Опираясь на судебную практику, компания может ускорить возврат НДС из бюджета
Практически каждая организация сталкивается с возвратом из бюджета суммы НДС. В какие сроки производится возврат налога? Когда необходимо подать заявление? С какого момента можно рассчитывать на получение процентов, если налоговики просрочат перечисление суммы налога?
Когда камеральная проверка декларации завершена и инспекторы вынесли решение о возмещении НДС, для организации начинается период ожидания перечисления денег на расчетный счет (см. врезку на с. 14). Нередко он затягивается на длительный срок. Однако в налоговом законодательстве есть способ воздействия на налоговиков. Пункт 10 статьи 176 НК РФ позволяет взыскать с контролеров проценты за каждый день просрочки с возвратом денег. Правда, инспекции обычно не соглашаются добровольно заплатить проценты, поэтому организациям приходится обращаться в суд.
Справка. Общие правила возврата или зачета налога
После проведения камеральной проверки декларации, где НДС заявлен к возмещению, инспекторы в течение семи рабочих дней должны вынести решение о возмещении налога (ст. 176 и п. 2 ст. 173 НК РФ). Если в ходе проверки инспекторы выявят в декларации ошибки, они могут отказать в возмещении полностью или частично (п. 3 ст. 176 НК РФ).
Однако на практике налоговики при обнаружении даже незначительных ошибок откладывают возврат налога по всей декларации. Такое решение контролеров можно оспорить в суде. Так, например, Президиум ВАС РФ в постановлении от 12.04.11 N 14883/10 признал незаконность решения налоговиков, указав, что допустимо откладывать возмещение только спорных сумм налога. НДС по бесспорным операциям необходимо возмещать отдельно - согласно пункту 2 статьи 176 НК РФ.
Одновременно с вынесением решения о возмещении НДС налоговики выбирают способ, которым оно будет исполнено, - зачет или возврат. Решение о возврате налога не может быть принято, если у налогоплательщика есть непогашенная недоимка по федеральным налогам, а также задолженность по пеням и штрафам (п. 6 ст. 176 НК РФ). В такой ситуации часть налога возмещается путем зачета, а оставшаяся сумма перечисляется на расчетный счет компании.
Отметим, что НДС можно зачесть только в счет уплаты задолженности по федеральным налогам и сборам, а именно:
- НДС;
- акциза;
- НДФЛ;
- налога на прибыль организаций, подлежащего уплате именно в федеральный бюджет;
- сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- водного налога;
- государственной пошлины;
- налога на добычу полезных ископаемых.
На следующий день после принятия решения о возврате налоговики направляют платежное поручение на возврат суммы налога в территориальный орган Федерального казначейства, которое он обязан исполнить в течение пяти рабочих дней со дня его получения (п. 8 ст. 176 НК РФ).
По мнению судов, при отсутствии заявления о возврате НДС контролеры обязаны перечислить деньги на любой известный расчетный счет компании
При отсутствии задолженности по налогам, штрафам и пеням НДС, подлежащий возмещению, возвращается по заявлению налогоплательщика (п. 6 ст. 176 НК РФ). Срок его подачи законодательно не установлен, поэтому налогоплательщик может подать заявление как во время, так и по окончании камеральной проверки. Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Уральского от 17.01.12 N А60-11991/2011 и Московского от 28.04.11 N А40-93715/10-127-500 округов.
Однако на практике нередко складываются ситуации, когда налогоплательщик подал декларацию с возмещением налога, но не подал заявление о возврате. Контролеры, пользуясь моментом, не возмещают налог, ссылаясь на отсутствие заявления налогоплательщика.
Однако Президиум ВАС РФ в постановлении от 17.03.11 N А50-36971/2009 пришел к выводу, что такое бездействие налоговых органов неправомерно. Арбитры указали: заявление о возврате НДС подается налогоплательщиком при необходимости возвратить налог на конкретный банковский счет. При отсутствии такого заявления ревизоры, приняв решение о возврате НДС, вправе вернуть излишне перечисленные в бюджет денежные средства налогоплательщика на любой известный инспекции расчетный счет.
