Отчёт за девять месяцев
Октябрь для бухгалтеров - напряжённый месяц: наступает очередная отчётная кампания. Составляя отчётные документы за девять месяцев, счётные работники могут спрогнозировать (с некоторой вероятностью) итоговые результаты производственно-хозяйственной деятельности организации за текущий год, ведь не за горами его завершение.
Бухгалтерская отчётность
В октябре всем организациям (кроме бюджетных и общественных) надлежит сформировать промежуточную бухгалтерскую отчётность за девять месяцев текущего года (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учёте", п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н). Промежуточная бухгалтерская отчётность же включает бухгалтерский баланс и отчёт о прибылях и убытках (п. 49 Положения по бухгалтерскому учёту "Бухгалтерская отчётность организации" (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина России от 06.07.99 N 43н).
При составлении отчётности используются формы бухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках, утверждённые приказом Минфина России от 02.07.10 N 66н.
Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчётную дату (п. 18 ПБУ 4/99). В балансе приводятся показатели (п. 10 ПБУ 4/99):
- на отчётную дату (на 30 сентября 2012 года);
- 31 декабря предыдущего года (на 31 декабря 2011 года);
- 31 декабря года, предшествующего предыдущему (на 31 декабря 2010 года).
Если данные за период, предшествующий отчётному, несопоставимы с данными за отчётный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учёту. В результате таких корректировок сравнительные показатели за 2011 год, представленные в отчётности за текущий год, могут не совпадать с этими же показателями в бухгалтерской отчётности за прошлый год. Каждую существенную корректировку организации надлежит раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу вместе с указанием причин, вызвавших это действие.
Отчёт о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчётный период (п. 21 ПБУ 4/99). В данном отчёте приводятся показатели:
- за отчётный период (январь-сентябрь 2012 года);
- период предыдущего года, аналогичный отчётному (январь-сентябрь 2011 года).
В отчёте о прибылях и убытках доходы организации за отчётный период отражаются с подразделением на выручку и прочие доходы. Выручка (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), прочие доходы, составляющие 5% от общей суммы доходов организации за отчётный период и более, показываются по каждому виду в отдельности (п. 18, 18.1 Положения по бухгалтерскому учёту "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утв. приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н).
В случае выделения таких доходов в отчёте о прибылях и убытках показывается соответствующая каждому виду часть расходов (п. 21.1 Положения по бухгалтерскому учёту "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утв. приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н).
Если доходы и связанные с ними расходы, возникающие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации, то прочие доходы могут показываться в отчёте о прибылях и убытках за минусом расходов, относящихся к этим доходам (подп. "б" п. 18.2 ПБУ 9/99).
Бухгалтерскую отчётность за 9 месяцев 2012 года следует подать и в налоговые органы в срок не позднее 30 октября текущего года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанность её представления в налоговый орган влечёт за собой необходимость заполнения графы "Код", приводимой после графы "Наименование показателя". Значения кодов берутся из приложения N 4 к упомянутому приказу Минфина России N 66н (п. 5 приказа Минфина России N 66н).
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, как известно, обязаны представлять налоговые декларации (расчёты) в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме (п. 3 ст. 80 НК РФ). Обязанность же представления бухгалтерской отчётности в электронном виде законодательством РФ на них не возложена. То, что подача рассматриваемой отчётности в таком виде является правом налогоплательщика, а не обязанностью, ФНС России подтвердила в письме от 10.01.12 N АС-4-3/10. Если организация пожелает представить бухгалтерскую отчётность в электронном виде, то ей надлежит использовать формат документов, утверждённый приказом ФНС России от 15.02.12 N ММВ-7-6/87.
Минфин России в письме от 19.07.12 N 03-02-07/1-182 дал разъяснения по порядку представления в инспекцию бухгалтерской отчётности в электронном виде.
