Взыскание алиментов. Методические рекомендации ФССП
Федеральной службой судебных приставов (ФССП) были разработаны Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (далее - Методические рекомендации), которые были утверждены директором ФССП - главным судебным приставом РФ 19.06.2012. В целях исключения нарушений законодательства РФ при осуществлении удержаний из заработной платы и иных доходов должника по исполнительным документам руководителям и бухгалтерам организаций предложено ознакомиться с памяткой*(1), приведенной в приложении 1 к данным рекомендациям.
Следует отметить, что Методические рекомендации были разработаны в соответствии с федеральными законами от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ), положениями ГК РФ, СК РФ, ГПК РФ, УК РФ, а также с Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов*(2).
Каков порядок уплаты алиментов?
В пункте 2.1 Методических рекомендаций уточняется, что в соответствии с Семейным кодексом к лицам, имеющим право на получение алиментов, относятся несовершеннолетние дети, нетрудоспособные совершеннолетние дети, нетрудоспособные родители, супруг (супруга) и другие члены семьи.
При этом семейным законодательством предусмотрено два порядка уплаты алиментов: договорный (по соглашению сторон об уплате алиментов) и судебный (по решению суда о взыскании алиментов).
Исходя из общих правил, установленных ст. 81 СК РФ, при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом ежемесячно на одного ребенка в размере 1/4, на двух детей - 1/3, на трех и более детей - 1/2 заработка и (или) иного дохода родителей.
С учетом материального или семейного положения сторон, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств суд может по заявлению стороны исполнительного производства уменьшить или увеличить размер этих долей, а также по заявлению взыскателя установить размер алиментов в твердой денежной сумме или одновременно в долях и твердой денежной сумме.
Согласно Семейному кодексу при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты взыскиваются в судебном порядке на нетрудоспособных совершеннолетних детей (ст. 85), на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей с трудоспособных совершеннолетних детей (ст. 87), на супруга либо бывшего супруга (ст. 91), а также на других членов семьи (ст. 98).
В перечисленных случаях размер алиментов определяется судом исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
Обратите внимание! В соответствии с п. 2 ст. 117 СК РФ размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в целях индексации устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума. В частности, размер алиментов может быть установлен в виде доли величины прожиточного минимума.
Каков порядок индексации размера алиментов (задолженности)? Данному вопросу посвящен п. 5.2 Методических рекомендаций. В соответствии с ч. 1 ст. 102 Федерального закона N 229-ФЗ и п. 1 ст. 117 СК РФ в случае, если по решению суда алименты взысканы в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, производящие удержание алиментов из заработной платы или иного дохода должника, производят индексацию размера алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства лица, получающего алименты.
Прекращение алиментных обязательств в отношении одного или нескольких несовершеннолетних детей влечет изменение размера алиментов, взыскиваемых на содержание остальных детей.
Как поступить в ситуации, когда при удержании алиментов на двух или более детей, размер которых установлен в судебном порядке (в исполнительном документе указан единый размер алиментов на всех детей (например, 1/2 или 1/3)), один из детей достиг совершеннолетия? В Методических рекомендациях в данном случае предложено определять размер удерживаемых алиментов одним из следующих способов:
- судебный пристав-исполнитель за три месяца до наступления совершеннолетия одного из детей предлагает плательщику алиментов обратиться в соответствующий суд для изменения доли, подлежащей взысканию на несовершеннолетних детей;
- плательщик алиментов самостоятельно обращается в суд.
Перечень оснований для прекращения выплаты алиментов установлен ст. 120 СК РФ. Алиментные обязательства, установленные соглашением об уплате алиментов, прекращаются в связи со смертью одной из сторон, истечением срока действия этого соглашения или по основаниям, предусмотренным данным соглашением. Что касается выплаты алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, то она прекращается:
- по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия;
- при усыновлении (удочерении) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты;
- при признании судом восстановления трудоспособности или прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов;
- при вступлении нетрудоспособного нуждающегося в помощи бывшего супруга - получателя алиментов в новый брак;
- в связи со смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алименты.
