Определение Московского городского суда от 23 апреля 2012 г. N 4г/1-2934
Судья Московского городского суда Кучерявенко А.А.,
изучив кассационную жалобу Еремеевой Н.И., поступившую в Московский городской суд 28.03.2012 г., на определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30.01.2012 г. по гражданскому делу по заявлению Еремеевой Н.И. об оспаривании решения Военного комиссариата г. Москвы об отказе в выплате пенсии по утрате кормильца, установил:
Еремеева Н.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Военного комиссариата г. Москвы об отказе в выплате пенсии по утрате кормильца. Свои требования заявитель мотивировала тем, что является вдовой капитана первого ранга на атомных подводных лодках в районе Крайнего Севера. 19.12.2010 г. Еремеев В.З. умер. Причиной его смерти стал рак сигмовидной кишки, данное заболевание было получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Заявитель, получает пенсию по старости, и полагает себя имеющей право на получение дополнительной пенсии по утрате кормильца.
Представитель Еремеевой Н.И. заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата г. Москвы заявленные требования не признал.
Решением Тушинского районного суда г. Москвы от 22.06.2011 г. постановлено:
Требования Еремеевой Н.И. об оспаривании решения Военного комиссариата г. Москвы об отказе в выплате пенсии по утрате кормильца удовлетворить.
Обязать Военный комиссариат г. Москвы начислять Еремеевой Н.И. пенсию по случаю утраты кормильца на основании поданного ей 02.02.2011 г. заявления при одновременном сохранении выплаты пенсии по старости Пенсионным фондом.
Взыскать с Военного комиссариата г. Москвы в пользу Еремеевой Н.И. госпошлину в размере ... руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30.01.2012 г. решение районного суда отменено и принято новое решение, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Еремеевой Н.И. об оспаривании решения Военного комиссариата г. Москвы об отказе в выплате пенсии по утрате кормильца отказать.
В кассационной жалобе Еремеевой Н.И. ставится вопрос об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30.01.2012 г.
Поданная заявителем жалоба подлежит рассмотрению в кассационном порядке по правилам главы 41 ГПК РФ в редакции Федерального закона от 09.12.2010 г. N 353-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы или представления прокурора судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены ли изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Таких нарушений судом допущено не было.
Судом установлено, что Еремеев В.З. проходил военную службу в должности капитана 1 ранга на атомных подводных лодках в районах Крайнего Севера, проходил службу в подразделениях особого риска, 19.12.2010 г. он умер.
Согласно заключению Центральной военно-врачебной комиссии ФГУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" N 5-И от 24.01.2011 г., заболевание Еремеева В.З., 1944 года рождения: "Рак дистальной трети сигмовидной кишки IV стадии. Хирургическое лечение. Полихимиотерапия", подтвержденное решением Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергшимся радиационным воздействиям на заседании N 14 от 11.10.2007 г. и приведшее к его смерти 19.12.2010 г. - радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Еремеева Н.И. 26.10.1946 г.р. получает пенсию по старости.
Удовлетворяя требования Еремеевой Н.И. об оспаривании решения Военного комиссариата г. Москвы об отказе в выплате пенсии по утрате кормильца, суд сослался на ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", указав, что умерший Еремеев В.З. являлся военнослужащим и Еремеева Н.И. как его супруга, имеет право на пенсию по случаю потери кормильца и любую другую пенсию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 на граждан из подразделений особого риска было распространено действие Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в пределах, установленных настоящим Постановлением.
Пунктом 2 данного Постановления установлено, что лицам, ставшим инвалидами, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 1 части третьей статьи 27.1, статьей 29 (за исключением абзаца второго пункта 2 части первой), частями первой - третьей статьи 39 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно абзаца 4 п. 2 названного Постановления установлены меры социальной поддержки для семей, потерявших кормильца из числа граждан подразделений особого риска, предусмотренные пунктами 3, 7, 8, 12-14 части первой статьи 14, частью четвертой статьи 39, а также статьями 41 и 42 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", но не ниже норм, установленных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае потери кормильца вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период военной службы.
Из содержания Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" и, в частности, абзаца 4 п. 2 указанного Постановления, следует, что непосредственно у заявителя Еремеевой Н.И. как супруги лица из подразделения особого риска, ставшего инвалидом, отсутствует право на получение пенсии по потере кормильца, предусмотренное ст. 29 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку на нее указанная норма закона (ст. 29) не распространяется.
Отменяя решение суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявления Еремеевой Н.И., судебная коллегия правильно исходила из того, что законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, так как причина смерти Еремеева В.З. наступила не вследствие военной травмы и не связана с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, равно как не связана с аварией на ЧАЭС.
Из вышеуказанного следует, что оснований для удовлетворения судом заявления Еремеевой Н.И. в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", предусмотренной ст. 30 указанного Закона, не имеется.
При таких данных, решение Военного комиссариата г. Москвы об отказе в выплате пенсии по случаю потери кормильца при одновременном сохранении пенсии по старости является правомерным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде второй инстанции, по мотивам, изложенным в судебном постановлении, им дана необходимая правовая оценка.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, жалоба не содержит, а потому по ее доводам основания к передаче кассационной жалобы на определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30.01.2012 г. для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отсутствуют.
Кроме того, следует отметить, что одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, предусматривающий недопустимость пересмотра вступившего в законную силу судебного акта только в целях проведения повторного слушания по делу и получения лицом, участвующим в деле, нового судебного акта. Наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 381, ст. 383 ГПК РФ, судья определил:
в передаче кассационной жалобы Еремеевой Н.И. на определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30.01.2012 г. по гражданскому делу по заявлению Еремеевой Н.И. об оспаривании решения Военного комиссариата г. Москвы об отказе в выплате пенсии по утрате кормильца - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского городского суда |
А.А. Кучерявенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского городского суда от 23 апреля 2012 г. N 4г/1-2934
Текст определения официально опубликован не был