Электронная бухгалтерская отчётность должна приниматься должностным лицом налогового органа в том же порядке, что и электронные налоговые декларации (расчёты). При этом конечным результатом процедуры по приёму деклараций (расчётов) является их регистрация в информационном ресурсе инспекции и направление налогоплательщику (его представителю) квитанции о приёме документов, подписанной ЭЦП уполномоченного представителя инспекции (п. 161, подп. 3 п. 135 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчётов) и разъяснению порядка их заполнения (утв. приказом Минфина России от 18.01.08 N 9н)). Следовательно, факт принятия инспекцией электронной бухгалтерской отчётности подтверждается соответствующей квитанцией.
Непредставление же в налоговую инспекцию форм бухгалтерской отчётности влечёт за собой:
- налоговую ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ);
- административную ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Заметим, что уплата штрафа не освобождает от обязанности представления бухгалтерской отчётности (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).
Организации, применяющие упрощённую систему налогообложения, как известно, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учёта, за исключением учёта основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 закона N 129-ФЗ). И хотя как Минфин России, так и ФНС России считают, что полноценное функционирование организаций, образованных в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью, невозможно без ведения бухгалтерского учёта в полном объёме (письма Минфина России от 20.04.09 N 03-11-06/2/67, от 13.04.09 N 07-05-08/156, ФНС России от 15.07.09 N ШС-22-3/566), руководство налоговой службы в упомянутом письме уточнило, что представлять бухгалтерскую отчётность в ИФНС России "упрощенцы" не обязаны. Налоговые органы же не вправе привлекать эти организации к налоговой и административной ответственности, установленной пунктом 1 статьи 126 НК РФ и пунктом 1 статьи 15.6 КоАП РФ.
В свою очередь, организации, осуществляющие деятельность, подпадающую под ЕНВД, обязаны вести бухгалтерский учёт. Поэтому налогоплательщику, совмещающему "упрощёнку" с "вменёнкой", необходимо составлять и представлять в свою налоговую инспекцию бухгалтерскую отчётность в целом по организации (письмо ФНС России от 14.03.12 N ЕД-4-3/4262).
Промежуточная бухгалтерская отчётность представляется налоговикам в последний раз, поскольку Федеральным законом от 29.06.12 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" с 1 января 2013 года вводится новая редакция упомянутого подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Согласно изменениям организации будут обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность не позднее трёх месяцев после окончания отчётного года. Данная обязанность не распространяется на организации, которые в соответствии с Федеральным законом от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" не обязаны вести бухгалтерский учёт.
Налоговые обязательства
Плательщики налога на прибыль организаций при оформлении налоговой декларации за 9 месяцев 2012 года должны обратиться к новой форме декларации, утверждённой приказом ФНС России от 22.03.12 N ММВ-7-3/174 (письмо ФНС России от 15.06.12 N ЕД-4-3/9882) (подробнее о заполнении новой формы декларации - см. статью "Декларация по налогу на прибыль" в "ПБУ" N 9, 2012).
Минфин России в силу пункта 1 статьи 34.2 НК РФ в третьем квартале продолжал давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Так, финансисты в очередной раз напомнили о том, что отпускные по отпуску работника, который начинается в одном и заканчивается в другом отчётном (налоговом) периоде, следует включать в расходы при исчислении налога на прибыль пропорционально дням отпуска в каждом периоде (письмо Минфина России от 23.07.12 N 03-03-06/1/356). При этом чиновниками приводятся всё те же аргументы:
- отпускные относятся к расходам на оплату труда, которые учитываются ежемесячно исходя из начисленных сумм (п. 7 ст. 255, п. 4 ст. 272 НК РФ);
- расходы признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Аналогичная позиция с этими же аргументами высказывается руководством ведомства практически ежегодно (письма Минфина России от 14.06.11 N 07-02-06/107, от 23.12.10 N 03-03-06/1/804, от 12.05.10 N 03-03-06/1/323, от 28.03.08 N 03-03-06/1/212).
Арбитражные суды же придерживаются противоположной позиции. Расходы на оплату ежегодного оплачиваемого отпуска, переходящего на следующий отчётный (налоговый) период, при расчёте налога на прибыль, по мнению судей, налогоплательщик вправе учесть полностью в том периоде, когда отпускные были начислены и выплачены (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.12.11 N А27-6004/2011, ФАС Московского округа от 24.06.09 N КА-А40/4219-09).
