Предмет спора: распределение расходов на питание больных
В рамках рассмотрения вопроса взаимоотношений фонда ОМС и медицинского учреждения особый интерес всегда представлял анализ сложившейся арбитражной практики: спорные ситуации, позиция контролеров ОМС, доводы сторон и, конечно же, вердикты судей. Вниманию читателей мы предлагаем спорную ситуацию распределения расходов на питание больных, получающих лечение за счет средств как ОМС, так и бюджетов субъектов РФ.
Согласно нормам ст. 289 БК РФ под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением бюджетных ассигнований, сметой доходов и расходов, либо иным правовым основанием их получения.
На основании Указа Президента РФ N 1095*(1) средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
В ходе проверки проверяющий контрольный орган должен доказать виновность учреждения, аргументируя свои выводы с помощью действующих нормативных документов.
В чем суть спора?
Государственное учреждение "Республиканская инфекционная больница" (далее - ГУ "РИБ", Больница) обратилось в арбитражный суд с заявлением к фонду обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) о признании недействительными предписания и акта комплексной проверки от 11.01.2011.
В соответствии с выданным предписанием Больница должна в месячный срок за счет собственных средств восстановить использованные не по целевому назначению средства ОМС на питание пациентов, получивших лечение по социально значимой программе в IV квартале 2008, 2009 годов.
ГУ "РИБ" не согласилось с выводом Фонда, изложенным в предписании и акте проверки, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решение, вынесенное в постановлении ФАС ВВО
Арбитры ФАС ВВО, руководствуясь действующими в проверяемый период нормативными актами: ст. 34 Закона N 326-ФЗ*(2), ст. 8 и 9 Закона N 129-ФЗ*(3), Указом Президента РФ N 1095, Инструкцией N 148н*(4), Положением N 4/205*(5) - пришли к выводу: Фонд не доказал, что Больницей допущено нецелевое расходование средств ОМС на питание пациентов.
Принимая решение, суд основывался на следующем.
В силу ст. 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.
На основании п. 10 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного ФФОМС от 05.04.2001 N 1518/21-1, медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, используют поступившие средства в соответствии с заключенными договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по ОМС на территории субъекта РФ.
Средства, поступившие от территориального фонда на отдельные мероприятия по здравоохранению, используются медицинскими учреждениями, функционирующими в системе обязательного медицинского страхования, в рамках утвержденных целевых программ по здравоохранению.
Согласно ст. 24 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" тарифы на медицинские услуги по ОМС определяются соглашениями между страховыми медицинскими организациями, органами исполнительной власти субъектов РФ и профессиональными медицинскими ассоциациями.
Исходя из представленных документов установлено, что на основании тарифных соглашений, заключенных Фондом и Минздравом субъекта РФ на 2008 и 2009 годы, в состав медицинских услуг, оказываемых ГУ "РИБ", включены расходы на продукты питания. Сметы медицинского учреждения на 2008 и 2009 года утверждены Минздравом субъекта РФ.
В проверяемом периоде лечение больных в Больнице осуществлялось за счет средств как ОМС, так и бюджетов. Обеспечение пациентов питанием является частью общего лечения в соответствии с предоставляемыми Больницей медицинскими услугами. Питание больных, одновременно получающих лечение в Больнице за счет разных источников финансирования, организуется на одной и той же базе с применением единых среднесуточных наборов продуктов на одного больного в лечебно-профилактических учреждениях в разрезе стандартов диет (Приказ Минздрава РФ от 05.08.2003 N 330).
Продукты питания приобретались Больницей на средства, выделенные на эти цели. Списание продуктов питания производилось на основании меню-требования по средней фактической стоимости каждого продукта и по тому источнику, по которому продукты были приобретены.
Способы оплаты медицинских услуг лечебно-профилактических учреждений при реализации программы ОМС по субъекту РФ определены в Положении N 4/205. Такими способами являются "за законченный случай лечения" и "по смете расходов".
Согласно приложению 1 к Положению N 4/205 до 01.01.2010 медицинская помощь, оказываемая инфекционными больницами, к которым относится ГУ "РИБ", оплачивалась по смете расходов. Сметы расходов Больницей в 2008 и 2009 годах не превышены.
В ходе проверки Фонд исходил из данных распределения фактических расходов на питание больных и лиц, осуществляющих уход за больными, пропорционально доле принятых к оплате медицинских услуг в разрезе источников финансирования по законченным в соответствующем отчетном периоде случаям лечения больных. Вместе с тем этот метод учета и распределения расходов на питание больных в проверяемом периоде нормативно не предусмотрен.
Таким образом, Фонд не доказал нецелевого использования Больницей денежных средств. Его ссылка на положения налогового законодательства подлежит отклонению, поскольку исполнение Больницей налоговых обязательств не является предметом рассмотрения спора и при отсутствии доказательств нецелевого расходования средств не влияет на выводы арбитров о необоснованности позиции Фонда (Постановление ФАС ВВО от 15.02.2012 N А29-2431/2011).
С. Валова,
редактор журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
*(3) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(4) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н.
*(5) Положение о порядке оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздрава Республики Коми от 26.04.2004 N 4/205.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"