Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 31 августа 2009 г. N КА-А40/8335-09
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.
судей Антоновой М.К., Коротыгиной Н.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Нарьянмарнефтегаз" - Афонин М.В. - дов. от 01.01.09 г. N 50/2009, Орлова Е.Г. - дов. от 13.07.09 г. N 137/2009,
от ответчика МИ ФНС России по к/н N 1 - Семенов С.А. - дов. от 04.03.09 г. N 65,
рассмотрев 24.08.2009 г. в судебном заседании кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 на решение от 10.03.2009 г. Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Шевелевой Л.А., на постановление от 20.05.2009 г. N 09АП-7134/2009-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Седовым С.П., Яремчук Л.А., Птанской Е.А., по делу N А40-11578/08-115-27 по иску (заявлению) ООО "Нарьянмарнефтегаз" о признании частично недействительными решений к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, установил:
ООО "Нарьянмарнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (с учетом изменения предмета требований в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании недействительными решений МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 08.11.2007 г. N 52/2606 "О возмещении (частично) сумм налога на добавленную стоимость" в части отказа в возмещении сумма налога в размере 6.252.469 руб. 21 коп. и N 52/2607 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части выводов о необоснованности применения налоговых вычетов в размере 6.252.469 руб. 21 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2009 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2009 г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст.ст. 284 и 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой ставится вопрос об их отмене и отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В основание своей жалобы налоговый орган ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, как вынесенные с соблюдением требований действующего законодательства и соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судами при рассмотрении дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы, представитель заявителя возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и соблюдения процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами при рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль 2006 г. (корректировка N 3) МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 приняты решения от 08.11.2007 г. N 52/2606 и N 52/2607.
Налоговый орган в решениях отказал Обществу в применении налоговых вычетов и возмещении налога на добавленную стоимость в размере 6.136.663 руб. 21 коп. (4.200.620 руб. 28 коп. + 1.936.042 руб. 93 коп.) на том основании, что счета-фактуры не соответствуют требованиям подп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ, в связи с отсутствием номеров платежно-расчетного документа, и не представлены документы, подтверждающие оплату.
Признавая в данной части решения налогового органа недействительными, суды сослались на подтверждение Обществом налоговых вычетов в соответствии со ст.ст. 169, 171 и 172 НК РФ надлежащими документами, в том числе исправленными счетами-фактурами.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют установленным при рассмотрении дела обстоятельствам, имеющимся в материалах дела и действующему законодательству ввиду следующего:
В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 Кодекса.
Пунктом 3 ст. 88 НК РФ предусматривается, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Конституционный Суд РФ в Определении 12.07.2006 г. N 267-О полномочия налогового органа, указал, что предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более - обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.
По смыслу положений ст. 88 НК РФ, налоговый орган обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках при заполнении документов и налоговых правонарушениях и требовать от него соответствующих объяснений до вынесения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о привлечении к налоговой ответственности.
При этом право на представление своих возражений у налогоплательщика возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, т.е. до принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Как установлено судами и налоговым органом не отрицается, Обществу о выявленных нарушениях в оформлении счетов-фактур не сообщалось, требования о представлении исправленных счетов-фактур либо устранении нарушений в их оформлении налоговым органом в рамках проверки также не направлялись.
Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства пояснил, что о выявленных налоговым органом нарушениях в оформлении счетов-фактур Общество узнало только после получения акта проверки и из-за территориальной удаленности контрагентов не смогло представить исправленные счета-фактуры в срок, установленный п. 6 ст. 100 НК РФ.
Оформленные в соответствии с требованиями подп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ счета-фактуры были представлены в налоговый орган после внесения контрагентами заявителя соответствующих исправлений.
Исследовав в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы, суды установили соблюдение заявителем предусмотренных ст. 169, 171 и 172 НК РФ условий для применения налогового вычета, в связи с представления необходимых документов, в том числе исправленных счетов-фактур, платежных поручений, книги покупок за февраль 2006 г.
Возражений по порядку оформления исправленных счетов-фактур и содержащимся в них сведениям налоговым органом в ходе рассмотрения дела не заявлено.
С учетом изложенных обстоятельств, суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов о подтверждении налогоплательщиком права на вычет по налогу на добавленную стоимость счетами-фактурами, оформленными в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ.
Довод налогового органа о непредставлении Обществом платежных документов, подтверждающих оплату счетов-фактур, правомерно отклонен судами как несоответствующий фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
При рассмотрении дела судами установлено, что платежные поручения представлялись налоговому органу в рамках проверки и с возражениями на акт проверки.
Данное обстоятельство отражено налоговым органом в решении от 08.11.2007 г. N 52/2607 и подтверждается представленными в материалы дела сопроводительными письмами от 02.06.2006 г. N СГ-1504н, 03.07.2006 г. N СГ-1802н и 29.10.2007 г. N СГ-54н.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п. 3, 6 - 8 ст. 171 Кодекса.
Поскольку указанная норма не возлагает на налогоплательщиков обязанности представлять в подтверждение налоговых вычетов документов, подтверждающих оплату счетов-фактур, отказ налогового органа по основанию их непредставления является необоснованным.
Ссылка налогового органа на преюдициальное значение для дела в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ вступившего в законную силу решения Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2008 г. по делу N А40-11819/08-142-33, является несостоятельной, поскольку законность оспариваемых Обществом решений подтверждена судами в части, относящейся к операциям на экспорт.
Предметом рассмотрения настоящего дела является отказ налогового органа в вычете по НДС по счетам-фактурам, относящимся к операциям на внутреннем рынке, обстоятельства которого судами в рамках дела N А40-11819/08-142-33 не исследовались, оценка спорным счетам-фактурам не давалась.
Оспариваемыми решениями также отказано в вычете по налогу на добавленную стоимость в размере 115.806 руб., исчисленного Обществом при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, поскольку, по мнению налогового органа, данная сумма налога должна быть распределена пропорционально выручке, полученной от реализации произведенных товаров на экспорт и внутреннем рынке.
Суды, руководствуясь ст.ст. 146, 159, 171 - 173 НК РФ, правомерно указали на то, что поскольку право на применение налогового вычета обусловлено уплатой налога в бюджет, то требование налогового органа о выполнении иных условий для предоставления вычета (а именно, распределение этих сумм пропорционально выручке, полученной от реализации произведенных товаров на экспорт и внутреннем рынке) не основано на нормах законодательства о налогах и сборах РФ.
Осуществление заявителем строительно-монтажных работ для собственного потребления, исчисление и уплата в бюджет налога на добавленную стоимость по ним налоговым органом не оспаривается.
Согласно утвержденному в Учетной политике Общества методу распределения сумм входного НДС, приходящегося на производство экспортной продукции и продукции, реализуемой на внутреннем рынке, сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, не включается в распределение и берется к вычету в полном объеме.
Таким образом, отнесение на вычет по налогу на добавленную стоимость исчисленной при выполнении строительно-монтажных работ суммы в размере 115.806 руб. соответствуют действующему законодательству о налогах и сборах Российской Федерации.
Судами при рассмотрении спора правильно определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов сторон, и сделан правильный вывод по делу.
Доводы налогового органа в кассационной жалобе не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра судебных актов судом кассационной инстанции.
В кассационной жалобе не приведено обстоятельств, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены принятых по делу судебных актов в части обжалуемой заявителем.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2009 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2009 г. по делу N А40-11578/08-115-27 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Долгашева |
Судьи |
М.К. Антонова |
|
Н.В. Коротыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении дела судами установлено, что платежные поручения представлялись налоговому органу в рамках проверки и с возражениями на акт проверки.
Данное обстоятельство отражено налоговым органом в решении от 08.11.2007 г. N 52/2607 и подтверждается представленными в материалы дела сопроводительными письмами от 02.06.2006 г. N СГ-1504н, 03.07.2006 г. N СГ-1802н и 29.10.2007 г. N СГ-54н.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п. 3, 6 - 8 ст. 171 Кодекса.
...
Суды, руководствуясь ст.ст. 146, 159, 171 - 173 НК РФ, правомерно указали на то, что поскольку право на применение налогового вычета обусловлено уплатой налога в бюджет, то требование налогового органа о выполнении иных условий для предоставления вычета (а именно, распределение этих сумм пропорционально выручке, полученной от реализации произведенных товаров на экспорт и внутреннем рынке) не основано на нормах законодательства о налогах и сборах РФ.
...
Согласно утвержденному в Учетной политике Общества методу распределения сумм входного НДС, приходящегося на производство экспортной продукции и продукции, реализуемой на внутреннем рынке, сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, не включается в распределение и берется к вычету в полном объеме.
Таким образом, отнесение на вычет по налогу на добавленную стоимость исчисленной при выполнении строительно-монтажных работ суммы в размере ... соответствуют действующему законодательству о налогах и сборах Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 августа 2009 г. N КА-А40/8335-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника