Оферта: юридический ликбез
В предпринимательской деятельности большое количество сделок заключается посредством оферты. Предоставляя оферту, срок ее принятия зачастую не обозначают или указывают достаточно непродолжительный период времени ее действия. Давайте подробнее рассмотрим сам термин и особенности сделок, заключенных с помощью оферты.
Термин "оферта" происходит от латинского "offero" - это предложение физического или юридического лица заключить договор гражданско-правового характера с указанием конкретных условий - например, цены, описанием характеристик, срока поставки товара или оказания услуги. Однако обратим внимание, что оферта - это еще не сама сделка.
Данное предложение может иметь самый различный формат: письмо, телеграмма, факс, а также проект договора.
Виды оферты
В юридической практике различают следующие виды оферты: публичная и непубличная, твердая и свободная.
Публичной офертой (предусмотрено ст. 437 ГК РФ) признается предложение товара или услуги неопределенному и неограниченному кругу лиц, содержащее описание товара или услуги, цену и условия передачи товара или оказания услуги.
На сегодняшний день, наверное, самым ярким примером публичной оферты являются предложения интернет-магазинов, где на сайте присутствует описание каждого товара, цена, способы оплаты, сроки и условия доставки.
Также публичной офертой может быть реклама товара или услуги в любых средствах массовой информации, но при условии, что она содержит все конкретные и достаточные условия для заключения договора. Однако в большинстве случаев реклама призвана представить потенциальным покупателям товар или услугу в выгодном свете и обратить внимание на их отличия от аналогичной продукции. В отличие от оферты она не преследует цели сообщить потенциальному контрагенту существенные условия будущего договора.
Непубличной офертой обычно называется предложение товара или услуги конкретному лицу либо ограниченному кругу лиц. В качестве примера непубличной оферты можно привести выставление счета на оплату работы, услуги или товара. В счете всегда присутствуют такие обязательные реквизиты, как наименование и количество товара (услуги), цена за единицу, общая сумма, подлежащая оплате, а также банковские реквизиты для оплаты.
Твердая оферта предлагается продавцом одному конкретному потенциальному покупателю с указанием срока, в течение которого продавец связан обязательством продажи. Сделка считается совершенной, если за этот срок последует акцепт (согласие) покупателя принять условия оферты.
Как правило, срок оферты зависит от спроса на рынке предлагаемого товара - чем больше спрос, тем короче срок действия оферты.
Свободная оферта адресуется сразу нескольким покупателям и используется продавцом для мониторинга рынка.
Желательно не злоупотреблять количеством выдаваемых свободных оферт, так как на рынке может сложиться впечатление, что предлагаемого товара слишком много и его хотят скорее продать. По существу это предложение вступить в переговоры.
Внимание! Оферта признается полноценным договором и в целях налогообложения. В частности, Налоговым кодексом установлено, что вычет по НДС возможен только при наличии договора, предусматривающего перечисление соответствующих сумм. Несмотря на то что оферта, как правило, представляет собой счет на оплату, она признается полноценным контрактом и служит основанием для вычета по НДС. Разумеется, если она акцептована.
Принятие оферты (акцепт)
В оферте выражается волеизъявление только одной стороны, направившей счет, коммерческое предложение или проект договора, а для заключения договора, согласно статье 432 Гражданского кодекса, требуется волеизъявление обеих сторон. Именно поэтому решающее значение для заключения сделки имеет ответ лица, получившего оферту, о согласии заключить договор, которое в юридической практике называется акцептом.
Акцептом являются конкретные действия контрагента, указанные в оферте. Поскольку Гражданским кодексом (ст. 438) предусмотрено, что главным условием акцепта должна быть его полнота и безоговорочность, то, как правило, акцепт оферты - это осуществление платежа. Молчание или неоплата соответственно не могут быть признаны акцептом. Однако если офертой предусмотрены иные конкретные действия покупателя, которые он может совершить в подтверждение своего желания заключить договор (например, принятие отгруженного/доставленного товара, принятие услуг или работ и т.д.), то данные действия также будут считаться акцептом.
С точки зрения Налогового кодекса оферта не содержит каких-либо особенностей, так как оферта - только предложение заключить договор. К налогообложению принимаются только заключенные сделки. Иными словами, чтобы оферта учитывалась при налогообложении компании, она должна стать сделкой, то есть быть акцептованной.
Сроки оферты
Срок заключения подобного договора меняется в зависимости от того, содержится ли в его тексте указание на срок акцепта или нет.
Когда в оферте срок для акцепта указан, то договор считается заключенным, если акцепт получен оферентом в пределах указанного в ней срока, об этом сказано в статье 440 Гражданского кодекса.
Если в тексте оферты не указаны сроки ее принятия, то она считается заключенной, если акцепт получен оферентом до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами. Если данный срок не установлен, то в течение нормально необходимого для этого времени (ст. 441 ГК РФ).
Аналогичного мнения придерживается и правоприменительная практика. Так, в пункте 57 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сказано, что договор признается заключенным в момент, когда его составитель получает акцепт, при условии соблюдения указанных в ней сроков. Либо до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, если в договоре данное условие не оговаривалось. Если срок для акцепта не определен ни самой офертой, ни законом или иными правовыми актами, договор считается заключенным при условии, что акцепт получен в течение нормально необходимого для этого времени.
В качестве срока акцепта оферты, установленного законом, можно привести статью 11 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", согласно которой реклама, признанная офертой, имеет силу в течение двух месяцев со дня ее распространения, если, конечно, не указан другой срок.
Если в оферте, законе, иных правовых актах помимо срока для акцепта оферты определен срок для ее рассмотрения и извещение об акцепте направлено оференту в пределах указанного срока, договор должен признаваться заключенным. Причем даже в том случае, если извещение об акцепте получено оферентом с опозданием. Исключение составляют случаи, когда оферент немедленно уведомит акцептанта об "опоздавшем" акцепте (ст. 442 ГК РФ).
Что влечет за собой оферта
Лицо, направившее оферту, связывается обязательством безоговорочно исполнить обязательство, указанное в оферте, любому акцептовавшему ее лицу (п. 2 ст. 435 ГК РФ) и автоматически становится стороной в договорном обязательстве.
Обязанность заключить договор и исполнить все свои обязательства, изложенные в оферте, наступает для лица, направившего оферту, с момента ее получения адресатом. С этого момента указанное лицо должно соизмерять свои действия с возможными юридическими последствиями, которые могут быть вызваны акцептом оферты.
Если лицо, направившее оферту, отказывается от заключения договора, то оно несет ответственность в соответствии с главой 25 "Ответственность за нарушение обязательств" Гражданского кодекса. Например, за неисполнение денежного обязательства статьей 395 Кодекса установлена законная неустойка в виде процентов за пользование чужими денежными средствами. Если размер убытков, причиненных акцептанту, превышает сумму процентов, он вправе требовать от оферента возмещения убытков в части, превышающей эту сумму.
Однако на практике факт причинения убытков и их размер доказать достаточно сложно.
Списываем затраты. Затраты, которые организация несет в связи с изготовлением и рассылкой каталогов, к которым прилагается оферта, классифицируются как расходы по производству и реализации, связанные с заключением договоров. Такие суммы снижают налогооблагаемую прибыль в полной сумме как прочие расходы. Об этом говорили специалисты УМНС России по г. Москве еще в письме от 24 ноября 2003 г. N 26-12/65176.
Кому удобно акцептовать оферту
Собственно сама по себе оферта выгодна любому покупателю/заказчику. Это простой и быстрый способ приобретения товара или услуги без оформления большого количества бумаг (долгих утомительных переговоров и согласования условий договора и т.п.).
В случае принятия (акцепта) оферты для сторон будут применяться общие правила той главы Гражданского кодекса, к которой относится вид договора, предусмотренный офертой.
Как расторгнуть оферту
Прежде всего, как мы уже говорили ранее, оферта - еще не договор (не сделка), а только предложение заключить договор (совершить сделку). Поэтому расторгнуть неакцептованную оферту невозможно.
Однако оферту можно отозвать, пока договор не заключен. Оферта может быть отозвана, если сообщение об отзыве будет получено адресатом оферты до отправления им акцепта.
Направленная и полученная адресатом оферта считается безотзывной.
Принцип безотзывности оферты, то есть невозможность для лица отозвать свое предложение о заключении договора с момента получения ее адресатом и до истечения установленного срока для ее акцепта, предусмотрен в статье 436 Гражданского кодекса. Право лица, направившего оферту, отозвать ее (отказаться от предложения) может быть предусмотрено самой офертой. Возможность отказа от сделанного предложения может также вытекать из существа самого предложения или из обстановки, в которой оно было сделано.
Т. Муликова,
генеральный директор консалтинговой компании "Гудвилл"
"Практическая бухгалтерия", N 10, октябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.