Судьи ФАС Уральского округа аргументировали такую позицию следующим. ТК РФ обязывает работодателя осуществить оплату отпуска не позднее чем за три дня до его начала (абз. 13 ст. 136 ТК РФ). Следовательно, отпускные начисляются и выплачиваются работникам единовременно независимо от того, приходится отпуск на один отчётный (налоговый) период либо переходит на следующий. Правила признания расходов в виде отпускных установлены специальной нормой - пунктом 4 статьи 272 НК РФ, согласно которому отпускные учитываются в периоде их начисления. При этом указанная норма не устанавливает порядок распределения суммы отпускных пропорционально дням отпуска, который приходится на два отчётных (налоговых) периода. Соответственно, оснований для деления рассматриваемой суммы на части не имеется. При этом они отклонили ссылку налогового органа на разъяснения Минфина России, указав, что из буквального толкования статьи 272 НК РФ не следует необходимость распределения суммы начисленных отпускных пропорционально дням отпуска, приходящимся на каждый отчётный период (постановление ФАС Уральского округа от 08.12.08 N Ф09-9111/08-С3).
Отпускные по переходящим отпускам, как видим, налогоплательщик может учитывать в полном объёме в том периоде, когда отпускные начислены и выплачены. Однако велика вероятность, что правомерность такого учёта ему придётся доказывать в суде.
Подтвердили свою позицию финансисты и по вопросу возможности учёта затрат по благоустройству территории. Объекты внешнего благоустройства в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ амортизации не подлежат. Следовательно, в целях налогообложения прибыли капитальные расходы на их создание (приобретение) не учитываются (письмо Минфина России от 03.08.12 N 03-03-06/1/386).
Определение понятия "благоустройство территории" отсутствует в действующем законодательстве РФ. В связи с этим чиновники рекомендовали руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства. Так, под расходами в объекты внешнего благоустройства понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации.
В то же время автомобильные подъезды, площадки для проведения выставок, а также организации парковки, используемые для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, на их взгляд, могут быть признаны амортизируемым имуществом при условии соответствия требованиям пункта 1 статьи 256 НК РФ.
Площадки производственные с покрытиями (с щебёночными и гравийными, грунтовыми, стабилизированными вяжущими материалами, покрытиями и колейные железобетонные), а также дороги автомобильные согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 N 1) отнесены к пятой группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
В те же сроки, когда надлежит подать декларацию по налогу на прибыль, а именно до 28 октября, уполномоченный управляющий товарищ должен представить в инспекцию по месту своего учёта расчёт финансового результата инвестиционного товарищества (подп. 3 п. 4 ст. 24.1 НК РФ). Форма указанного расчёта утверждена приказом Минфина России от 13.06.12 N 77н.
Напомним, что с начала текущего года установлена возможность заключения договора инвестиционного товарищества (п. 3 ст. 1041 ГК РФ, Федеральный закон от 28.11.11 N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе"). Данный договор предусматривает осуществление товарищами совместной деятельности по приобретению или отчуждению (ст. 2 закона N 335-ФЗ):
- не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ и товариществ, финансовых инструментов срочных сделок;
- долей в складочном капитале хозяйственных партнёрств.
Ведение общих дел товарищей осуществляют управляющие товарищи, на одного из которых возлагается обязанность ведения обособленного налогового учёта по операциям инвестиционного товарищества в порядке, установленном главой 25 НК РФ (подп. 3 п. 3 ст. 4 закона N 335-ФЗ, подп. 2 п. 4 ст. 24.1 НК РФ) (подробнее - см. статью "Знакомьтесь: инвестиционное товарищество" в текущем номере).
Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора инвестиционного товарищества, установлены статьёй 278.2 НК РФ.
Форма утверждённого расчёта состоит из титульного листа и трёх разделов.
На титульном листе отражается информация о договоре инвестиционного товарищества (дата, номер, наименование договора и наименование организации - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учёта).
В двух первых разделах формы приводится расчёт финансового результата по операциям:
- с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок (раздел 1);
- долями участия в уставном капитале организаций, прочим операциям (раздел 2).
