Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г. N 33-10978
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Горновой М.В.,
судей Быковской Л.И., Федерякиной Е.Ю.,
при секретаре Батюевой А.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковской Л.И. дело по кассационной жалобе Негробова В.И., Негробова А.В., Негробовой Е.В. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 06 сентября 2011 года, которым постановлено:
в исковых требованиях Негробова В.И., Негробовой Е.В. и Негробова А.В. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать. Установила:
Негробов В.И., Негробова Е.В. и Негробов А.В. обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и просили признать за ними право собственности в порядке приватизации на квартиру N ..., расположенную по адресу: ...
В обоснование своих требований указали, что на основании служебного ордера N ..., выданного Ленинским исполкомом г. Москвы от 16.04.1992 года являются нанимателями трехкомнатной квартиры N ..., расположенной по адресу: ... Указанная квартира была предоставлена Негробову В.И. в период его работы в комендатуре N 1 ЖКО КЭУ г. Москвы в должности ... В настоящее время деятельность комендатуры прекращена. Дом, в котором находится спорное жилое помещение, постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 г. N 536-ПП передан на баланс г. Москвы.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 10 ноября 2010 года исковые требования истцов были удовлетворены.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда определением от 28 марта 2011 года отменила решение Мещанского районного суда города Москвы от 10 ноября 2010 года и направила дела на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
При повторном рассмотрении Негробов В.И. и представитель истцов в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом и представители третьих лиц Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ и Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явились.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просят истцы по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
На заседание судебной коллегии представители ответчиков и третьих лиц не явились, о дате и времени рассмотрения кассационной жалобы извещались судом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.
На основании ст. 354 ГПК РФ дело по кассационной жалобе рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав Негробова В.И., представителя истцов по доверенности Боголюбского С.С., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Судом установлено, что Ленинским исполкомом г. Москвы 16.04.1992 года Негробову В.И., работающему в комендатуре N ..., был выдан ордер N ..., на право занятия служебного жилого помещения - отдельной трехкомнатной квартиры N ... общей площадью ... кв. м, жилой площадью ... кв. м, расположенной по адресу: ..., на семью из четырех человек в том числе: Негробов В.И., его жена Негробова Л.Н., его сын- Негробов А.В. и дочь-Негробова Е.В. На основании указанного ордера все члены семьи были зарегистрированы в указанной квартире и проживают в ней. Из копии трудовой книжки истца следует, что спорная квартира была предоставлена Негробову В.И. в период работы в дирекции N ... Управления по эксплуатации высотных жилых домов. 01.02.1983 года Негробов В.И. был принят на работу в комендатуре N ... ЖКО КЭУ г. Москвы на должность ... В настоящее время деятельность комендатуры прекращена.
На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий истцы не состоят.
На обращение Негробова В.И. в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по ЦАО по вопросу приватизации спорного жилого помещения был получен отказ. Основанием отказа в приватизации спорной квартиры явилось то, что жилое помещение является служебной квартирой.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорная квартира в установленном законом порядке из служебного фонда не переведена, истцы на очереди по улучшению жилищных условий не состоят, следовательно, оснований для удовлетворения требований истцов не имеется.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статья 72 Конституции РФ устанавливает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" предусматривает, что граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, имеют права приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу ст. 11 вышеназванного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и в целях урегулирования правоотношений по дальнейшему использованию жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру, постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 г. N 711-ПП было утверждено Положение "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органом государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям) финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру".
Пунктом 1 данного Положения установлено, что жилое помещение, занимаемое на условиях субаренды или по служебному ордеру гражданином, замещающим государственную должность города Москвы, должность государственной гражданской службы города Москвы, либо состоящим в трудовых отношениях с органом государственной власти города Москвы, иным государственным органом города Москвы или организацией (предприятием), финансируемой за счет средств бюджета города Москвы, проработавшим в этом органе государственной власти города Москвы или организации 10 и более лет предоставляется указанному работнику и членам его семьи по договору социального найма, только для граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства.
В соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 19.07.2005 года N 536-ПП "О приеме ведомственного жилищного фонда и объектов инженерного и коммунального назначения Министерства обороны РФ в собственность города Москвы в 2005-2006 годах" и Распоряжением федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 06.06.2006 года N ..., жилой многоквартирный дом по адресу: ... передан от Министерства обороны Российской Федерации в собственность города Москвы. На основании акта о приеме-передаче здания от ГУ ЖЕК-37 ЖКО КЭУ г. Москвы в ГУП г. Москвы ДЕЗ Мещанского района от 01.07.2007 г. здание, в котором находится спорное жилое помещение, передано ГУП г. Москвы ДЕЗ Мещанского района и с 01.07.2007 г. находится в управлении ГУП г. Москвы ДЕЗ Мещанского района
Пунктом 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 42, предусматривается, что исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Пунктом 1 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 05.08.2008 г. N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру", предусматривается, что с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения:
договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения";
договоры купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами города Москвы, в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, превышает размеры площади жилого помещения, указанные в п. 1.1 настоящего Положения, но не более одной комнаты на каждого члена семьи согласно статье 33 и статье 35 указанного Закона города Москвы.
В случае отказа граждан от выкупа занимаемых жилых помещений предлагаются другие жилые помещения, размеры площади которых соответствуют статье 20 указанного Закона города Москвы, для заключения договоров социального найма в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения.
Из указанного правового акта следует, что правом на закрепление служебного жилого помещения по договору социального найма обладают только граждане, состоящие на учете нуждающихся, имеющие стаж работы в данной организации не менее 10 лет и только в том случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Судом первой инстанции установлено, что истцы на учете по улучшению жилищных условий не состоят, а площадь занимаемого ими жилого помещения превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29. Таким образом оснований для закрепления спорного жилого помещения договору социального найма, а следовательно и удовлетворения требований о передаче спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации не имеется.
Кроме того, из исследованных судом материалов дела усматривается, что спорная квартира из числа служебных в установленном законом порядке не исключалась и статус служебной не утратила, решение об исключении спорной квартиры из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не издавалось.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации, согласно которому к их числу отнесены служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
В пункте 41 постановления N 14 от 02 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" Пленума Верховного Суда РФ разъяснил, что вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается в силу ст. 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. К отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшими до введения в действие Жилищного кодекса РФ, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (статья 5 Вводного закона).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, правильно установил фактические обстоятельства дела в результате полного и всестороннего исследования доказательств в их совокупности и взаимосвязи, не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно оснований предусмотренных ст.ст. 362-364 ГПК РФ для отмены решения суда не имеется.
Довод истцов о том, что в акте от 01.07.2007 г. спорная квартира не отнесена к служебной, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку решение уполномоченного органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, о переводе спорной квартиры из статуса служебной не принималось.
Ссылка истцов на письма Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 13.07.2011 г. и от 22.08.2011 г., не опровергает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов, поскольку из указанных писем не следует, что спорная квартира не является служебной, в письмах лишь отражено, что в Реестре СЖС по состоянию на 12.08.2011 г. не имеется сведений об отнесении квартиры ... к определенному виду жилищного фонда города Москвы в зависимости от целей использования.
В соответствии с Порядком отнесения объектов жилищного фонда города Москвы к определенному виду в зависимости от целей использования, утвержденным постановлением правительства города Москвы от 22.07.2008 г. N 610-ПП отнесение жилого помещения жилищного фонда города Москвы к определенному виду в зависимости от целей использования производится по решению Департамента, которое оформляется распоряжением.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 06 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истцов - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г. N 33-10978
Текст определения официально опубликован не был