Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 20 марта 2012 г. N 33-6071
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Котовой И.В.,
судей Анашкина А.А., Сибул Ж.А.,
при секретаре Степановой Е.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Анашкина А.А. дело по кассационной жалобе заместителя начальника ИФНС N 46 по г. Москве Садовникова А.Б., на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2011 г., которым постановлено:
иск Яковенко Н.В. к Товариществу собственников жилья "На Каменке" о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации ТСЖ "На Каменке" удовлетворить.
Признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц о создании юридического лица ТСЖ "На Каменке" за N ... от ... года.
Признать недействительным свидетельство о государственной регистрации юридического лица ТСЖ "На Каменке" (... от ... года).
Взыскать с ТСЖ "На Каменке" в пользу Яковенко Н.В. уплаченную государственную пошлину в размере ... рублей. Установила:
истец обратилась в суд с заявлением к ТСЖ "На каменке" о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации ТСЖ "На Каменке", ссылаясь на то, что в марте ... года ей стало известно, что в доме, где она проживает функционирует ТСЖ "На Каменке", в которое входят многоквартирные дома, расположенные по адресу: ..., несмотря на то, что решением Зеленоградского районного суда г. Москвы от 15.05.2009 года, признано недействительным решение общего собрания собственников многоквартирного дома от ... года.
В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности Зарипова С.И., исковые требования поддержала и пояснила их.
Представитель ответчика председатель ТСЖ Волкова Е.В., с требованиями согласилась.
Третье лиц ГУ "ИС Зеленоградского АО г. Москвы" своего представителя в суд не направило, о слушании дела извещено.
Третье лицо - Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве, своего представителя в суд не направила, просила рассматривать дело в отсутствие представителя Инспекции N 46.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого просит заместитель начальника ИФНС N 46 по г. Москве Садовников А.Б., по доводам кассационной жалобы.
На основании ст. 354 ГПК РФ, коллегией дело рассмотрено в отсутствии представителя ИФНС N 46, извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя Яковенко И.В. по доверенности Голикова В.А., обсудив доводы кассационной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене, а производство по делу прекращению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 15 мая 2009 года Зеленоградским районным судом г. Москвы постановлено решение по гражданскому делу по иску Богдановой Т.А. к Товариществу собственников жилья "На Каменке" о признании недействительным решения о создании товарищества собственников помещений многоквартирного дома. Указанным решением суда, вступившим в законную силу 09 июля 2009 года, признано недействительным решение общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... Суд установил, что в период с ... года по ... года по инициативе ГУ ИС Зеленоградского АО г. Москвы в корпусах ... было проведено общее собрание собственников помещений в форме заочного голосования. На обсуждение собрания были поставлены, в том числе вопросы: выбор способа управления многоквартирным домом в форме ТСЖ и создании ТСЖ "На Каменке", утверждение устава ТСЖ "На Каменке"; избрание правления ТСЖ "На Каменке"; избрание ревизионной комиссии ТСЖ "На Каменке"; о государственной регистрации ТСЖ "На Каменке". Согласно Протоколу N 1 общего собрания собственников многоквартирных домов, расположенных по адресу: ..., от ... г., голосование проводилось по восьми вопросам повестки дня отдельно по каждому из корпусов N ..., ..., ..., после чего результаты голосования были объединены, создано Товарищество собственников жилья "На Каменке", обязанность проведения государственной регистрации ТСЖ "На Каменке" возложена на председателя правления. Согласно протоколу N 1 заседания правления ТСЖ "На Каменке" председателем правления избрана Волкова Е.В. На основании решения о создании ТСЖ "На Каменке" от ... года в государственный реестр юридических лиц внесена запись о ТСЖ "На Каменке". Выдано государственное свидетельство, подтверждающее внесение записи в ЕГРЮЛ серии (... от ... года).
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ... г., следует, что в ЕГРЮЛ содержатся сведения о юридическом лице Товариществе собственников жилья "На Каменке", регистрационный номер ..., как действующем.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что решение о государственной регистрации, принятое Инспекцией N 46 о внесении сведений в ЕГРЮЛ, основано на представленном регистрирующему органу решении общего собрания собственников многоквартирного дома (протокол N 1 от ... года) о создании ТСЖ "На Каменке" и о его регистрации в государственном реестре, признанном впоследствии решением суда недействительным. В связи с чем на основании ст.ст. 11, 12 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" суд удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Данные выводы судебная коллегия находит ошибочными, а решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей":
1. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
2. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
3. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При поступлении в регистрирующий орган документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан выдать предусмотренный настоящим пунктом документ в письменном (бумажном) виде по соответствующему запросу заявителя.
3.1. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
4. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 12 того же Закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ).
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган; (п.п. "в" в ред. Федерального закона от 01.07.2011 г. N 169-ФЗ).
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в данной статье, а также иными способами, предусмотренными законом. Между тем ни ст. 12 ГК РФ, ни ст.ст. 11, 12 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ни иными законами не предусмотрено такого способа защиты права как предъявления требования о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц о создании юридического лица и о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации юридического, с учетом еще и того обстоятельства, что свидетельство о государственной регистрации является лишь правоподтверждающим, но не правоустанавливающим документом.
Данные обстоятельства являются безусловным основанием к отмене решения суда на основании ст. 363 ГПК РФ в связи с применением судом закона, не подлежащего применению.
Более того, при разрешении настоящего дела, судом не было учтено то обстоятельство, что вопрос о признании недействительным решения о создании товарищества собственников помещений многоквартирного дома разрешен вступившим в законную силу решением Зеленоградского районного суда от 15.05.2009 г. Указанным решением признано недействительным решение общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. ..., ..., корпуса ... от ... г.
При указанных обстоятельствах вопрос об исключении из ЕГРЮЛ сведений о ТСЖ "На Каменке" должен быть разрешен в процессе исполнения решения Зеленоградского районного суда г. Москвы от 15.05.2009 г., с применением, в случае необходимости, положений ст. 220 ГПК РФ, но не может быть разрешен в порядке гражданского судопроизводства.
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если: заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
В соответствии с положениями ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если: дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Таким образом, на основании ст.ст. 134, 220 ГПК РФ и в соответствии с положениями ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия полагает необходимым решение Зеленоградского районного суда от 21.09.2011 г. отменить, производство по делу прекратить, поскольку дело не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2011 г. отменить.
Производство по делу по иску Яковенко Н.В. к Товариществу собственников жилья "На Каменке" о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации ТСЖ "На Каменке" - прекратить.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.