15 КоАП РФ).
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 11 ТК РФ действие трудового законодательства в полной мере распространяется и на трудовые отношения с участием иностранных граждан. Следовательно, если с иностранным гражданином заключается трудовой договор, то он обязан дополнительно предъявить работодателю документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
В случае если документы составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык.
Согласно письму Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 N 908-6-1 "Об оформлении трудовой книжки для иностранного работника" в настоящее время на территории РФ имеются две формы трудовых книжек, обладающие одинаковой силой: образца 1974 года и образца 2004 года. Если работником при поступлении на работу предъявлена трудовая книжка, не соответствующая форме, признаваемой на территории РФ (например трудовая книжка украинского образца), работодатель должен (исходя из обязанности вести трудовую книжку на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, - часть 3 ст. 66 ТК РФ) завести на указанного работника новую трудовую книжку. При этом никаких записей об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории Украины в соответствии с трудовой книжкой украинского образца в трудовую книжку российского образца не производится. Если же работником предъявлена трудовая книжка одного из действующих в России образцов, записи о работе у данного работодателя вносятся в нее в общем порядке.
Что касается страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, то следует учитывать, что на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" пенсионному страхованию, помимо граждан РФ, подлежат также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ и работающие по трудовому, гражданско-правовому, авторскому и лицензионному договору. Временно пребывающие в РФ иностранные граждане по общему правилу обязательному пенсионному страхованию не подлежат, в связи с чем страховые свидетельства на таких граждан не оформляются (смотрите также письмо УФНС РФ по г. Москве от 20.02.2008 N 21-11/016426@). Однако с 1 января 2012 года временно пребывающие на территории РФ иностранцы, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ).*(2)
В отношении необходимости получения иностранным работником свидетельства о присвоении ему ИНН отметим, что согласно ст. 65 ТК РФ работодатель при приеме на работу иностранного гражданина не вправе требовать от него обязательного представления свидетельства о постановке на налоговый учет. В соответствии с п. 7 ст. 83 НК РФ постановка на налоговый учет физических лиц, не относящихся к ИП, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, обязанными сообщать сведения, связанные с учетом налогоплательщиков, либо на основании заявлений этих физических лиц. Под физическими лицами согласно п. 2 ст. 11 НК РФ понимаются как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Согласно п. 1 ст. 84 НК РФ правила постановки на учет и снятия с учета физических лиц устанавливает Минфин России. Однако Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденный приказом Минфина РФ от 05.11.2009 N 114н, не предусматривает какие-либо особенности постановки на учет и снятия с учета иностранных граждан, в связи с чем постановка на налоговый учет иностранных граждан производится в общеустановленном порядке. Таким образом, постановка на учет в налоговых органах иностранного гражданина по месту временного пребывания с присвоением ему ИНН является его правом, а не обязанностью.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коробейников Евгений
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
27 июля 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Об отличии гражданско-правовых договоров от трудовых договоров смотрите, например, следующие материалы:
Вопрос: В каких случаях договор подряда может быть признан трудовым договором? Какие факты для этого должны быть установлены? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2012 г.).
Вопрос: Какие существуют основные критерии при рассмотрении вопроса об отграничении трудового договора от договора подряда (гражданско-правового договора)? Можно ли неоднократно заключать краткосрочные договоры подряда? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2011 г.);
Вопрос: Чем трудовой договор отличается от гражданско-правового? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2008 г.).
*(2) Относительно порядка регистрации таких лиц в системе обязательного пенсионного страхования смотрите, например, материал:
Вопрос: Каковы правила оформления страхового свидетельства государственного пенсионного страхования для сотрудников - граждан Белоруссии, не имеющих регистрации на территории РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2012 г.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.