Следовательно, отсутствие заявления не снимает с налоговиков обязанности возвратить налог. Проценты за просрочку возврата суммы налога также начисляются в общем порядке. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.02.12 N А40-137158/10-116-605, ФАС Московского от 19.03.12 N А40-66009/11-115-212, от 10.11.11 N А40-14570/10-20-138, от 24.06.11 N А40-111245/10-4-627, Восточно-Сибирского от 29.02.12 N А19-18327/10, от 29.06.11 N А58-3271/2010, Северо-Западного от 17.11.11 N А26-1364/2011 и Западно-Сибирского от 23.08.11 N А27-15479/2010, от 19.09.11 N А27-17051/2010 округов.
Таким образом, налогоплательщик может и не представлять в инспекцию заявление о возврате НДС, однако, по мнению автора, это непременно приведет к спорам с фискальными органами.
Судебный иск о возврате НДС может заменить собой заявление о возврате налога
Если инспекторы отказываются возмещать налог, компании могут обжаловать их решение в судебном порядке. В случае положительного итога спора возникает вопрос: должна ли организация подавать в инспекцию заявление о возврате НДС?
Налоговики считают, что должна. Якобы налогоплательщику не может быть возвращен НДС, если волеизъявление о возврате налога выражено только в исковом заявлении, а в инспекцию заявление о возврате не подавалось. Такой же вывод содержится в постановлениях ФАС Московского от 28.07.10 N А40-119877/09-80-909, Северо-Кавказского от 11.11.08 N А32-1983/2007-19/1-2008-56/33 округов.
Однако другие суды опровергают такой вывод, полагая, что налогоплательщику должен быть возвращен НДС, даже если волеизъявление о возврате налога выражено только в исковом заявлении (постановления ФАС Московского от 23.03.11 N А40-44453/10-118-274 и Северо-Западного от 17.08.10 N А13-14601/2009 округов).
Инспекторы настаивают, что заявление на возврат налога должно быть подано не позднее трех лет
На практике при нарушении трехлетнего срока налоговики отказывают в возврате НДС. И некоторые суды их поддерживают, указывая на то, что если трехлетний срок подачи заявления истек, то возврат налога неправомерен (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.06.12 N А82-7566/2011). Его исчисление в случае с возмещением НДС, по мнению судей, начинается со дня подачи декларации.
Но возникает сложность, если после подачи первоначальной декларации налогоплательщик подал уточненную. В этом случае суды принимают разные решения. Одни указывают, что трехлетний срок отсчитывается от даты подачи первоначальной декларации (постановления ФАС Московского от 10.02.12 N А40-47069/11-115-151 и от 12.07.11 N А41-36694/10, Восточно-Сибирского от 06.03.12 N А33-10933/2011 и Волго-Вятского от 20.04.09 N А43-27545/2008-32-882, от 08.12.08 N А82-2883/2008-27 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 31.03.09 N ВАС-3369/09) округов).
Другие арбитры делают послабление, рассматривая в качестве начала отсчета трехлетнего срока дату представления первой уточненной декларации (постановления Поволжского от 20.07.11 N А65-20710/2010 и Центрального от 11.07.11 N А54-4819/2010 округов).
Однако есть решение, в котором суд вовсе не согласился с налоговиками. ФАС Северо-Западного округа указал, что пропуск трехлетнего срока не является аргументом для отказа в возврате НДС (постановление от 31.01.12 N А56-70706/2010). Ведь статья 176 НК РФ не ставит возврат налога в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления об этом.
Перенос вычетов может стать альтернативой возмещения НДС
Если налогоплательщик знает, что в последующих периодах у него будет большая сумма НДС к уплате в бюджет, то вместо возмещения ему может быть выгоднее перенести часть вычетов на будущее.
Чиновники выступают против такого переноса, указывая, что вычет может быть заявлен только в том периоде, когда на него появилось право. При более позднем заявлении вычета компании необходимо подать уточненную декларацию (письма Минфина России от 13.10.10 N 03-07-11/408 и от 22.06.10 N 03-07-08/186). Есть и судебные решения, подтверждающие такую позицию. Арбитры отмечают, что подача уточненной декларации может производиться не позднее трех лет с момента представления первичной (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.11 N А11-2497/2010 и от 07.06.10 N А79-5798/2009).
Однако позицию чиновников можно оспорить. В более ранних письмах Минфин указывал, что вычет НДС можно заявить в течение трех лет с момента окончания соответствующего налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло на него право (письма от 01.10.09 N 03-07-11/244, от 30.07.09 N 03-07-11/188 и от 30.04.09 N 03-07-08/105).
Суды также подтверждают, что законодательство не запрещает предъявление НДС к вычету за пределами периода, в котором возникло соответствующее право. Ведь такая отсрочка не приводит к изменению налогового бремени налогоплательщика и неуплате НДС в бюджет. Тем более что вычет налога является правом, а не обязанностью. Налогоплательщик сам выбирает момент предъявления налога к вычету, но не ранее периода возникновения права на него.
Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского от 24.04.12 N А40-98473/11-91-416, от 09.12.11 N А40-17552/11-116-53, от 02.12.10 N А40-13974/10-142-82, от 14.12.11 N А41-23008/10, Западно-Сибирского от 29.04.11 N А45-9630/2009 и Поволжского от 13.09.11 N А57-14320/2010, от 09.06.11 N А65-23964/2010 округов.
Некоторые компании переносят вычеты в пределах трехлетнего срока, увеличенного на 20 дней. Ведь декларация по НДС представляется до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Однако такое требование неправомерно.
Инспекторы на местах и суды отказывают компаниям в запоздалом вычете, указывая, что трехлетний срок является пресекательным, соответственно он не может быть продлен на 20 дней, предусмотренных для подачи декларации по НДС (постановления ФАС Уральского от 21.05.12 N А60-29258/2011, Северо-Западного от 12.04.12 N А21-5718/2011 и Московского от 20.12.11 N А40-22199/11-75-95 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 10.04.12 N ВАС-3340/12), от 04.03.09 N А40-39331/08-115-112 округов).
У налоговиков и судей до сих пор нет однозначного решения о том, с какого дня считать проценты
Предельный срок исполнения обязанности по возврату налога составляет 12 рабочих дней (п. 2 и 8 ст. 176 НК РФ). Из них 7 рабочих дней отводится на принятие налоговым органом решения о возврате, а 5 рабочих дней, в течение которых платежное поручение направляется в казначейство, - на перевод денежных средств на счет налогоплательщика. При нарушении этого срока за каждый день начисляются проценты, которые рассчитывают исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 10 ст. 176 НК РФ).
Однако ни у контролирующих органов, ни у судов пока нет единой позиции о том, как правильно исчислить 12-дневный срок. Некоторые арбитры считают, что проценты начисляются по истечении 12 рабочих дней, начиная с 13-го дня после подачи организацией заявления о возврате налога (постановления ФАС Московского округа от 24.06.11 N А40-101627/10-90-521 и от 21.06.11 N А40-101595/10-99-519).
Другие же судьи приходят к выводу, что проценты начисляются по истечении 11 дней, начиная с 12-го дня после подачи заявления о возврате налога (постановления ФАС Московского округа от 28.04.11 N А40-93715/10-127-500, от 04.08.11 N А40-133146/10-114-790 и от 03.08.11 N А40-141377/10-127-842).
Еще одно мнение - проценты начисляются по истечении 12 рабочих дней, начиная с 13-го дня после получения инспекцией заявления о возврате налога (постановление ФАС Уральского округа от 17.03.11 N А47-1135/2010). Либо проценты начисляются с 12-го дня, причем первый день отсчитывается со дня, следующего за днем получения инспекцией заявления о возврате налога (постановление ФАС Московского округа от 25.01.11 N А40-49306/10-142-268).
Однако, по мнению автора, необходимо исходить из норм налогового законодательства, согласно которым проценты начисляются с 12-го дня после завершения камеральной проверки (п. 10 ст. 176 НК РФ). Отметим, что в настоящее время многие суды согласны с такой позицией (постановления Президиума ВАС РФ от 21.02.12 N А40-137158/10-116-605 и от 17.03.11 N А50-36971/2009, ФАС Московского округа от 19.03.12 N А40-66009/11-115-212 и от 16.06.11 N А40-99782/10-4-479).
Как рассчитать 12-дневный срок, если заявление о возврате НДС отправлено по почте
Официальных разъяснений по данному вопросу нет, однако имеются судебные решения, согласно которым проценты начисляются по истечении 12 рабочих дней со дня отправления по почте заявления о возврате налога по день, предшествующий фактическому возврату НДС, а именно поступлению денег на счет плательщика (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.10.09 N А73-4045/2009, оставлено в силе определением ВАС РФ от 04.03.10 N ВАС-1933/10). При этом отметим, что день сдачи заявления подтверждается описью вложения с проставленной печатью и датой отправки письма.
