Кассационное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 4 апреля 2012 г. N 33-10023
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Огановой Э.Ю.,
судей Федерякиной Е.Ю., Казаковой О.Н.
при секретаре Калугине Н.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казаковой О.Н. дело по кассационной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2011 года, которым постановлено:
требования Московско-Смоленского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой в Бекасовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки и ежемесячно предоставлять в Государственное учреждение Московской области "Наро-Фоминский центр занятости населения" информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, установила:
Московско-Смоленский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" об обязании предоставлять информацию о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в Бекасовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, ссылаясь на невыполнение ответчиком требований о квотировании рабочих мест для инвалидов.
В связи с чем истец просил суд обязать ОАО "Российские железные дороги" обеспечить предоставление Бекасовской дистанцией сигнализации, централизации и блокировки Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" ежемесячно в ГУ Московской области "Наро-Фоминский центр занятости населения" информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов.
Помощник Московско-Смоленского транспортного прокурора Ченский Г.Г. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители ОАО "РЖД" - Пушкин А.А., Писарева Е.Н. в судебное заседание явились, иск не признали.
Представитель третьего лица ГКУ Московской области "Наро-Фоминский центр занятости населения" - Трусова Л.В. в судебное заседание явилась, иск поддержала.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного, по доводам кассационной жалобы просит ответчик ОАО "Российские железные дороги".
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика ОАО "Российские железные дороги" - Никитиной Е.А., прокурора Киприянова А.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов - о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно ст. 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в том числе путем создания учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для их трудоустройства.
В силу требований ст. 24 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Частью 2 ст. 4 Закона Московской области "О квотировании рабочих мест" от 25.04.2008 г. N 53/2008-03 установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников.
Согласно части 3 ст. 4 Закона Московской области "О квотировании рабочих мест" от 25.04.2008 г. N 53/2008-03 работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты, исходя из среднесписочной численности работников.
Судом по делу установлено, что проведенной проверкой прокуратурой по соблюдению законодательства о социальной защите инвалидов в Бекасовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки выявлены нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов.
Также суд установил, что штатная численность Бекасовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки составляет 160 человек, квота составляет 3 человека. Ни одного инвалида на работу в дистанцию не принято. Рабочие места для инвалидов не выделены и не созданы.
Согласно информации ГУ Московской области "Наро-Фоминский центр занятости населения" в 2010-2011 годы Бекасовская дистанция сигнализации, централизации и блокировки Дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" информацию о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов не представляла.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку в ходе слушания дела было установлено, что штатная численность Бекасовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки составляет 160 человек, в связи с чем у ответчика, в силу с ч. 3 ст. 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", ст.ст. 20, 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч.ч. 2, 3 ст. 4 Закона Московской области "О квотировании рабочих мест" возникла обязанность создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в Бекасовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, а также ежемесячно предоставлять в Государственное казенное учреждение Московской области "Наро-Фоминский центр занятости населения" сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, чего ответчиком сделано не было и данное обстоятельство не было им опровергнуто.
Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были.
Доводы ответчика о том, что Бекасовская дистанция сигнализации, централизации и блокировки не является юридическим лицом и не должна представлять сведения, суд первой инстанции правомерно счёл необоснованными, поскольку в соответствии с п. 25 Положения о Бекасовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 28.12.2010 года N ... начальник дистанции на основании выданной ему доверенности выполняет функции работодателя. Обладая функциями работодателя и имея численность работников 160 человек Бекасовская дистанция сигнализации, централизации и блокировки обязана была ежемесячно представлять сведения о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, но таких сведений не представляла и рабочие места для инвалидов не создала и не выделила.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы представителя ответчика о том, что прокурором был неверно избран способ защиты нарушенного права являются неправомерными, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы представителя ответчика о выполнении Бекасовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки требований Закона Московской области "О квотировании рабочих мест", в связи с чем не имелось оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, являются необоснованными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку в ходе слушания дела было установлено, что Бекасовская дистанция сигнализации, централизации и блокировки информацию о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов не предоставляла.
Предоставленные сведения за последние месяцы 2011 года (л.д. 54-59), суд обоснованно признал ненадлежащим исполнением обязательств по выполнению требований трудового законодательства, так как представлять сведения работодатель обязан ежемесячно.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 4 апреля 2012 г. N 33-10023
Текст определения официально опубликован не был