Виды исполнительных документов о взыскании алиментов
Исполнительными документами, на основании которых производится взыскание алиментов, в соответствии со ст. 12 Федерального закона N 229-ФЗ являются исполнительные листы, выданные на основании судебных актов, судебные приказы, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии (п. 2.2 Методических рекомендаций).
Действующим законодательством определены обязательные требования к исполнительным документам:
- требования, предъявляемые к исполнительным листам, выданным судами общей юрисдикции, установлены ст. 13 Федерального закона N 229-ФЗ;
- реквизиты судебного приказа определены ст. 127 ГПК РФ;
- соглашение об уплате алиментов должно соответствовать положениям гл. 16 СК РФ.
В случае утраты подлинника исполнительного листа или судебного приказа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый судом, принявшим решение о взыскании алиментов, в соответствии со ст. 430 ГПК РФ.
В пункте 2.3 Методических рекомендаций определены сроки предъявления к исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов. Так, исполнительные документы о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, супруга (супруги) и других членов семьи могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи (исполнительные документы о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей - до достижения ребенком 18-летнего возраста), а также в течение трех лет после окончания этого срока (ч. 4 ст. 21 Федерального закона N 229-ФЗ).
Случаи обращения взысканий на заработную плату
В соответствии со ст. 98 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях:
1) при исполнении исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
2) при взыскании суммы, не превышающей 10 000 руб.;
3) при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Основания для удержаний по исполнительным документам могут быть различными: алиментные обязательства, возмещение причиненного вреда, штрафные санкции за административное правонарушение, взыскание налоговых платежей (транспортный, земельный налоги, налог на имущество), взыскание недоимок и страховых взносов в отделения ПФР и т.д.
Порядок исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов при установлении места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника прописан в разд. IV Методических рекомендаций. При наличии задолженности по алиментным обязательствам, превышающей 10 000 руб., судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, но не оканчивает исполнительное производство и продолжает принятие мер принудительного характера.
В организацию по месту получения дохода судебный пристав-исполнитель направляет следующие документы:
- копию исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
- постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 98 Федерального закона N 229-ФЗ;
- копию постановления о взыскании исполнительского сбора за неуплату периодических платежей в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ (в случае, если такое постановление выносилось в рамках исполнительного производства);
- копию постановления о взыскании административного штрафа и расходов на совершение исполнительных действий (в случае, если такое постановление выносилось в рамках исполнительного производства);
- памятку для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам.
Обратите внимание! В постановлении об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника указывается требование к лицу, выплачивающему должнику заработную плату и иные периодические платежи, о представлении судебному приставу-исполнителю не реже одного раза в квартал информации о производимых удержаниях с должника с приложением платежных документов о перечислении взысканных денежных средств взыскателю.
В случае если в отношении должника возбуждено сводное исполнительное производство, очередность удовлетворения требований взыскателей, предъявивших на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, определяется положениями ст. 111 Федерального закона N 229-ФЗ.
Требования о взыскании алиментов удовлетворяются в первую очередь наряду с требованиями о возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, ущерба, причиненного преступлением, компенсации морального вреда.
В рамках одной очереди (в том числе при наличии нескольких исполнительных документов о взыскании алиментов) требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме (ч. 3 ст. 111 Федерального закона N 229-ФЗ).
Каковы действия бухгалтера при получении исполнительного листа?
Поступившие в организацию постановления судебного пристава-исполнителя и копии исполнительного документа сначала регистрируются в специальном журнале, а затем передаются под роспись бухгалтеру по начислению заработной платы.
В тот же день бухгалтер отправляет судебному приставу-исполнителю обратное уведомление о получении документов. В уведомлении делается отметка о получении исполнительного документа (входящий номер и дата), указывается телефон организации (предприятия), а также ставятся подпись бухгалтера и печать организации (предприятия), получившей исполнительный документ.
К сведению. Бухгалтеру организации (предприятия) необходимо хранить исполнительные документы, как хранятся документы строгой отчетности (в сейфах).
В разделе II памятки приведены основные моменты, которые должны учитывать работники расчетной группы учреждения. В частности, бухгалтеру организации (предприятия), производящему удержание денежных средств из заработной платы или иных доходов должника, необходимо знать следующее:
1) в соответствии со ст. 6 Федерального закона N 229-ФЗ требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций, граждан и должностных лиц на территории РФ;
2) в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 118-ФЗ и п. 3, 16 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель имеет право проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов в отношении работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
3) размер удержания из заработной платы и иных доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.