В другом постановлении высказано противоположное мнение, в нем арбитры пришли к выводу, что если заявление о возврате налога направляется по почте, то проценты при нарушении сроков возврата начисляются по истечении 12 рабочих дней с момента получения инспекцией данного заявления по день, предшествующий фактическому возврату НДС (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.10.09 N А45-20499/2008 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 04.12.09 N ВАС-16068/09)).
В заявлении безопаснее указать период, за который возвращается налог
В налоговом законодательстве не предусмотрено требований к оформлению заявления на возврат НДС. Однако налоговики отказываются принимать заявления, если в них не указан период, за который происходит возмещение налога. Судебная практика по этому вопросу также неоднозначна.
В более ранних решениях арбитры приходили к выводу, что в заявлении необходимо указывать период, за который происходит возврат. Они ссылаются на то, что отсутствие указанной информации лишает налоговый орган возможности решить вопрос о наличии у налогоплательщика права на налоговый вычет по НДС за конкретный налоговый период (постановления ФАС Московского от 23.10.06 N А40-39206/05-139-342 и Восточно-Сибирского от 14.11.06 N А78-768/06-С2-28/65 округов).
Однако есть решение, в котором высказана иная точка зрения. Так, в постановлении от 16.02.10 N А45-4480/2008 ФАС Западно-Сибирского округа отклонил довод налоговиков о том, что заявление о возврате НДС не содержит указания на налоговый период, по которому данная сумма подлежит возврату. При этом суд отметил, что законодательством не установлена обязательная форма такого заявления, в том числе требование указания на налоговый период.
Таким образом, на практике контролирующие органы, скорее всего, воспользуются возможностью отказать в возмещении налога, если налогоплательщик не укажет налоговый период. Поэтому безопаснее все же указать в заявлении период, за который необходимо вернуть НДС.
Нюансы возврата НДС при смене места регистрации компании
При смене места регистрации налоговики не могут определиться, кто именно должен возместить налог. Так, инспекторы по новому месту учета отсылают организацию за получением возмещения в инспекцию по старому месту учета, в которую и было подано заявление. Основание - налоговый орган по новому месту учета не проводил камеральную проверку документов о возмещении НДС. А прежняя инспекция отправляет компанию обратно к новому месту учета, ссылаясь на то, что весь комплект документов по ней уже отправлен туда. Соответственно процесс возмещения налога затягивается, и не на один месяц. Однако налоговики не имеют на это права.
Во-первых, налоговые органы - единая централизованная система (п. 1 ст. 30 НК РФ). Соответственно все инспекции можно рассматривать как единый орган.
Во-вторых, Президиум ВАС РФ в постановлении от 30.05.06 N 1334/06 указал, что после перевода компании в другую инспекцию обязанность по возврату НДС возлагается на инспекцию по новому месту учета. Федеральные арбитры приходят к аналогичному выводу независимо от того, что заявление о возврате налога было подано в инспекцию по прежнему месту учета (постановления ФАС Московского округа от 27.12.11 N А41-6486/11, от 20.01.11 N А40-168718/09-112-1339, от 15.09.10 N А40-135506/09-112-1037 и от 21.01.11 N А40-170486/09-107-1412).
Так, в постановлении от 10.07.08 N А40-55820/07-98-312 ФАС Московского округа указал, что налоговый орган должен осуществлять возмещение НДС по месту учета налогоплательщика на момент возврата, а повторное обращение с заявлением о возмещении налога в таких случаях налоговым законодательством не предусмотрено.
Следовательно, если налогоплательщик подал в инспекцию заявление о возврате налога или уплате процентов, а затем сменил место учета, то возврат налога обязан осуществить налоговый орган по новому месту учета на основании предоставленных сведений от налогового органа по прежнему месту учета.
Однако есть постановления, в которых высказана противоположная позиция судей - возмещать налог должна инспекция по прежнему месту учета налогоплательщика. Арбитры при этом указывают, что смена организацией юридического адреса и места постановки на учет не означает, что инспекция, в которой он ранее состоял на учете и в которую поданы декларации и заявление о возврате НДС, освобождается от обязанности возместить налог (постановления ФАС Московского от 11.07.11 N А40-147901/10-115-646, Западно-Сибирского от 21.12.09 N А45-7056/2009 и Уральского от 16.08.07 N А60-2496/07 округов).
И.В. Боровская,
специалист по аудиту ООО "Алинга Консалтинг"
"Российский налоговый курьер", N 17, сентябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99