Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 24 апреля 2012 г. N 11-938
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Дегтеревой О.В.
судей Пашкевич А.М., Малыхиной Н.В.
при секретаре Нудненко П.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Малыхиной Н.В. дело по апелляционной жалобе Рыжиковой А.Н. на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 09 февраля 2012 года, которым постановлено: в удовлетворении требований Рыжиковой А.Н. к ГУ - Главному управлению Пенсионного Фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области об обязании засчитать время работы как льготный стаж и обязании назначить пенсию - отказать.
Установила:
Рыжикова А.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Главному управлению Пенсионного Фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области об обязании засчитать время ее работы с 12.07.1979 г. по 15.01.1996 г. в льготный стаж для назначения пенсии как один год работы за один год и шесть месяцев, и повторно рассмотреть ее заявление о назначении досрочной пенсии по старости со дня возникновения права на ее назначение.
Истец в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика просил в удовлетворении требований отказать по доводам письменного отзыва на иск.
Судом было постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Рыжикова А.Н., как незаконного.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований истца о включении периодов ее работы с 01.03.1991 г. по 15.08.1993 г., с 01.09.1993 г. по 14.01.1996 г. в должности врача - хирурга в диагностическом отделении в ..., как постановленное в данной части с нарушением норм материального права, п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а в остальной части - решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом пенсионного возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от возраста.
Пунктом 3 статьи 28 предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия в соответствии с пп. 7-13 п. 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, при необходимости, утверждается Правительством РФ.
Как было установлено судом первой инстанции, истец Рыжикова А.Н. 31.03.2010 г. обратилась в ГУ - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях и организациях здравоохранения не менее 30 лет, независимо от возраста.
В стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, предусмотренных "Списком должностей и учреждений, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения", в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П.
На дату обращения за пенсией стаж истца на соответствующих видах работ составил 25 лет 10 месяцев 10 дней.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ N 1066 от 22.09.1999 года в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная или иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Советов Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, в соответствии с которым, правом на пенсию за выслугу лет пользовались врачи-хирурги всех наименований и средний медицинский персонал отделений (палат) хирургического профиля.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городских и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее Список N 781) и Правила исчисления периодов работы.
Согласно п.п. "б" п. 5 Правил исчисления работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложения, год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.
До 12.11.2002 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии включались лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1066 от 22.09.1999 г.
После 12.11.2002 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии включались лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.
В соответствии со Списком от 06.09.1991 г. право на указанный вид пенсии имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.
В силу п. 2 Постановления от 06.09.1991 г. N 464 (действует по периодам до 01.11.1999 г. (льготное исчисление выслуги (1 год за 1 год и 6 месяцев) производится врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационара.
Согласно п. 3 Правил (действуют по периодам с 01.11.1999 года, и по периодам до 01.11.1999 года) льготное исчисление производится оперирующим врачам-специалистам, операционным медсестрам отделений хирургического профиля стационаров (по Перечню).
Разрешая заявленные Рыжиковой А.Н. требования, и отказывая в их удовлетворении в части включения периодов, засчитанных в стаж Рыжиковой Л.П. на соответствующих видах работ: с 12.07.1979 г. по 31.07.1984 г. с 21.08.1984 г. по 19.06.1985 г. с 01.07.1985 г. по 05.01.1986 г., с 16.01.1986 г. по 13.06.1986 г., с 01.07.1986 г. по 02.01.1987 г. с 25.01.1987 г. по 14.06.1987 г. с 01.07.1987 г. по 30.06.1989 г., 01.08.1989 г. по 31.01.1990 г. в должности медицинской сестры в отделении нейроонкологии ..., с 01.02.1990 г. по 28.02.1991 г. медицинской сестры в отделении общей онкологии ..., ответчик правильно засчитал данные периоды как год за год, и не принял во внимание доводы истца о включении вышеуказанных периодов работы в стаж, как один год работы к 1 году 6 месяцам, установив, что в соответствии с постановлением Совета Министров от 06.09.1991 г. N 464 было предусмотрено право на льготное исчисление пенсии только лицам, работающим операционными медсестрами.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, истица не представила суду доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ о том, что она работала медсестрой в вышеуказанные периоды в отделении (палате) хирургического профиля стационара. Кроме того, истцом не были представлены суду также доказательства, подтверждающие факт ее участия как медсестры в проведении хирургических операций.
Судом обоснованно не был включен в стаж истца период ее работы с 15.01.1996 г. по 19.07.2005 г. в должности заведующей - врача - терапевта приемного отделения в ..., который был засчитан ответчиком как год за год, так как наименование данной должности и отделения не предусмотрено для зачета в льготном исчислении как 1:1,6 Списком должностей и учреждений, работа, в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, действующим на данный период.
Поскольку решение суда в вышеуказанной части не противоречит требованиям закона, то оснований к его отмене в данной части, у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Рыжиковой Л.П. о включении в ее стаж в льготном исчислении вышеуказанных периодов, не являются основанием к отмене решения суда, так как они направлены на переоценку выводов суда и доказательств по делу, а также на иное применение и толкование норм материального права.
Кроме того, законодатель в вышеуказанных постановлениях Правительства РФ прямо указал должности, работа в которых дает право на включение в специальный стаж в льготном порядке как один год работы за один год и шесть месяцев, и в Списке в наименовании учреждений должностей "палатная, старшая, постовая" медицинские сестры не указаны, а поименованы операционные медицинские сестры, включая старших, и не указаны должности медсестры (палатной, приемного отделения), а также заведующей - врача - терапевта приемного отделения.
Между тем, отказывая истцу во включении в стаж в льготном исчислении периодов работы с 01.03.1991 г. по 15.08.1993 г., с 01.09.1993 г. по 14.01.1996 г. в должности врача - хирурга в диагностическом отделении (с 14.07.1995 г. - отделение диагностики опухолей с кабинетом химиотерапии), и с 13.12.1995 г. в хирургическом отделении диагностики опухолей в ..., которые были засчитаны ответчиком как год за год, суд ошибочно исходил из того, что поскольку отделение диагностики опухолей не предусмотрено Списком должностей, то истице должно быть отказано в удовлетворении заявленных требований.
При этом, суд не учел, что в соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении N 25 от 20.12.2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при рассмотрении вопросов о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Как следует из материалов дела, истец работала в должности врача - хирурга в диагностическом отделении (с 14.07.1995 г. - отделение диагностики опухолей с кабинетом химиотерапии), и с 13.12.1995 г. в хирургическом отделении диагностики опухолей в Российском онкологическом научном центре им. Н.Н. Блохина РАМН, что подтверждается записями в трудовой книжке истца.
Таким образом, место работы истца в спорный период и наименование ее должности и учреждения, соответствуют указанным в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и Списку профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, в связи с чем, судебная коллегия полагает, что данный период работы истицы подлежит включению в специальный трудовой стаж истца в льготном исчислении, как один год работы в этой должности и подразделении за один год и 6 месяцев.
Из правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года N 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
Судебная коллегия полагает, что то обстоятельство, что в Списке должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, который устанавливал перечень должностей для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на получение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, отсутствовало такое наименование как отделение диагностики опухолей, не может служить основанием к отказу в исковых требованиях в данной части, поскольку в льготном исчислении 1:1,6 предусмотрено врачам-хирургам всех наименований для исчисления сроков выслуги один год работы в данной должности за один год и 6 месяцев.
Поскольку, с учетом включения в стаж истца периодов работы в должности врача - хирурга, стаж истца для назначения пенсии составляет также менее 30 лет, то судебная коллегия полагает, что оснований для обязания ответчика назначить пенсию истцу с момента обращения к ответчику за назначением льготной пенсии, не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь п.п. 1, 2 ст. 328 ГПК РФ, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
решение Симоновского районного суда г. Москвы от 09 февраля 2012 года отменить в части отказа в удовлетворении требований Рыжиковой А.Н. к ГУ - Главному управлению Пенсионного Фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области во включении в стаж в льготном исчислении периодов работы с 01.03.1991 г. по 15.08.1993 г., с 01.09.1993 г. по 14.01.1996 г. в должности врача - хирурга в диагностическом отделении (с 14.07.1995 г.- отделение диагностики опухолей с кабинетом химиотерапии), и с 13.12.1995 г. в хирургическом отделении диагностики опухолей, в Российском ... и постановить в этой части новое решение, которым:
Требования Рыжиковой Александры Никоновны в вышеуказанной части удовлетворить.
Обязать ГУ - Главное управление Пенсионного Фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Рыжиковой А.Н., дающей право на досрочное назначение пенсии по старости периоды ее работы: с 01.03.1991 г. по 15.08.1993 г., и с 01.09.1993 г. по 14.01.1996 г. в должности врача - хирурга в диагностическом отделении (с 14.07.1995 г.- отделение диагностики опухолей с кабинетом химиотерапии), и с 13.12.1995 г. в хирургическом отделении диагностики опухолей) в Российском онкологическом научном центре им. Н.Н. Блохина РАМН, в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев.
В остальной части, решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Рыжиковой Л.П. - без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 24 апреля 2012 г. N 11-938
Текст определения официально опубликован не был