В соответствии с Федеральным законом N 229-ФЗ с должника не может быть удержано более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
При этом указанные ограничения не применяются при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70% от заработной платы (ст. 99 Федерального закона N 229-ФЗ).
Напомним, что об ограничении размера удержаний из заработной платы говорится и в ст. 138 ТК РФ. Общий размер всех удержаний при каждой выдаче заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработной платы, причитающейся работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% заработной платы. Ограничения, установленные ст. 138 ТК РФ, не распространяются на удержания из заработной платы при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей. Согласно положениям Трудового кодекса размер удержаний в этом случае также не может превышать 70%;
4) в соответствии со ст. 109 СК РФ и ч. 3 ст. 98 Федерального закона N 229-ФЗ администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или исполнительного листа, обязана ежемесячно удерживать алименты из его заработной платы и (или) дохода и уплачивать или переводить их за счет этого же лица получателю алиментов не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода лицу, обязанному уплачивать алименты.
На основании ст. 118 Федерального закона N 229-ФЗ взыскатель вправе предъявить лицам, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, иск о взыскании суммы, удержанной с должника, но еще не перечисленной взыскателю;
5) в соответствии с ч. 1 ст. 102 Федерального закона N 229-ФЗ и п. 1 ст. 117 СК РФ в случае, если по решению суда алименты взысканы в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, производящие удержание алиментов из заработной платы (иного дохода) должника, производят индексацию размера алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства лица, получающего алименты. При отсутствии в соответствующем субъекте РФ указанной величины индексация производится пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по РФ. При этом в соответствии со ст. 102 Федерального закона N 229-ФЗ работодатель обязан издать приказ (распоряжение) об указанной индексации;
6) Перечень доходов, из которых удерживаются алименты на несовершеннолетних детей утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841.
Законодательством также установлены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ).
Следует отметить, что Семейным кодексом регламентируется особый порядок взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей. В частности, в ст. 82 СК РФ установлено, что виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством РФ. В соответствии с пп. "в" п. 2 упомянутого перечня алименты удерживаются в том числе из пособия по безработице только на основании судебного акта о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.
В целях предотвращения обращения взыскания на денежные средства, указанные в ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель может затребовать и проверять информацию об источниках формирования денежных средств на счетах должника*(3).
При удержании алиментов из денежных средств, полученных лицом, имеющим алиментные обязательства, по договору купли-продажи объектов недвижимого и движимого имущества, следует учитывать позицию Конституционного суда.
С учетом необходимости обеспечения баланса интересов обеих сторон алиментных отношений алименты подлежат удержанию из доходов, полученных их плательщиком только по тем заключенным в соответствии с гражданским законодательством договорам, заключая которые лицо реализует принадлежащие каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности, а также право на труд (ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Конституции РФ)*(4). Таким образом, не могут взыскиваться алименты с доходов, полученных гражданином вне связи с осуществлением им экономической деятельности, в частности, при разовых сделках по продаже недвижимости (квартиры, земельного участка, садового домика и др.);
7) в случае, когда в организацию поступило несколько исполнительных документов для удержания суммы задолженности, требования о взыскании алиментов наряду с иными требованиями в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 111 Федерального закона N 229-ФЗ являются требованиями первой очереди.
Если удержанная денежная сумма является недостаточной для удовлетворения требований всех исполнительных документов одной очереди в полном объеме, они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме;
8) удержание денежных средств из заработной платы должника производится на основании постановления судебного пристава-исполнителя и копии исполнительного документа.
Недопустимо самостоятельное внесение изменений в постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника;
9) перевод и перечисление денежных средств взыскателю осуществляются за счет должника.
Взысканные по алиментным платежам суммы могут быть перечислены взыскателю по почте или на его расчетный счет.
Информация, содержащая реквизиты, по которым необходимо перечислять взысканную с должника сумму, содержится в исполнительном документе (исполнительном листе, судебном приказе, постановлении уполномоченного органа) или постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на доходы должника.
