Организация осуществляет расходы на рекламу своего логотипа путем его нанесения на гоночный болид, экипировку гонщика и гараж. После нанесения логотипа на указанные предметы организация создает видео- и аудиоролики для их показа (прослушивания) на телевидении (радио). Можно ли расходы на рекламу логотипа организации и расходы на показ (прослушивание) видео- и аудиороликов учитывать в расходах для целей налогообложения?
В соответствии с Федеральным законом от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования признается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Указанные определения содержатся в ст. 3 Закона N 38-ФЗ.
Таким образом, реклама может распространяться любым способом и с использованием любых средств, в частности, путем нанесения логотипа на гоночный болид, экипировку гонщика и гараж, а также путем показа (прослушивания) на телевидении (радио) специально созданных видео- и аудиороликов.
Кроме того, Закон N 38-ФЗ содержит специальную статью, положения которой устанавливают особенности рекламы на транспортных средствах и с их использованием. Так, размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство (п. 1 ст. 20 Закона N 38-ФЗ).
Также следует отметить, что, согласно п. 1 ст. 1225 ГК РФ, результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в частности, изобретения, фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания.
Следовательно, логотип организации и видео- и аудиоролики, являющиеся результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации организации, признаются объектом рекламирования.
С учетом данных обстоятельств можно сделать вывод о том, что размещение логотипа организации на гоночном болиде, экипировке гонщика и гараже, а также показ (прослушивание) на телевидении (радио) специально созданных видео- и аудиороликов признается рекламой.
Что касается налогового законодательства, необходимо обратить внимание на положение пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, в соответствии с которым к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ, к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся расходы, поименованные в абзацах втором-четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ. Отметим, что такие расходы учитываются для целей налогообложения в полном объеме. Среди них присутствуют расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором-четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Каких-либо иных положений в отношении учета расходов на рекламу положениями главы 25 НК РФ не установлено. В связи с этим необходимо руководствоваться только указанными положениями, которые необходимо применять с учетом норм ст. 252 НК РФ. Поскольку расходы на показ (прослушивание) на телевидении (радио) специально созданных видео- и аудиороликов относятся к расходам на рекламные мероприятия через средства массовой информации, которые поименованы в абзаце втором п. 4 ст. 264 НК РФ, они могут быть учтены для целей налогообложения в полном объеме.
Что касается расходов на размещение логотипа организации на гоночном болиде, экипировке гонщика и гараже, следует обратить внимание на письмо Минфина России от 11.03.04 N 04-02-05/4/4, в котором был сделан вывод о том, что расходы, связанные с размещением логотипа компании на экипировке участников спортивно-массовых мероприятий, могут учитываться для целей налогообложения. Однако из указанного письма не представляется возможным сделать вывод в отношении того, в каком размере данные расходы могут быть учтены.
В связи с этим следует сказать, что расходы на размещение логотипа организации на гоночном болиде, экипировке гонщика и гараже не поименованы в абзацах втором-четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ, поэтому они не могут быть учтены в расходах для целей налогообложения в полном объеме. Однако учитывая, что такие расходы все-таки относятся к рекламным, согласно положениям Закона N 38-ФЗ, их можно учитывать для целей налогообложения на основании абзаца пятого п. 4 ст. 264 НК РФ в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Аналогичного мнения придерживается ФАС Московского округа в своем постановлении от 17.03.09 N КА-А40/1688-09. В данном постановлении речь шла о расходах организации на размещение ее логотипа и наименования на спортивной форме учащихся.
Д.В. Осипов,
советник отдела налогообложения прибыли организаций
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
1 сентября 2012 г.
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 9, сентябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22