Помимо этого в разделе 2 указываются доходы, полученные в виде дивидендов.
Сведения об участниках инвестиционного товарищества и распределении расходов управляющего товарища в интересах всех товарищей для ведения общих дел в соответствии с долей каждого товарища в прибыли товарищества предложено указывать в разделе 3 расчёта.
При наличии в расчёте финансового результата инвестиционного товарищества недостоверных сведений управляющий товарищ, ведущий налоговый учёт, может быть привлечён к ответственности на основании статьи 119.2 НК РФ. Штрафные санкции согласно указанной норме составляют 40 000 руб. Если же недостоверные сведения поданы управляющим товарищем умышленно, то штраф увеличивается до 80 000 руб.
Правительство РФ постановлением от 18.06.12 N 597 подкорректировало Перечень кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов (утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.04 N 908).
Перечень был поправлен в связи с изменением кодировки продовольствия в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (изменения N 78/2010 ОКП, 79/2010 ОКП, 80/2010 ОКП (утв. приказом Ростехрегулирования от 24.05.10 N 80-ст), N 88/2012, 89/2012 (утв. приказами Росстандарта от 08.02.12 N 3-ст и 4-ст соответственно)).
Изменения затронули четыре раздела: "Молоко и молокопродукты", "Масло растительное", "Маргарин" и "Продукты детского и диабетического питания". Теперь в перечне наименования и коды продукции приведены в соответствие с ОК 005-93, который с 1 июля текущего года изложен в новой редакции.
В классификаторе некоторые коды были удалены, какие-то остались прежними, но уже с другими названиями продукции, какие-то были добавлены. Причём отдельные коды были удалены из-за излишней детализации названий продуктов. Однако это никак не повлияло на размер ставки по НДС. Эта продукция по-прежнему будет облагаться по ставке 10%. Так, например, из перечня исключены коды 92 2501-92 2503: сыры жирные мелкие, сыры жирные бескорковые, сыр плавленый колбасный копчёный. Но они теперь попали в категорию "Сыры" с кодами 92 2510-92 2592, которая поименована в перечне.
Появление в классификации ОК 005-93 обобщающих кодов 91 4180 "Масло растительное из плодов других растений" и 91 4190 "Масло растительное из иных маслосодержащих частей растительных масличных культур. Масло растительное - смесь" поспособствовало тому, что теперь по ставке 10% облагаются любые растительные масла.
Также перечень дополнен списком товаров, облагаемых по ставке 10%. Это, в частности, "Смеси молочные и продукты прикорма для детей раннего возраста в жидкой форме". Сюда относится продукция, соответствующая кодам 92 2221-92 2227 (молочные смеси, каши, прочие продукты прикорма). Помимо этого, приведена более детальная кодировка сухих детских смесей. Реализацию этой продукции надлежало облагать по ставке 10% уже с 20 июня (со дня опубликования изменений в "Российской газете").
В то же время из перечня исключена часть продуктов, в результате чего они будут облагаться НДС по ставке 18%. Это коды 91 4230 "Жиры", в том числе кондитерские (91 4231), кулинарные (91 4232), для хлебопекарной промышленности (91 4233), кормовые (91 4234), 91 6013 "Консервы плодоовощные диабетические".
Пунктом 2 постановления N 597 определено, что новую ставку 18% в отношении жиров (коды 91 4230-91 4234) надлежит применять по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость, то есть с IV квартала 2012 года.
Другие исключённые из перечня продукты (с иными кодами) облагаются по ставке 18% также с 1 октября текущего года, поскольку любой нормативный акт, ухудшающий положение налогоплательщика, в силу пунктов 1 и 5 статьи 5 НК РФ вступает в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении предоплаты в счёт будущих поставок организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками НДС, должны выставлять покупателям счета-фактуры (п. 3 ст. 168 НК РФ). В статье 169 НК РФ установлены обязательные требования к счетам-фактурам, невыполнение которых влечёт отказ покупателю в применении вычета сумм налога. Согласно пункту 6 указанной статьи счёт-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени организации. Если счёт-фактуру выставляет индивидуальный предприниматель, он ставит свою подпись и указывает реквизиты свидетельства о государственной регистрации.
На основе указанных выше положений финансисты вновь повторили, что предприниматель должен подписывать счёт-фактуру лично (письмо Минфина России от 24.07.12 N 03-07-14/70). Финансовое и налоговое ведомства и ранее указывали, что в налоговом законодательстве отсутствует норма, предусматривающая право индивидуального предпринимателя возлагать обязанность подписывать счета-фактуры на уполномоченных им лиц (письма Минфина России от 14.01.10 N 03-07-09/02, ФНС России от 09.07.09 N ШС-22-3/553).
Счёт-фактура, как известно, является документом, на основании которого можно принять к вычету суммы входного НДС (п. 1 ст. 169 НК РФ). В подобной ситуации рискует именно покупатель. Поэтому он может обратиться к продавцу - индивидуальному предпринимателю с просьбой переоформить выставленный счёт-фактуру, на котором стоит подпись другого лица.
Кстати, был прецедент, когда покупатель обратился в суд с иском об обязании контрагента представить надлежащим образом оформленный счёт-фактуру. Судьи ФАС Центрального округа отказали в удовлетворении этого иска, указав, что глава 21 НК РФ не содержит запрета на подписание счёта-фактуры от имени индивидуального предпринимателя уполномоченным лицом. Таким образом, спорный документ был признан оформленным в соответствии с действующим законодательством (постановление ФАС Центрального округа от 31.05.12 N А14-7931/2011).
Налогоплательщик, как известно, вправе участвовать в налоговых отношениях через своего представителя, если иное прямо не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 26 НК РФ). Физическое лицо, которым согласно статье 11 НК РФ является и индивидуальный предприниматель, может передать свои полномочия представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, в соответствии с гражданским законодательством РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ). Ни в НК РФ, ни в Правилах заполнения счёта-фактуры, применяемого при расчётах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 N 1137), не содержится запрета на подписание счёта-фактуры уполномоченным лицом предпринимателя.
Соответственно, предприниматель может в нотариальном порядке оформить на работника доверенность, в соответствии с которой ему передаются полномочия по подписанию счетов-фактур от имени предпринимателя.
Отдельные арбитражные суды подтверждают, что счёт-фактура, подписанный уполномоченным лицом предпринимателя, является оформленным надлежащим образом. Так, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.08 N Ф08-949/08-334А указано, что подписание счетов-фактур от имени предпринимателя его сотрудником правомерно, поскольку такое право установлено в распоряжении предпринимателя. Судьи ФАС Дальневосточного округа поддержали апелляционную инстанцию, которая признала необоснованным отказ инспекции в применении вычета по НДС, обусловленный в том числе тем, что счёт-фактура был подписан уполномоченным лицом предпринимателя. Причём такие полномочия были переданы в соответствии с приказом предпринимателя (постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.04.09 N Ф03-1177/2009).
1 июля 2012 года вступила в силу новая редакция подпункта 1 статьи 181 НК РФ, согласно которой подакцизными товарами признаются этиловый спирт, произведённый из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.
Кроме того, начиная с указанной даты к алкогольной продукции относятся в том числе фруктовое вино, ликёрное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, а также иные напитки с объёмной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ (подп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ). Налогообложение указанных подакцизных товаров осуществляется по ставкам, приведённым в пункте 1 статьи 193 НК РФ.
Коды данных видов подакцизных товаров, необходимые для заполнения налоговых деклараций, пока не утверждены.
Вначале ФНС России в письме от 10.07.12 N ЕД-4-3/11290 указала коды, которые применяются в отношении данных товаров при заполнении декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий (утв. приказом ФНС России от 14.06.11 N ММВ-7-3/369). Так, код 161 необходимо использовать для дистиллята винного, 162 - дистиллята виноградного, 163 - дистиллята плодового, 164 - дистиллята кальвадосного, 165 - дистиллята вискового.
В извещениях об уплате (об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза, представляемых с 1 июля 2012 года, производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции, перечисляющие соответствующий платёж (п. 8 ст. 194 НК РФ), также должны отражать рекомендованные коды.
В письме же от 20.08.12 N ЕД-4-3/13717 ФНС России сообщила, что эти же коды необходимо указывать и в декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров в Россию из стран Таможенного союза, которая заполняется по форме, утверждённой приказом Минфина России от 07.07.10 N 69н. Данные коды рекомендовано применять в отношении подакцизных товаров, ввезённых начиная с 1 июля 2012 года, пока не будут внесены соответствующие изменения в приложение N 3 "Справочник кодов видов подакцизных товаров (СКПТ)" к Порядку заполнения налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза (утв. упомянутым приказом Минфина России N 69н).
В общем случае ставка налога, уплачиваемого при применении УСН с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", составляет 15%. Законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков эта ставка может быть снижена до 5% (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).
Организация, применяющая УСН, в течение календарного года может изменить своё местонахождение, в связи с чем снимается с налогового учёта в одном субъекте РФ и регистрируется в другом. Не исключено, что в данных субъектах установлены разные налоговые ставки для рассматриваемого объекта налогообложения. Финансовое ведомство при рассмотрении такой ситуации отметило, что в этом случае применяется ставка, действующая на последний день налогового периода, за который в инспекцию подаётся декларация, в субъекте РФ по новому месту регистрации налогоплательщика.
Свою позицию ведомство аргументировало тем, что НК РФ не предусматривает применение одним налогоплательщиком в течение одного налогового периода нескольких ставок по налогу, уплачиваемому при применении УСН (письма Минфина России от 18.07.12 N 03-11-06/2/88, от 09.07.12 N 03-11-06/2/86).
Одновременно чиновники отметили, что ранее исчисленные и уплаченные в бюджет суммы авансовых платежей учитываются при расчёте налога по итогам календарного года. Налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения (утв. приказом Минфина России от 22.06.09 N 58н), налогоплательщик подаёт по своему новому местонахождению.
Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, согласно пункту 2 статьи НК РФ вправе представлять по данным налогам единую (упрощённую) налоговую декларацию (подробнее - см. статью "Заполняем упрощённую декларацию" в "ПБУ" N 9, 2012).
Минфин России в письме от 05.07.12 N 03-07-15/69 ещё раз пояснил, что осуществление налогоплательщиком операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках, при условии отсутствия операций, подлежащих отражению в налоговых декларациях, не позволяет ему использовать для отчётности единую (упрощённую) налоговую декларацию.
Страховые взносы
Страхователям, осуществляющим выплаты физическим лицам в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, надлежит представить отчётность по страховым взносам за девять месяцев текущего года (п. 9 ст. 15 закона N 212-ФЗ):
- на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд РФ не позднее 15 ноября;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ не позднее 15 октября.
Вполне возможно, что отчёт в территориальное отделение ФСС России страхователям придётся представлять по новой форме 4-ФСС. Проект документа помещён на сайте Минтруда России www.rosmintrud.ru ("Банк документов" от 24 августа). Руководители министерства и фонда надеются, что новая форма своевременно пройдёт регистрацию в Минюсте России.
В новой форме расчёта в раздел по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включена таблица 10. В ней страхователи должны привести сведения по аттестации рабочих мест по условиям труда и проведённым обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам работников на начало 2012 года. Данные по аттестации и медосмотрам, проводимым в текущем году, в указанную таблицу не заносятся.
Внесённая в таблицу 10 информация будут использоваться работниками фонда при определении размера скидок и надбавок к тарифам по взносам на травматизм на 2013 год (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Ещё одно новшество касается кода ОКВЭД. В расчёте страхователи обычно указывают только код основного вида деятельности за прошлый год. Новый же порядок предлагает страхователям в первой части расчёта проставить код основного вида деятельности, доходы от которого на дату отчёта превышают 70% от общего объёма доходов. Это позволит работникам фонда сразу же определить, имеет ли страхователь право на использование пониженного тарифа страховых взносов.
В разделе же по взносам на травматизм указывается код основного вида деятельности за прошлый год. По нему, как известно, определяется тариф взносов на текущий год.
Минздравсоцразвития России в силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и постановления Правительства РФ от 14.09.09 N 731 продолжало издавать разъяснения в целях единообразного применения норм указанного закона. Так, в письме от 24.07.12 N 17-3/39 чиновники разъяснили порядок исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по выплатам, осуществляемым работникам - инвалидам I, II или III группы, организацией, применяющей упрощённую систему налогообложения и имеющей право воспользоваться пониженными тарифами страховых взносов, установленными пунктом 3.4 статьи 58 закона N 212-ФЗ.
В отношении выплат и вознаграждений в пользу работников, являющихся инвалидами, пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды установлены пунктом 2 статьи 58 закона N 212-ФЗ. Совокупный пониженный тариф страховых взносов равен 20,2%, из них тариф в Пенсионный фонд РФ - 16%, в Фонд социального страхования РФ - 1,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,3%.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в производственной и социальной сферах, также имеют право использовать пониженные тарифы страховых взносов. Если основным видом экономической деятельности организации, применяющей УСН, является вид деятельности, поименованный в подпункте 8 пункта 1 статьи 58 закона N 212-ФЗ, и данная организация выполняет условие о доле доходов, установленное пунктом 1.4 статьи 58 закона N 212-ФЗ, то такая организация вправе применять пониженный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, установленный пунктом 3.4 статьи 58 закона N 212-ФЗ. Для таких организаций на период 2012-2013 годов в отношении выплат иных вознаграждений, производимых в пользу всех работников, в том числе и в пользу работников, являющихся инвалидами I, II или III группы, установлен более льготный совокупный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в размере 20%, в том числе в ПФР - 20%, в ФСС России и ФФОМС - 0%.
Если в части выплат и вознаграждений в пользу работников-инвалидов использовался совокупный тариф 20,2%, то страхователь вправе осуществить перерасчёт начисленных страховых взносов.
Использование пониженного тарифа страховых взносов в ПФР в размере 16,0% не является ошибкой страхователя, поскольку расчёт страховых взносов был произведён в соответствии с законодательством РФ и применение указанного тарифа было правомерным. В случае перерасчёта страховых взносов в ПФР в отношении выплат инвалидам по тарифу 20% у вышеуказанной организации не возникает оснований для начисления пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в соответствии с положениями статьи 25 закона N 212-ФЗ. Уплаченная сумма в результате данного перерасчёта не может рассматриваться как доплата в связи с неполной уплатой страховых взносов в установленный срок.
При перерасчёте начисленных страховых взносов в ФСС России в размере 1,9% и ФФОМС в размере 2,3% с выплат инвалидам в связи с выбором тарифов страховых взносов в ФСС России и ФФОМС в размере 0% плательщик на основании статьи 26 закона N 212-ФЗ имеет право на возврат излишне уплаченных страховых взносов или на зачёт в счёт предстоящих платежей, погашения задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам в указанные фонды, поскольку база для начисления страховых взносов на основании статьи 8 закона N 212-ФЗ определяется нарастающим итогом с начала расчётного периода и тариф во всех случаях применяется к базе для начисления страховых взносов, формируемой с начала расчётного периода.
Суточные, выплачиваемые работнику во время однодневной командировки, по мнению судей ФАС Поволжского округа, облагаются страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды. И обосновали это судьи следующим.
При командировках в такую местность, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные (надбавки взамен суточных) в силу пункта 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.08 N 749) ему не выплачиваются.
Решением ВС РФ от 04.03.05 N ГКПИ05-147 было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействительным первого предложения пункта 15 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР", содержавшего аналогичные правила.
Статья 168 ТК РФ обязывает работодателя возместить командированному работнику расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также иные расходы, произведённые работником с разрешения или ведома работодателя.
Таким образом, выплаченные при однодневных командировках суммы не относятся к средствам, которые не подлежат обложению страховыми взносами согласно пункту 2 статьи 9 закона N 212-ФЗ (постановление ФАС Поволжского округа от 31.05.12 N А12-15578/2011).
В. Малышко,
эксперт "ПБУ"
"Практический бухгалтерский учет", N 10, октябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455