Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 сентября 2009 г. N КА-А40/8768-09
Резолютивная часть постановления объявлена 9 сентября 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Борзыкина М.В., Летягиной В.А.,
при участии в заседании:
от ФГУП "Почта России" Ульянова Ю.И., доверенность от 14.07.2009 г.,
рассмотрев 03.09.2009-09.09.2009 г.г. в судебном заседании кассационную жалобу ФГУП "Почта России" на решение от 14.04.2009 г. Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Блинниковой И.А., на постановление от 15.06.2009 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Поташовой Ж.В., Москвиной Л.А., Свиридовым В.А., по заявлению Управления Россвязьнадзора по Тюменской области о привлечении к административной ответственности к ФГУП "Почта России", установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Тюменской области (далее - Управление, административный орган, Россвязьнадзор) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" (далее - Почта России, ФГУП, предприятие) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 14.04.2009 г. Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 15.06.2009 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, ФГУП было привечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП, и назначена санкция в виде штрафа в размере 30.000 рублей. Суды посчитали доказанным факт совершения Почтой России административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
ФГУП "Почта России" не согласилось с принятыми по делу решением и постановлением судебных инстанций, обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, отказать Управлению в заявленных им требованиях.
По делу объявлялся перерыв с 03.09.2009 г. 16 часов 00 минут до 09.09.2009 г. 11 часов 35 минут.
В судебном заседании представитель предприятия доводы кассационной жалобы поддержал.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя не направило, и суд, руководствуясь положением части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело без его участия.
Обсудив доводы жалобы, отзыва, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Московского округа находит обжалуемые решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций подлежащими отмене ввиду.
Из установленных судами обстоятельств по делу усматривается, ФГУП "Почта России" является обладателем лицензии серии А025271 N 25577, выданной Министерством РФ по связи и информатизации 11.04.2003 г. со сроком действия до 11.04.2013 г..
Россвязьнадзором, в период с 11.01.2009 г. по 27.02.2009 г., была проведена проверка на предмет соблюдения ФГУП "Почта России" лицензионных условий и требований. В ходе проведенной проверки был выявлен факт нарушения предприятием контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 г. N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции".
Выявленное административным органом правонарушение было зафиксировано в акте проверки от 27.02.2009 г. N 25577-72Т-03/0053, протоколе об административном правонарушении от 04.03.2009 г. N 45, на основании которых Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Почты России к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суды, рассматривая данный спор и удовлетворяя заявленное Управлением требование, руководствовались нормами, установленными: Федеральным законом N 176-ФЗ от 17.07.1999 г. "О почтовой связи"; Федеральным законом от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи"; Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 г. N 110 "об утверждении порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи"; Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 г. N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из потовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции"; Постановлением Правительства РФ N 221 от 15.04.2005 г. "Правила оказания услуг почтовой связи"; Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 г. N 87 "Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи"; Приказом Мининформсвязи РФ от 14.06.2006 г. N 75 "Об утверждении Методики по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи", и пришли к обоснованному выводу о доказанности факта совершения ФГУП "Почта России" административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, которое выразилось в нарушении предприятием лицензионных правил, в рамках предоставленной ему лицензии.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 4 Условий осуществления деятельности в соответствии с выданной лицензией N 25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами "О связи" и "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий. В частности, лицензиат обязан соблюдать порядок оказания услуг почтовой связи, установленный Правилами оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи, услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно подпункту "а" пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. N 221, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
На основании статьи 34 Федерального закона N 176-ФЗ от 17.07.1999 г. "О почтовой связи" ответственность операторов почтовой связи наступает за нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений.
Контрольные сроки по осуществлению пересылки почтовых отправлений регламентированы Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 г. N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из потовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции".
Объективную сторону данного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий (нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений).
Следовательно, суды правильно посчитали установленным факт нарушения предприятием условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) так как на него, как на обладателя лицензии по оказанию услуг почтовой связи, возложена обязанность по соблюдению установленных сроков пересылки почтовой корреспонденции, однако, при наличии такой возможности по соблюдению лицензионных требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, ФГУП не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судебные инстанции, устанавливая обстоятельства дела, указали, что данное правонарушение является длящимся. Срок привлечения Почты России к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек. Этот вывод судов первой и апелляционной инстанций является правильным, на основании чего судом кассационной инстанции отклоняется довод жалобы об истечении сроков привлечения предприятия к административной ответственности.
Но, вместе с тем, кассационная инстанция полагает, что судебные инстанции, при рассмотрении спора, допустили нарушение материального и процессуального права.
Судами было установлено и материалами административного дела подтверждается, что при проведении проверки административным органом был составлен акт N 25577-72Т-03/0053 от 27.08.2009 г., в котором были зафиксированы факты несоблюдения операторами связи ФГУП "Почта России" требований, предъявляемых Постановлением Правительства российской Федерации от 24.03.2006 г. N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из потовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" в части, касающейся сроков пересылки корреспонденции по различным регионам Российской Федерации с 11.01.2009 г. по 27.02.2009 г., при этом было составлено 27 протоколов об административных правонарушениях, а выявленное правонарушение суды посчитали длящимся. Однако судебными инстанциями не было учтено, что совершенные Почтой России действия образуют одно событие правонарушения - нарушение лицензионных норм и правил.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что выявленные события свидетельствуют о разных административных правонарушениях, не основаны на нормах права и обстоятельствах рассматриваемого дела.
Часть 1 статьи 28.2 КоАП РФ регламентирует, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Поскольку предприятием было совершено одно административное правонарушение, протокол должен быть составлен один, этого сделано не было, и административным органом в настоящее время возможность устранить допущенное нарушение утрачена, заявленные Управлением 27 требований о привлечении к административной ответственности за одно правонарушение не могут соответствовать положениям части 1 статьи 1.6 и части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с указанными нормами нельзя подвергать административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке установленном законом; никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Вывод суда первой инстанции, апелляционного суда о правомерности квалификации административным органом отдельных действий операторов связи ФГУП "Почта России", связанных с несоблюдением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, которые совершены в указанный период времени, в качестве самостоятельных правонарушений по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, не основан на законе.
Поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции, апелляционным судом установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применена норма права, суд кассационной инстанции полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа, постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.04.2009 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 г. по делу N А40-29279/09-120-126 отменить.
Отказать Управлению Россвязьнадзора по Тюменской области в привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
|
В.А. Летягина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку предприятием было совершено одно административное правонарушение, протокол должен быть составлен один, этого сделано не было, и административным органом в настоящее время возможность устранить допущенное нарушение утрачена, заявленные Управлением 27 требований о привлечении к административной ответственности за одно правонарушение не могут соответствовать положениям части 1 статьи 1.6 и части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
...
Вывод суда первой инстанции, апелляционного суда о правомерности квалификации административным органом отдельных действий операторов связи ФГУП "Почта России", связанных с несоблюдением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, которые совершены в указанный период времени, в качестве самостоятельных правонарушений по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, не основан на законе.
...
В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции, апелляционным судом установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применена норма права, суд кассационной инстанции полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 сентября 2009 г. N КА-А40/8768-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника