Разъяснения ЦБР от 7 мая 1998 г.
- Должен ли банк и имеет ли он право контролировать платежи клиентов в области назначения платежа, указываемого в платежных поручениях (требовать ссылок на договор, акт, счет-фактуру, выделения НДС и пр.)? Имеет ли право банк в случае неуказания или неполного указания клиентом в платежном поручении всего вышеперечисленного отказаться проводить платеж клиента? *
- Согласно п.3 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
В связи с вышеизложенным в поле "Назначение платежа" клиент указывает информацию, соответствующую расчетной операции, в произвольной форме. Вместе с тем законодательством (в том числе налоговым) и нормативными актами Банка России предусмотрен ряд сведений, которые должны отражаться в этом поле, их отсутствие является нарушением требований по оформлению расчетного документа и в соответствии с пунктами 1.7.4 и 1.7.6 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, - основанием в отказе приема платежного поручения. В частности, согласно Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 6.12.91 г. N 1992-1 в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога на добавленную стоимость указывается отдельной строкой. При бесспорном взыскании средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату и номер исполнительного документа, а также наименование органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению.
- В соответствии с Положением ЦБ РФ "О порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России" N 7-П от 8.12.97 г. с 1.01.98 г. Банк России ввел плату за оказываемые им расчетные услуги, в том числе и за перечисление налогов и иных обязательных платежей в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. Просим вас разъяснить, как согласуются данный нормативный акт и ст.15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", согласно которой плата за обслуживание физических и юридических лиц по вышеуказанным операциям не взимается вне зависимости от места нахождения счета.
- Решение о введении Банком России платы за расчетные услуги и об освобождении от взимания платы за расчетные операции со средствами бюджетов и государственных внебюджетных фондов, находящимися в Банке России, принято Советом директоров Банка России (выписка из протокола N 2 от 27.12.96 г.), о чем Банк России сообщил в своем пресс-релизе, опубликованном в "Вестнике Банка России" от 28 января 1997 г. N 6 (169).
Взимание платы за расчетные услуги регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.851), Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Положением "О порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России" от 8.12.97 г. N 7-П.
В соответствии со ст.15 Федерального закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обслуживание клиентов по операциям по перечислению налогов в бюджет или во внебюджетные фонды осуществляется без взимания платы. Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами, и Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции с бюджетами и государственными внебюджетными фондами. Банк России, руководствуясь ст.15 Федерального закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст.23 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", предусмотрел в Положении N 7-П соответствующее исключение.
Поскольку указанные в запросе операции производятся на основании поручения кредитной организации - клиента Банка России на перечисление средств с корреспондентского счета на корреспондентский счет другой кредитной организации и не предполагают зачисления средств на счета бюджетов (государственных внебюджетных фондов), открытые в Банке России, освобождения от взимания платы за расчетные услуги Банка России при проведении таких операций не предусмотрено.
----------------------------------------------------
* Ответы на вопросы подготовлены Департаментом методологии и организации расчетов ЦБР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмом разъясняется, в каких пределах банк имеет право контролировать платежи клиентов в области назначения платежа, указываемого в платежных поручениях (ссылка на договор, акт, счет-фактуру, выделение НДС и пр.). А также указывается, какие реквизиты необходимы в некоторых частных случаях. Кроме того, в настоящем письме приводится обоснование правомерности взимания Банком России платы за оказываемые им расчетные услуги, в том числе и за перечисление налогов и иных обязательных платежей в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды.
Разъяснения ЦБР от 7 мая 1998 г. О некоторых вопросах при проведении расчетных операций банками
Текст разъяснений опубликован в "Вестнике Банка России" от 7 мая 1998 г., N 30