По материалам судебных решений: нарушения трудового законодательства
Несоблюдение работодателем требований трудового законодательства довольно часто приводит к возникновению трудового спора и разбирательствам в суде. В соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом и другими федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами. К ответственности, как правило, привлекаются должностные лица организации, в первую очередь руководители различных уровней. Отметим, что в большинстве случаев суд встает на сторону работника. В статье рассмотрены споры по нарушениям трудового законодательства.
Основным нормативным документом, регулирующим трудовые отношения между работником и работодателем, является Трудовой кодекс. Контроль за реализацией государственной политики в области труда осуществляет Федеральная служба по труду и занятости. В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, роль федеральной инспекции труда в защите трудовых прав работников определяется тем, что именно этот орган является специализированным в сфере государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права.
Статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда в виде наложения штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 1 000 до 5 000 руб.;
- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Ниже приведем нарушения трудового законодательства, которые были рассмотрены в судах.
Нарушение: несоблюдение законодательства об оплате труда
Суть спора. Государственной инспекцией труда по факту коллективного обращения работников была проведена документарная проверка ФГОУ СПО "Астраханский государственный колледж профессиональных технологий" (далее - ФГОУ СПО), в результате которой выявлены нарушения трудового законодательства:
- не выполнены распоряжения Правительства РФ от 31.05.2011 N 957-р, от 27.09.2011 N 1641-р по повышению работникам образования оплаты труда на 6,5%;
- денежные средства, выделенные на повышение окладов, тарифных ставок работникам колледжа, направлены на выплату премий стимулирующего характера, что повлекло нарушение ст. 144 "Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений" ТК РФ.
По итогам проверки 06.02.2012 государственным инспектором труда по правовым вопросам выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства - привести оклады работников ФГОУ СПО в соответствие с требованиями Распоряжения Правительства РФ N 1641-р*(1).
Образовательное учреждение с выводами инспекции труда не согласилось, так как считает, что права работников колледжа не ущемлены и повышение окладов было произведено согласно нормам действующего законодательства.
Позиция суда. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на заработную плату без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Аналогичная норма заложена в ст. 133 ТК РФ: месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, зарплата имеет три составляющие: оклад (должностной оклад), стимулирующие выплаты, компенсационные выплаты.
Статьей 134 ТК РФ установлено, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В силу положений ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и другие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно Распоряжению Правительства РФ N 1641-р федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя подведомственных федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, главным распорядителям средств федерального бюджета поручено принять меры по увеличению с 01.10.2011 на 6,5% обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда:
- работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;
- работников федеральных государственных органов;
- гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба и оплата труда в которых осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 583*(2);
- работников государственных академий наук и подведомственных им учреждений.
Во исполнение Распоряжения Правительства РФ N 957-р ФГОУ СПО из федерального бюджета выделены ассигнования на увеличение фонда оплаты труда.
Согласно Письму Департамента организации бюджетного процесса, учета и отчетности Минобрнауки РФ от 13.10.2011 во исполнение Распоряжения Правительства РФ N 1641-р учреждениям в июне текущего года доведены бюджетные ассигнования на повышение фонда заработной платы на 6,5% с 1 октября 2011 года.
Из материалов дела следует, что 03.02.2012 государственным инспектором труда по правовым вопросам проведена проверка соблюдения трудового законодательства РФ по коллективному обращению работников ФГОУ СПО о нарушении их трудовых прав работодателем. В частности, из заявления работников следовало, что должно быть произведено повышение заработной платы.
В результате проверки установлено, что в филиале колледжа повышений размера заработной платы в соответствии с распоряжениями Правительства РФ N 957-р и N 1641-р на 6,5% с 1 июня и с 1 октября 2011 года произведено не было. Согласно акту проверки от 03.02.2012 в нарушение законодательных норм руководителем ФГОУ СПО выделенные денежные средства выплачены в июне и декабре 2011 года в виде стимулирующих выплат.
Так, во исполнение Распоряжения Правительства РФ N 957-р в июне 2011 года на основании приказов работникам П., Ф., Г., К. осуществлены выплаты стимулирующего характера.
Согласно выписке из приказа от 21.12.2011 на основании решения Совета колледжа по итогам работы за 2011 год бухгалтерией колледжа произведены начисления стимулирующий (премиальной) выплаты за декабрь 2011 года из бюджетных средств определенным сотрудникам колледжа.
По данному факту инспектором составлен акт проверки и вынесено предписание об устранении нарушений от 06.02.2012.
Учитывая, что руководством ФГОУ СПО денежные средства, выделенные на повышение окладов (тарифных ставок) работникам колледжа, направлены на выплату премий стимулирующего характера, суд пришел к выводу: распоряжения Правительства РФ N 957-р и N 1641-р о повышении оплаты труда на 6,5% работникам образования не выполнены, что повлекло нарушение ст. 144 ТК РФ (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.05.2012 N 33-1191/2012).
Нарушение: неполная оплата труда несовершеннолетних работников
Суть спора. Городской прокурор в интересах несовершеннолетних А., Б., Р., И., В. обратился в суд с исковыми заявлениями к муниципальному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 2 города Поронайска" (далее - средняя школа N 2) о взыскании задолженности по заработной плате.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что истцы работали в средней школе N 2 по программе временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет центра занятости. В нарушение требований действующего трудового законодательства в заключенных с истцами трудовых договорах не установлены конкретные размеры должностных окладов (или часовых тарифных ставок), применяемых к заработной плате районного коэффициента и процентных надбавок, иных дополнительных стимулирующих выплат; не указана конкретная продолжительность рабочего времени. В расчетных листках несовершеннолетних работников не отражены составляющие части начисленной заработной платы за фактически отработанное время. При этом заработная плата за период работы с 22.01.2011 по 08.02.2011 неправомерно начислена истцам исходя из минимальной заработной платы, установленной в Сахалинской области на 2011 год, в сумме 9 200 руб. с применением среднегодовой нормы рабочего времени, без учета норм рабочего времени в отработанный период при 40-часовой рабочей неделе. По мнению прокурора, применение среднегодовой нормы рабочего времени при начислении заработной платы несовершеннолетним работникам ущемляет их материальные права. Он просил взыскать с образовательного учреждения недоначисленную заработную плату в пользу несовершеннолетних работников.
Позиция суда. Разрешая спор по существу, суд установил, что в рамках муниципальной программы "Содействие занятости населения в муниципальном образовании городской округ "Поронайский" на 2010-2012 годы", утвержденной Постановлением администрации городского округа "Поронайский" от 17.02.2010 N 78, несовершеннолетние работали в средней школе N 2 в период с 22.01.2011 по 08.02.2011 на основании срочных трудовых договоров. В договоре, в частности, указано, что за выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику выплачивается соответствующее вознаграждение в определенном размере. Продолжительность еженедельной работы несовершеннолетних составляет 10 часов. Согласно табелю учета рабочего времени за период действия срочного трудового договора ими отработано 26 часов. В соответствии с расчетными листками несовершеннолетними работниками получено вознаграждение за труд за вычетом НДФЛ.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Согласно ст. 271 ТК РФ при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до 18 лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности рабочего дня. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.
Труд работников в возрасте до 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы.
Оплата труда работников в возрасте до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.
С учетом приведенных норм материального права, а равно того, что с несовершеннолетними работниками заключены срочные трудовые договоры, предусматривающие режим работы подростков в условиях сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 92 ТК РФ), с учетом срока действия трудовых договоров, в силу которых январь и февраль отработаны не полностью, оплата труда должна производиться согласно отработанному времени с применением часовой тарифной ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада (тарифной ставки) и нормативного количества рабочих часов в месяц.
Судебная коллегия, проверив расчет задолженности по заработной плате, представленный прокурором, вынесла решение доначислить и взыскать задолженность по заработной плате с работодателя - средней школы N 2 в пользу несовершеннолетних работников (Кассационное определение Сахалинского областного суда от 21.02.2012 N 33-363/2012).
Нарушение: задержка выдачи трудовой книжки при увольнении
Суть спора. Гражданин Г. обратился в суд иском к организации о взыскании заработной платы за время задержки выдачи трудовой книжки и компенсации морального вреда.
9 августа 2011 года Г. был уволен. Копия приказа о прекращении трудовых отношений по п. 1 ст. 81 ТК РФ была направлена Г. почтовым отправлением, однако трудовую книжку в день увольнения он не получил. Ее выдача была произведена 26.01.2012, в связи с чем работодатель грубо нарушил трудовые права Г. Таким образом, в результате задержки организацией выдачи трудовой книжки истец был лишен возможности трудиться.
Позиция суда. В соответствии с п. 4 ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
При допущенном ответчиком нарушении трудового законодательства в виде задержки выдачи трудовой книжки с него в пользу истца подлежит взысканию средняя заработная плата за все время вынужденного прогула.
В силу п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек*(3) при увольнении работника все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника (за исключением случаев, указанных в п. 36 данных правил).
Работодатель обязан выдать работнику в день увольнения (последний день работы) его трудовую книжку с внесенной в нее записью об увольнении.
В случае если в день увольнения работника (прекращения трудового договора) выдать трудовую книжку невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от получения трудовой книжки на руки, работодатель направляет работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Пересылка трудовой книжки почтой по указанному работником адресу допускается только с его согласия. Со дня направления названного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи работнику трудовой книжки.
В соответствии с п. 62 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 2) средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном ст. 139 ТК РФ.
Поскольку данной статьей установлен единый порядок исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, в таком же порядке следует определять средний заработок при взыскании денежных сумм:
- за время вынужденного прогула, вызванного задержкой выдачи уволенному работнику трудовой книжки (ст. 234 ТК РФ);
- при вынужденном прогуле в связи с неправильной формулировкой причины увольнения (ст. 394 ТК РФ);
- при задержке исполнения решения суда о восстановлении на работе (ст. 396 ТК РФ).
На основании изложенного суд вынес решение о взыскании с организации среднего заработка за время задержки выдачи трудовой книжки, поскольку нарушение прав истца со стороны ответчика выразилось в незаконном лишении его возможности трудиться (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 19.07.2012 N 33-3769/2012).
Нарушение: увольнение без учета норм ТК РФ
Суть спора. Гражданка Б. работала в организации в должности кинолога. В декабре 2010 года ей представили для ознакомления распоряжение о ее сокращении, а в феврале 2011 года ее уволили по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением численности работников организации. Бывшая работница посчитала увольнение незаконным, так как в распоряжении о сокращении ее должность не значилась и ей не было предложено ни одной вакантной должности или другой имеющейся работы. Она просила о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за вынужденный прогул. Позицию гражданки Б. поддерживала Государственная инспекция труда в Удмуртской Республике, считая ее обоснованной. Прокурор также полагала, что увольнение Б. произведено с нарушением закона.
Позиция суда. Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон и третьих лиц, участвующих в процессе, суд пришел к выводу о незаконности увольнения Б. по сокращению численности работников.
Согласно положениям ст. 81 ТК РФ увольнение по указанному основанию возможно при условии, что сокращение численности работников или штата действительно (реально) имеет место. Обстоятельства реального (действительного) сокращения численности или штата работников организации подтверждаются работодателем данными, содержащимися в штатном расписании до и после проведения процедуры сокращения: согласно штатному расписанию на 2009 год в нем предусмотрена одна штатная единица кинолога. Штатное расписание на 2011 год также содержит одну штатную единицу кинолога.
Наличие в штатном расписании ответчика на 2011 год должности кинолога свидетельствует о том, что в организации не произошло реального сокращения штата. Фактически сократили персонально Б. Таким образом, суд пришел к выводу, что увольнение истицы произведено с нарушением требований закона (Кассационное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 06.06.2011).
Суть спора. Гражданин П. работал в должности ведущего научного сотрудника ФГУ по срочному трудовому договору. Приказом от 24.12.2009 он был уволен по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, в связи с истечением срока трудового договора. П., полагая, что данный приказ является незаконным и подлежит отмене, а сам он - восстановлению на работе, обратился в суд с требованием о восстановлении на работе, об оплате вынужденного прогула и о выплате компенсации морального вреда.
Позиция суда. Необоснованное заключение срочного трудового договора и последующее увольнение работника в связи с истечением срока действия договора влекут восстановление работника в прежней должности.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ФГУ и ознакомившись с заключением прокурора, суд решил, что П. подлежит восстановлению на работе в прежней должности, и обязал ФГУ выплатить П. компенсацию морального вреда и оплатить вынужденный прогул.
Свое решение суд обосновал так. В соответствии со ст. 58 ТК РФ трудовые договоры могут заключаться на неопределенный срок; на срок не более пяти лет, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок из-за характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ. В случаях, предусмотренных ч. 2 данной статьи, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.
Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок. В соответствии с п. 14 Постановления Пленума ВС РФ N 2 при установлении факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции суд может признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок.
Из материалов дела видно, что П. был зачислен на работу в 1992 году по срочному трудовому договору сроком на четыре года. В дальнейшем по истечении срока договора заключались новые срочные договоры на такой же срок. Поскольку было установлено, что срочный трудовой договор заключался без достаточных к тому оснований, суд восстановил работника в прежней должности (Определение Московского городского суда от 06.05.2011 N 33-13301).
С. Валова,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Распоряжение Правительства РФ от 27.09.2011 N 1641-р "Об увеличении обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба".
*(2) Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
*(3) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"