Вместе с тем, если адрес лица, в пользу которого взыскиваются алименты, неизвестен, рекомендуем перечислять алименты на расчетный счет структурного подразделения территориального органа ФССП;
10) при перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и возвратить ему исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях (ст. 98 Федерального закона N 229-ФЗ и ст. 111 СК РФ).
В отметке о произведенных удержаниях бухгалтеру следует указать размер удержаний, удержанную сумму, номер платежного поручения (квитанции), дату перечисления, остаток задолженности. Отметка о произведенных удержаниях заверяется печатью организации и подписью должностного лица.
Форма сообщения судебному приставу-исполнителю об увольнении работника, обязанного платить алименты, законодательно не установлена. Приведем пример такого сообщения.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Старт"
603089, г. Нижний Новгород, ул. Горького, д. 226, тел. (831) 436-43-21
Судебному приставу-исполнителю
в отдел службы судебных приставов
по Нижегородскому р-ну г. Н. Новгорода
Взыскателю алиментов
Петряевой Ольге Александровне
603000, г. Н. Новгород, ул. Горная, д. 5, кв. 81
Исх. N 102 от 08.10.2012
"Об увольнении плательщика алиментов"
В связи с увольнением лица, обязанного уплачивать алименты на основании п. 1 ст. 111 Семейного кодекса Российской Федерации, руководствуясь исходящим письмом отдела судебных приставов по Нижегородскому р-ну г. Н. Новгорода от 15.11.2011 N 25-678/12, сообщаем следующее.
Петряев Сергей Владимирович, ведущий специалист планово-экономического отдела ФГУП "Старт", уплачивающий алименты на основании исполнительного листа от 21.08.2010 N 54321, выданного судебным участком N 15 г. Н. Новгорода, освобожден от занимаемой должности 8 октября 2012 года по собственному желанию согласно части 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. На дату увольнения с Петряевым С.В. произведен окончательный расчет, алименты удержаны по 8 октября 2012 года включительно.
Наименование и адрес нового места работы Петряева С.В. неизвестны.
Последнее место жительства Петряева С.В.: 603013, г. Н. Новгород, ул. Ижорская, д. 18, кв. 135.
В целях дальнейшего взыскания алиментов с Петряева С.В. возвращаем исполнительный лист судебному приставу-исполнителю.
Приложения для судебного пристава-исполнителя:
- исполнительный лист от 21.08.2010 N 54321, выданный судебным участком N 15 г. Н. Новгорода;
- реестр платежных поручений на перечисление алиментов.
Директор | Платонов | /И.П. Платонов/ |
Главный бухгалтер | Балкина | /Ю.А. Балкина/ |
М.П. |
Обратите внимание! При наличии информации о произведенных взысканиях и оставшейся сумме задолженности по алиментам на момент увольнения должника с места работы судебный пристав-исполнитель после возбуждения (возобновления) исполнительного производства осуществляет расчет задолженности по алиментам и выносит соответствующее постановление. При отсутствии такой информации после возобновления (возбуждения) исполнительного производства судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые для расчета задолженности по алиментам сведения в бухгалтерии организации (предприятия) либо обязывает должника представить справку о доходах по форме 2-НДФЛ за необходимый период.
Каков порядок проведения проверок бухгалтерий предприятий (организаций)?
В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 118-ФЗ и п. 16 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя либо собственной инициативе имеет право проводить у работодателей проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам в отношении работающих у них должников.
Взыскатель имеет право подать в службу судебных приставов письменное заявление о проведении проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам о взыскании алиментов. При этом заявление может быть подано в структурное подразделение судебных приставов, в котором велось (ведется) исполнительное производство о взыскании алиментов, либо структурное подразделение судебных приставов по месту жительства взыскателя или месту нахождения организации (с приложением копии постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (при наличии)).
Организация (предприятие), в которую судебный пристав-исполнитель направляет постановление об удержании из заработной платы и иных доходов должника, включается в реестр организаций (предприятий), который ведется в структурных подразделениях территориальных органов ФССП. Форма такого реестра приведена в приложении 5 к Методическим рекомендациям.
По оконченным и неоконченным (при наличии задолженности) исполнительным производствам о взыскании алиментов проверка бухгалтерий организаций (предприятий) проводится не реже одного раза в год по инициативе судебного пристава-исполнителя.
При этом проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительному документу судебный пристав-исполнитель должен проводить по заявлению либо жалобе взыскателя или в случае непредоставления бухгалтерией организации (предприятия) информации по требованию судебного пристава-исполнителя, направленному в организацию одновременно с копией исполнительного документа и постановлением об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.
Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 229-ФЗ, самостоятельно либо в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 названного закона.
К сведению. Согласно п. 16 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель вправе проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или собственной инициативе. При проведении такой проверки организации обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы.
В случае если проверяемая организация располагается на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, действия по проверке бухгалтерии организации (предприятия) осуществляются самостоятельно путем выезда в организацию (предприятие) и истребования необходимых документов либо направления требования о представлении документов в структурное подразделение территориального органа ФССП.
При проведении проверки бухгалтерии организации (предприятия) судебный пристав-исполнитель составляет акт проведения проверки правильности удержания и перечисления денежных средств бухгалтерией организации (предприятия). Форма акта приведена в приложении 6 к Методическим рекомендациям.
Акт проведения проверки правильности удержания и перечисления денежных средств бухгалтерией организации (предприятия) с документами, подтверждающими правильность (либо допущенные нарушения) удержания и перечисления алиментов, приобщаются к материалам исполнительного производства, в рамках которого организована проверка.
Копия акта проверки бухгалтерии с соответствующими документами подшиваются в наряд "Акты проверок бухгалтерий (организаций), производящих удержание".
При обнаружении в действиях должностных лиц организации (предприятия) нарушений законодательства РФ судебный пристав-исполнитель решает вопрос о привлечении их к установленной законодательством ответственности.
В случае выявления при проверке бухгалтерии организации (предприятия) нарушений трудового (фактов выплаты должнику заработной платы ниже МРОТ в соответствии со ст. 133 ТК РФ) или налогового (фактов выплаты должнику заработной платы в размере ниже среднеотраслевого уровня) законодательства судебный пристав-исполнитель сообщает о данных фактах территориальным органам Роструда и ФНС (с приложением документов, подтверждающих выявленные нарушения). При этом начальник отдела - старший судебный пристав организует работу по контролю за исполнением территориальными органами Роструда и ФНС положений межведомственных соглашений по принятию мер реагирования на полученные от судебных приставов-исполнителей сведения о нарушениях.
Какова ответственность должностных лиц организаций (предприятий), имеющих обязанности по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов?
В разделе III памятки содержится разъяснение: согласно ст. 113 Федерального закона N 229-ФЗ в случае нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве виновное лицо привлекается к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
При выявлении в ходе проверки бухгалтерии организации (предприятия) фактов нарушения должником законодательства об исполнительном производстве, выразившихся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, последний составляет в отношении виновного лица протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 названной статьи нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, влечет наложение судебным приставом-исполнителем административного штрафа в размере:
- на граждан - от 2 000 до 2 500 руб.;
- на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб.;
- на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
Кроме того, в соответствии со ст. 315 УК РФ за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а также за воспрепятствование их исполнению, выразившееся в неудержании денежных средств из дохода должника и неперечислении удержанных сумм взыскателю либо на указанный расчетный счет структурного подразделения территориального органа ФССП, ответственные лица организаций (предприятий) могут быть привлечены к уголовной ответственности.
В случае установления со стороны руководителя организации (предприятия), производящей удержания, признаков злостного неисполнения, воспрепятствования исполнению вступившего в законную силу судебного акта судебный пристав-исполнитель составляет рапорт о наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, который с копиями материалов исполнительного производства незамедлительно направляется начальнику отдела - старшему судебному приставу для организации регистрации, проверки и принятия процессуального решения.
И.Ю. Колосова,
эксперт журнала "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Памятка для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств из заработной платы и иных доходов должника по исполнительным документам.
*(2) Утверждена Приказом ФССП РФ от 10.12.2010 N 682.
*(3) Определение ВС РФ от 25.10.2011 N 49-В11-11.
*(4) Определение КС РФ от 17.01.2012 N 122-О-О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"