Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 12 октября 2009 г. N КА-А40/10564-09-П
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Антоновой М.К.
судей Буяновой Н.В., Дудкиной О.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Иванов Д.А. по дов. N 11 от 02.02.2009 г.
от ответчика: Филиппова В.А. по дов. N 03-1-27/034 от 20.07.2009 г.
от третьего лица: Хасянов Т.Д. по дов. N 02-11/130 от 08.12.2008 г.,
рассмотрев 08.10.2009 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Тольяттиазот" на решение от 03.02.2009 г. Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Чадовым А.С., на постановление от 06.07.2009 г. N 09АП-4364/2009-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Яковлевой Л.Г., Нагаевым Р.Г., Румянцевым П.В., по иску (заявлению) ОАО "Тольяттиазот" об обязании начислить и возвратить проценты за излишне взысканный штраф к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3, третье лицо: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, установил:
открытое акционерное общество "Тольяттиазот" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об обязании Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (далее - инспекция, налоговый орган) начислить и возвратить проценты в размере 1 122 013 руб. за излишне взысканный штраф в сумме 10 450 465 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по самарской области.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2009 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2008 г., заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.11.2008 г. судебные акты отменены и дело передано в Арбитражный суд г. Москвы на новое рассмотрение.
В постановлении суд кассационной инстанции указал на необходимость при новом рассмотрении установить, имеется ли у заявителя задолженность по налогам, сборам, пеням (в частности, по налогу на прибыль, за какой период); оценить довод налогового органа о невозможности возврата требуемой суммы ввиду наличия у общества недоимки по налогу на прибыль, оценить представленные инспекцией справки о состоянии расчетов, акты совместной сверки, имеющие отношение к спорному периоду; установить период отсутствия у налогового органа оснований для удержания излишне взысканной суммы в размере 10 450 465 руб. при отсутствии недоимки и наличия заявления налогоплательщика о возврате спорной суммы, в связи с чем, подлежат начислению проценты в порядке, установленном ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации; проверить расчет процентов; при необходимости обязать стороны провести двухстороннюю сверку расчетов заявителя по платежам с расшифровкой периода и причин возникновения недоимки или переплаты; принять решение с учетом норм налогового законодательства.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2009 г. обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 г. решение суда оставлено без изменения.
ОАО "Тольяттиазот" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов, в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам и доказательствам, представленным в дело, а требования общества удовлетворить.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными. Просил приобщить к материалам дела отзыв на кассационную жалобуобщества.
На заседании суда представитель Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - МИФНС по КН по Самарской области) с доводами жалобы не согласился, просил оставить ее без удовлетворения, судебные акты без изменения. Направленный в адрес суда отзыв на кассационную жалобу приобщен к материалам дела.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, совещаясь на месте, определил: приобщить отзыв заявителя на кассационную жалобу к материалам дела.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании от 07.10.2009 г. объявлялся перерыв до 13 час.50 мин. 08.10.2009 г.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, 09.11.2006 г. и 10.11.2006 г. заявитель представил в Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области уточненные налоговые декларации по НДС за 2003 г., апрель, октябрь-декабрь 2004 г., февраль, март, май, июнь 2006 г., в связи с чем, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, увеличилась на 52 252 323 руб.
Проведя камеральную проверку, МИФНС по КН по Самарской области вынесено решение от 09.02.2007 г. N 12-15/719/10 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 10 450 465 руб. На основании решения налоговым органом в адрес заявителя направлено требование об уплате налоговой санкции в сумме 10 450 465 руб. от 14.02.2007 г. N 17 в добровольном порядке в срок до 24.02.2007 г.
26.03.2007 г. и 29.03.2007 г. МИФНС по КН по Самарской области взыскала с общества штраф в названном размере путем зачета сумм НДС, подлежащих возмещению из бюджета, что подтверждено извещениями инспекции от 26.03.2007 г. и 04.04.2009 г.
Считая, что такими действиями налогового органа нарушаются права, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд Самарской области о признании ненормативного акта налогового органа недействительным.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2007 г. по делу N А55-4498/2007, вступившим в законную силу, решение налогового органа от 09.02.2007 г. N 12-15/719/10 и требование от 14.02.2007 г. N 17 признаны недействительными.
07.12.2007 г. заявитель в адрес МИФНС по КН по Самарской области направил заявление на возврат суммы штрафа, взысканного по решению налогового органа, признанного впоследствии недействительным.
11.01.2008 г. общество обратилось с письмом в Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3, в котором сообщило, что им подано заявление в МИФНС по КН по Самарской области на возврат незаконно взысканной суммы штрафа, а 13.02.2008 г. обратилось с заявлением о возврате суммы штрафа.
Решением от 26.02.2008 г. N 151 заявителю отказано в осуществлении возврата ввиду наличия задолженности.
По заявлению общества о возврате взысканной суммы инспекцией вынесено решение N 182 от 16.04.2008 г. об отказе в осуществлении зачета (возврата) в связи с имеющейся задолженностью.
Кроме того, налоговый орган извещением N 463 от 24.04.2008 г. сообщил о принятом решении о зачете в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму 10 450 465 руб.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, Арбитражный суд г. Москвы руководствовался статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что налоговым органом правомерно вынесены решения об отказе в осуществлении возврата на расчетный счет заявителя суммы в размере 10 450 465 руб., в связи с имеющейся неисполненной обязанностью по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, при этом обязав стороны провести сверку расчетов.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Московского округа считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Суд кассационной инстанции усматривает, что судами при рассмотрении спора выполнены указания суда кассационной инстанции, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне исследованы представленные доказательства в материалы дела, но при этом неправильно применены нормы материального права.
В соответствии с положениями п.п. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщикам предоставлено право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов.
В силу п. 2 ст. 22 НК РФ названное право обеспечивается соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан производить зачет или возврат налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных обязательных платежей в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
Порядок возврата излишне взысканных налогов (пени) определен в статье 79 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 79 Кодекса предусмотрено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи (п. 3 ст. 79 НК РФ).
Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Так как между зачетом и возвратом налоговых платежей по их экономическому содержанию существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика, удержание налоговым органом излишне взысканных денежных средств порождает у него обязанность вернуть их налогоплательщику с начислением процентов за весь период удержания.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27.12.2005 г. N 503-О, указал, что, регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности, предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в ст. 35 Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом.
Следовательно, положение абзаца 1 п. 4 ст. 79 НК РФ предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начислением на них процентов.
Как установлено судом, инспекция отказывая заявителю в возврате взысканной суммы штрафа, обосновывала свой отказ наличием задолженности по налогам, пени и штрафам в сверяемых периодах в связи с доначислениями налогов, пени по результатам выездной налоговой проверки Общества УФНС России по Самарской области, о чем свидетельствует решение от 28.04.2007 г. N 02-19/009 с изменениями ФНС России от 29.12.2007 г. N ММ-26-08/622@. Доначисленные суммы по решению инспекции отражены были в лицевых карточках общества.
Обществом решение УФНС по Самарской области обжаловано в судебном порядке и решением Арбитражного суда Самарской области от 30.10.2008 г. по делу N А55-4292/2008, вступившим в законную силу, оно признано недействительным.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2009 г. по делу N А40-5506/08-126-23 о принятии обеспечительных мер, доначисленные суммы приостановлены ко взысканию.
У общества отсутствовала в лицевых карточках иная задолженность, кроме как отраженная по результатам выездной налоговой проверки.
При изложенных обстоятельствах усматривается, что инспекция в течение длительного времени (с 27.03.2007 г. по 17.04.2008 г.) не исполняла обязанности, предусмотренные ст. 79 НК РФ, что является нарушением прав и законных интересов общества и послужило основанием для обращения в суд с требованием о начислении и выплате процентов.
Общество самостоятельно приняло решение об изменении порядка возврата взысканной суммы, обратившись в инспекцию с новым заявлением 11.04.2008 г. о зачете 10 450 465 руб. в уплату налога на прибыль в федеральный бюджет по сроку 28.04.2008 г. (авансовый платеж за 1 квартал 2008 г.).
По смыслу статьи 79 НК РФ при наличии соответствующего заявления налогоплательщика и оснований для возврата взысканной суммы начисление процентов в случае нарушения срока возврата является обязательным для налогового органа.
Последующее заявление налогоплательщика об изменении способа возврата действует на будущее время, не относясь к предшествующему периоду, когда срок возврата был уже нарушен, следовательно, не может иметь правовых последствий при решении вопроса о начислении процентов.
В данном случае налогоплательщик, имея право на возврат суммы излишне взысканного налога, реализует это право путем подачи соответствующего заявления о возврате, но в последующем, при возникновении обязанности по уплате налога, изменяет свое волеизъявление путем подачи заявления о зачете, на сумму, первоначально подлежащую возврату, и соответственно, обоснованно заявляет требование о начислении процентов.
Действиями по зачету названной суммы инспекция подтвердила как право общества на возврат упомянутой суммы, так и свою обязанность по ее возврату. Однако обязанность была выполнена несвоевременно.
Поскольку правовая природа зачета и возврата налоговых сумм сходная, проценты, предусмотренные статьей 79 НК РФ, начисляются как при возврате, так и при зачете необоснованно взысканных инспекцией сумм.
Спора по порядку исчисления процентов и по их размеру между сторонами нет.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает жалобу заявителя обоснованной.
С учетом того, что кассационная жалоба ОАО "Тольяттиазот" подлежит удовлетворению, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат в силу ст. 110 АПК РФ возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 3 февраля 2009 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2009 г. по делу N А40-12096/08-12-170 отменить.
Обязать Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 начислить и возвратить ОАО "Тольяттиазот" проценты в размере 1 139 677 руб. 04 коп. за излишне взысканный штраф в сумме 10 450 465 руб.
ОАО "Тольяттиазот" возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб., перечисленную по платежному поручению N 1444 от 12.08.2009 г.
Председательствующий |
М.К. Антонова |
Судьи |
Н.В. Буянова |
|
О.В. Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.5 ст.79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
По мнению ИФНС, на сумму излишне взысканного штрафа, возвращенного налогоплательщику путем зачета, проценты за несвоевременный возврат начислению не подлежат.
Как установил суд, арбитражным судом были признаны неправомерными решение и требование ИФНС, на основании которых с налогоплательщика был взыскан штраф, в связи с чем 07.12.2007 налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне взысканных сумм штрафа. Налоговый орган отказал в возврате указанной суммы в связи с имеющейся у налогоплательщика задолженностью, а 24.04.2008 сообщил о принятом им решении о зачете.
Одновременно налогоплательщик самостоятельно обратился 11.04.2008 в ИФНС с новым заявлением о зачете суммы штрафа в счет уплаты авансового платежа по налогу за 1 квартал 2008 года.
По смыслу ст.79 НК РФ при наличии соответствующего заявления налогоплательщика и оснований для возврата взысканной суммы начисление процентов в случае нарушения срока возврата является обязательным для налогового органа.
Последующее заявление налогоплательщика об изменении способа возврата действует на будущее время, не относясь к предшествующему периоду, когда срок возврата был уже нарушен, следовательно, не может иметь правовых последствий при решении вопроса о начислении процентов.
Действиями по зачету названной суммы ИФНС подтвердила как право налогоплательщика на возврат упомянутой суммы, так и свою обязанность по ее возврату. Однако обязанность была выполнена несвоевременно.
Как указал суд, поскольку правовая природа зачета и возврата налоговых сумм сходная, проценты, предусмотренные ст.79 НК РФ, начисляются как при возврате, так и при зачете необоснованно взысканных инспекцией сумм.
Таким образом, суд обязал ИФНС начислить и выплатить налогоплательщику проценты за несвоевременный возврат излишне взысканной суммы штрафа.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 октября 2009 г. N КА-А40/10564-09-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника