Указание ЦБР от 30 марта 1998 г. N 196-У
"О внесении изменений и дополнений в "Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 18 июня 1997 г. N 61"
Указанием ЦБР от 5 декабря 2002 г. N 1216-У настоящее Указание признано утратившим силу с 1 января 2003 г. в связи с принятием Положения Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"
1. В связи с внедрением электронного документооборота и ведения электронных архивов внести в Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18 июня 1997 г. N 61, утвержденные Приказом Банка России от 18.06.97 г. N 02-263, с учетом изменений и дополнений, внесенных Указаниями Банка России от 11.12.97 г. N 62-У и от 30.12.97 г. N 119-У, следующие изменения и дополнения.
В часть III "Организация работы по ведению бухгалтерского учета" внести следующие изменения и дополнения:
1) Второй абзац изложить в следующей редакции: "Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники".
2) После четвертого абзаца ввести абзац следующего содержания:
"В дальнейшем под подписью понимается как собственноручная подпись, так и ее аналоги, применяемые в соответствии со ст.160 Гражданского кодекса Российской Федерации".
3) Пункт 1.5.6 изложить в следующей редакции: "Прием расчетных документов на бумажных носителях, подписанных собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента, осуществляется бухгалтерским работником, которым на всех экземплярах документа проставляется расписка (штамп), содержащая текст "Принято "___"__________199_г." Последний экземпляр документа возвращается клиенту".
4) Пункт 1.5.11 изложить в следующей редакции: "Поручения клиентов на перечисление средств с их счетов могут представляться в кредитные организации в виде платежных документов на бумажных носителях, подписанных собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента, а также в виде электронных платежных документов, передаваемых по каналам связи или иным образом (на магнитных, оптических носителях). Кредитная организация в договоре банковского счета в соответствии с Положением Банка России "О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями" определяет порядок приема электронных документов клиентов, их защиты, оформления и подтверждения. Порядок отражения в учете и помещении подтверждающих документов в документы дня определяется в правилах документооборота кредитной организации".
5) Четвертый абзац пункта 1.7.2 изложить в следующей редакции: "Каждый документ, предъявляемый в кредитную организацию на бумажном носителе, и каждый отдельный лист сводного документа, оформленного на бумажном носителе, например, сводного платежного поручения, должен иметь подписи уполномоченных должностных лиц клиента и оттиск его печати и соответствовать заявленным образцам. Подписи на всех документах должны быть сделаны чернилами или пастой шариковой ручки. Объявления о взносе наличных денег подписываются вносителями. В сводном документе незаполненные отрезные части должны быть прочеркнуты".
6) Пункт 1.7.3 изложить в следующей редакции: "При передаче распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных документов должно быть обеспечено использование в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей или иных средств, подтверждающих, что распоряжение составлено уполномоченным на это лицом".
7) Пункт 1.7.5 изложить в следующей редакции: "При приеме распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных документов, а также при осуществлении межбанковских расчетов внесение каких-либо исправлений в поступившие документы не допускается".
8) Первый абзац пункта 1.7.6 изложить в следующей редакции: "При приеме денежно-расчетных документов на бумажных носителях ответственный исполнитель (бухгалтер, контролер) обязан проверить, соответствует ли документ установленной форме бланка, заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты, правильность указания банковских реквизитов, соответствуют ли печать и подписи распорядителя счетом заявленным кредитной организации образцам".
9) Пункт 1.9.7 изложить в следующей редакции: "Совершение операций в кредитной организации может происходить на основании электронного платежного документа, а в случаях, установленных действующим законодательством и договором, - его бумажной копии, заверенной уполномоченным лицом. Электронный платежный документ должен содержать дату, контировку и аналог собственноручной подписи, позволяющие однозначно идентифицировать ответственного исполнителя (бухгалтера, контролера).
Подписями работников кредитной организации или их аналогами заверяются экземпляры документов (в том числе электронных), которые предназначены для хранения в качестве оправдательных по совершенным операциям, а также экземпляры документов, подлежащие приложению к выпискам из счетов клиентов и к документам по межбанковским расчетам".
10) В пункт 2.1 внести следующие изменения и дополнения:
- второй абзац изложить в следующей редакции: "Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. По истечении отчетного года (после 31 декабря) разрешается новым счетам клиентов присваивать номера лицевых счетов, закрытых в отчетном году. В лицевых счетах должны показываться: дата предыдущей операции по счету, входящий остаток на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу (сводному документу), остаток после отражения каждой операции (по усмотрению кредитной организации) и на конец дня. Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в книгах либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. В реквизитах лицевых счетов должны отражаться: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр) операции (шифр проведенного документа указан в приложении N 1 к настоящим Правилам), номер корреспондирующего счета, суммы - отдельно по дебету и кредиту, остаток.";
- семнадцатый абзац изложить в следующей редакции: "В книге для каждого номера и наименования счета второго порядка открываются отдельные страницы, которые пронумеровываются, прошнуровываются и опечатываются. Книга заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя и хранится у главного бухгалтера в несгораемом шкафу (сейфе).";
- в двадцать первом абзаце первое предложение изложить в следующей редакции: "Учетной политикой кредитной организации может быть предусмотрено ведение книги регистрации лицевых счетов в электронном виде и подписание ее аналогами собственноручной подписи главного бухгалтера или его заместителя, при этом должны быть обеспечены меры защиты информации от несанкционированного доступа.";
- двадцать седьмой абзац изложить в следующей редакции: "Лицевые счета, выписки из которых клиентам не выдаются, печатаются в одном экземпляре. Лицевые счета, ведущиеся в виде электронных баз данных, распечатываются для выдачи клиенту в виде выписки, если иное не предусмотрено договором с клиентом.";
- двадцать восьмой абзац изложить в следующей редакции: "Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам счет велся вручную или на машине, кроме ЭВМ, то выписки этих счетов, выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского работника, ведущего счет, и штампом кредитной организации. В таком порядке оформляется каждый лист выписки.";
- двадцать девятый, тридцатый, тридцать первый абзацы изложить в следующей редакции: "Выписки на бумажных носителях выдаются в порядке и сроки, указанные в карточках образцов подписей и оттиска печати. На лицевом счете (первом экземпляре) бухгалтерским работником ставится штамп "Выписка выдана за "_" _________199_г. в порядке _____________.
Подпись работника кредитной организации _______________
Дата "___"_________199__г.";
- тридцать четвертый абзац изложить в следующей редакции: "На документах, прилагаемых к выпискам, должны проставляться штамп и календарный штемпель даты провода документа по лицевому счету. Штамп проставляется только на основном приложении к выписке. На тех дополнительных документах, которые поясняют и расшифровывают содержание и общую сумму операций, обозначенных в основном приложении, штамп не ставится. В случае, если прилагаемые к выпискам документы, на основании которых совершены записи по счету, предъявляются клиенту в электронном виде, указанные документы:
- подписываются аналогами собственноручной подписи уполномоченного лица;
- содержат дату провода документа по лицевому счету".
11) В пункте 3.2 исключить текст десятого абзаца "В дальнейшем под подписью понимается как собственноручная подпись, так и ее аналоги, применяемые в соответствии со ст.160 Гражданского кодекса Российской Федерации".
12) После пункта 4.8 ввести пункт следующего содержания: "4.9. Кредитная организация вправе организовать хранение бухгалтерских документов в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. При этом должна обеспечиваться возможность распечатывания бумажных копий бухгалтерских документов по формам, установленным нормативными актами Банка России. Структура баз данных бухгалтерских документов должна позволять группировать документы в соответствии с требованиями, установленными пп. 4.2-4.8 настоящего раздела".
2. Настоящее Указание вводится в действие с момента опубликования в "Вестнике Банка России".
3. Территориальным учреждениям Банка России довести настоящее Указание до кредитных организаций.
Председатель Центрального банка |
С.К.Дубинин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Внесенные изменения регламентируют представление бухгалтерской документации, платежных поручений и т.п. в электронной форме. В частности, регистры бухгалтерского учета разрешено вести в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. Также установлено, что поручения клиентов на перечисление средств с их счетов могут представляться в кредитные организации в виде электронных платежных документов, передаваемых по каналам связи или иным образом (на магнитных, оптических носителях). Разрешено использовать электронные аналоги собственноручной подписи. Указание вводится в действие с момента опубликования в "Вестнике Банка России".
Указание ЦБР от 30 марта 1998 г. N 196-У "О внесении изменений и дополнений в "Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 18 июня 1997 г. N 61"
Настоящее Указание вводится в действие с момента опубликования в "Вестнике Банка России"
Текст указания опубликован в "Вестнике Банка России" от 8 апреля 1998 г. N 22, в газете "Финансовая Россия" от 16 - 22 апреля 1998 г. N 14, в Еженедельнике официальной информации "Курьер" от 17 апреля 1998 г. N 15, в газете "Бизнес и банки", N 17, апрель 1998 г., в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 1998 г., N 5, в журнале "Нормативные акты по банковской деятельности", N 9, 1998 г.
Указанием ЦБР от 5 декабря 2002 г. N 1216-У настоящее Указание признано утратившим силу с 1 января 2003 г. в связи с принятием Положения Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"