Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 сентября 2009 г. N КА-А41/6718-09
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.
судей Агапова М.Р., Летягиной В.А.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Лунина Н.А., доверенность от 16.10.2008, Весельницкая Н.В., доверенность от 10.04.2009 г.,
рассмотрев 31.08.2009-04.09.2009 г.г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "СФЕРА-Холдинг" на постановление от 20.04.2009 г. Десятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Бархатовым В.Ю., Диаковской Н.В., Ханашевичем С.К., по иску (заявлению) ООО "СФЕРА-Холдинг" о признании незаконным решения к Управлению Роснедвижимости Московской области, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сфера-Холдинг" (далее - Общество, ООО "Сфера-Холдинг") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (далее - Управление) от 31.07.2008 об отказе в кадастровом учете изменений в сведениях об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230224:12, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, Подъяческий сельский округ, дер. Поповка, участок 24 и обязании Управления выдать заявителю кадастровую выписку об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 50:04:0230224:12, расположенном по адресу: Московская область, Дмитровский район, Подъяческий сельский округ, дер. Поповка, участок 24, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастром учете новые сведения о земельном участке - о виде разрешенного использования - "дачное строительство".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.02.2009 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2009 отменено, в удовлетворении требований Обществу отказано.
Общество не согласилось с принятым постановлением, обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные Обществом требования. В обоснование своих требований указывает на необоснованный отказ Управления во внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о виде разрешенного использования земельного участка. Полагает, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы прав, регулирующие как порядок перевода земель из одной категории в другую, так и порядок действия Управления по внесению соответствующих изменений в кадастр.
В судебном заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв с 31.08.2009 11 часов 00 минут до 04.09.2009 10 часов 40 минут.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в судебное заседание суда кассационной инстанции. В силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Законность принятого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 381283 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский район, Подъяческий сельский округ, дер. Поповка, уч. 24, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.01.2004.
Решением администрации городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района Московской области от 19.07.2007 г. N 1396 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка", постановлением Администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 24.09.2007 г. N 4026-П "Об изменении цели разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, в границах городского поселения Яхрома, деревня Поповка, участок 24, находящегося в собственности Общества" изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 381283 кв. м с кадастровым номером 50:04:0230224:12, с вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "дачное строительство" (далее - постановление Администрации Дмитровского района N 4026 - П)
Постановление Администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 24.09.2007 г. N 4026-П явилось основанием для обращения в Управление Роснедвижимости по Московской области с заявлением о внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о разрешенном использовании земельного участка.
Решением от 31.07.2008 Управление Роснедвижимости по Московской области отказало Обществу во внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230224:12 со ссылкой на пункт 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с тем, что заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям данного Федерального закона.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании данного ненормативного акта Управления недействительным.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования, законодательство, не запрещает установление вида разрешенного использования "для дачного строительства" в отношении земельных участков, пользование которыми осуществляют коммерческие организации. Кроме того, Глава муниципального образования вправе своим решением изменить вид разрешенного использования земельного участка с учетом результатов публичных слушаний при отсутствии документов о зонировании территории.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности и необоснованности заявленных Обществом требований.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Московского округа соглашается с выводами, сделанными судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом приведенной статьи основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа Управления Роснедвижимости по Московской области во внесении изменений в государственный земельный кадастр является одновременное несоответствие этого отказа закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон) в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям названного Федерального закона.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.
В материалах дела имеется кадастровый план спорного участка общества, в котором указано его разрешенное использование (назначение) - "для сельскохозяйственного производства".
Поскольку объектом земельных отношений согласно пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату обращения в Управление Роснедвижимости по Московской области и принятия оспариваемого решения от 31.07.2008) является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок общества, принадлежащий ему с установленным разрешенным использованием земельных участков, ООО "Сфера-Холдинг" в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (пункт 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" (далее - Закон N 66) данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Закон N 66 предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.
Нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 66 допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке физическим лицам и некоммерческим объединениям граждан.
Суд апелляционной инстанции, используя системный анализ вышеуказанного земельного законодательства, пришел к выводу, что предоставление земельных участков "для размещения дачного некоммерческого объединения граждан" осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения. При этом указав, что отсутствие прямого запрета для коммерческих организаций на изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования "для дачного строительства" не означает, что таким организациям могут быть предоставлены земельные участки для указанных целей. Законом не предусмотрена сама возможность предоставления коммерческим организациям земельных участков для дачного строительства, поэтому для коммерческих организаций невозможно изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования "для дачного строительства".
ООО "Сфера-Холдинг" обращаясь в Управление за внесением изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка не имело документы, подтверждающие создание соответствующего юридического лица (некоммерческого партнерства), а представленные в материалы дела копии документов о создании 14.10.2008 дачного некоммерческого после принятия оспариваемого решения Управления Роснедвижимости по Московской области от 31.07.2008 не может свидетельствовать об обратном.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых решения и постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 г. по делу N А41-22733/08 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Сфера-Холдинг" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
М.Р. Агапов |
|
В.А. Летягина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Коммерческой организации было отказано в изменении сведений о принадлежащей ей земле в кадастровой учете на вид разрешенного использования "дачное строительство".
Суд округа счел такой отказ правомерным и пояснил следующее.
Спорный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ и Законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Для дачного строительства допускается использование тех участков из категории земель с/х назначения, которые предоставлены для этих целей физлицам и некоммерческим объединениям граждан. Предоставление земельных участков для размещения дачного некоммерческого объединения граждан осуществляется после госрегистрации этого объединения.
Отсутствие прямого запрета для коммерческих организаций на изменение вида разрешенного использования участка на вид "для дачного строительства" не означает, что последним могут быть предоставлены участки для этих целей. Законом не предусмотрена сама возможность передачи коммерческим организациям земли для дачного строительства. Поэтому для коммерческих организаций невозможно изменение вида разрешенного использования земли на вид "для дачного строительства".
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 сентября 2009 г. N КА-А41/6718-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника