Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.14-2009
"Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2009 г. N 231-ст)
23 ноября 2012 г., 22 ноября 2013 г.
Standardization in the Russian Federation. Programme of national standards development. Requirements for structure, rules of forming, statement and control over realization
Дата введения - 1 мая 2010 г.
Введен впервые
Приказом Росстандарта от 17 августа 2017 г. N 918-ст взамен настоящего ГОСТа с 1 марта 2018 г. введен в действие ГОСТ Р 1.14-2017 "Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией" для добровольного применения в РФ
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, введение изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
Введение
Планирование работ по стандартизации осуществляется для достижения целей стандартизации, определенных статьей 11 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Концепцией развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации".
Планирование и реализация работ по стандартизации осуществляется на основе подготовки ежегодно утверждаемой программы разработки национальных стандартов, обеспечивающей реализацию приоритетов развития стандартизации, поддержку государственной социально-экономической политики и создание эффективного инструмента обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, качество ресурсной базы страны и разработку стандартов, содействующих подтверждению требований технических регламентов (национальных и Таможенного союза).
Каждая тема программы содержит информацию о народно-хозяйственном комплексе, техническом комитете по стандартизации, кодах общероссийского классификатора стандартов (ОКС) и общероссийского классификатора продукции (ОКП), наименовании стандарта, международном или региональном стандарте (документе), взятом за основу при разработке, этапах, сроках их реализации, исполнителях, об экспертизе и финансировании работ.
С целью контроля за ходом реализации программы используется система мониторинга.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к структуре, порядку формирования, утверждения и контроля за реализацией программы разработки национальных стандартов, в том числе стандартов ограниченного распространения.
1.2 Настоящий стандарт не распространяется на разработку программ при планировании деятельности по стандартизации оборонной продукции.
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, раздел 2 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2014 г.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:
ГОСТ 1.1 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.1-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности
ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы
ГОСТ Р 1.12 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.16-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены
OK (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001 Общероссийский классификатор стандартов
ОК 005 Общероссийский классификатор продукции
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, в пункт 3.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 1.12 и ГОСТ 1.1, а также следующий термин с соответствующим определением:
организация - администратор системы: Организация, обеспечивающая функционирование автоматизированной информационной системы и осуществляющая функции научно-методического и технического сопровождения системы.
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, в пункт 3.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
МТК - Межгосударственный технический комитет по стандартизации;
НИИ - научно-исследовательский институт;
ТК - Технический комитет по стандартизации;
ПК - Подкомитет ТК;
ИСО - Международная организация по стандартизации;
МЭК - Международная электротехническая комиссия;
СНГ - Содружество Независимых Государств;
АИС - Автоматизированная информационная система;
ПРНС - Программа разработки национальных стандартов;
МОЗМ - Международная организация законодательной метрологии;
Codex/Stan - Международные стандарты на пищевые продукты;
ФАО/ВОЗ - Продовольственная сельскохозяйственная организация/Всемирная организация здравоохранения;
ФОИВ - Федеральный орган исполнительной власти;
АИС МГС - Интегрированная автоматизированная информационная система Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации;
ОКП - Общероссийский классификатор продукции;
ОКС - Общероссийский классификатор стандартов.
4 Общие положения
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, пункт 4.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2014 г.
4.1 В соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ (статья 16, пункт 1) "О техническом регулировании" национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает ПРНС, а также обеспечивает ее доступность заинтересованным лицам для ознакомления.
ПРНС формируют на три года. ПРНС является постоянно действующим на этот период документом, который содержит перечень проводимых и намеченных к выполнению работ по стандартизации, обеспеченных необходимым финансированием.
Ежегодно на основе предложений ТК проводят уточнение ПРНС в части тем, сроков и исполнителей, а также дополнение новыми темами, обеспеченными финансированием.
ПРНС формируют по подразделам:
- национальная стандартизация (в том числе предварительные национальные стандарты и стандарты ограниченного распространения);
- межгосударственная стандартизация.
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, в пункт 4.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.
4.2 Формирование ПРНС осуществляют по этапам:
- определение приоритетных направлений стандартизации на текущий период;
- директивное указание о начале разработки проекта ПРНС;
- сбор предложений в проект ПРНС;
- рассмотрение и анализ предложений;
- формирование проекта ПРНС и его согласование;
- утверждение ПРНС и обеспечение ее доступности.
На этапе реализации ПРНС проводят мониторинг ее выполнения, по результатам которого готовят отчет.
К первоочередным приоритетным направлениям стандартизации относят:
- реализацию целевых и перспективных среднесрочных программ стандартизации продукции;
- разработку стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов, в том числе технических регламентов Таможенного союза;
- разработку межгосударственных стандартов, отвечающих интересам Российской Федерации.
4.3 Структура программы разработки национальных стандартов
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, в пункт 4.3.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.
4.3.1 В ПРНС включают разработку, пересмотр и изменение следующих видов документов в области стандартизации:
- национальных стандартов (в том числе разработку предварительных национальных стандартов);
- межгосударственных стандартов, которые планируется применять в Российской Федерации в качестве национальных стандартов;
- правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации;
- правил по межгосударственной стандартизации и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, которые планируется применять на территории Российской Федерации;
- стандартов ограниченного распространения;
- документов по смежным со стандартизацией видам деятельности (системы данных о физических константах и свойствах веществ и материалов).
4.3.2 ПРНС формируют в соответствии с народно-хозяйственными комплексами, определяемыми национальным органом по стандартизации.
Темы ПРНС внутри комплексов группируют по ТК по закрепленной за ними тематике.
4.4 Общие принципы формирования программы разработки национальных стандартов и участники выполнения работ
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, пункт 4.4.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2014 г.
4.4.1 ПРНС формируют, исходя из:
- приоритетных направлений в области национальной стандартизации, определенных национальным органом по стандартизации;
- приоритетных направлений работ межгосударственной стандартизации, принятых Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации;
- стратегических целей и приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации, установленных Правительством Российской Федерации на текущий период.
Примечания
1 Приоритеты по национальной стандартизации определяют ежегодно, а приоритеты по межгосударственной стандартизации определяют один раз в пять лет в соответствии с правилами по межгосударственной стандартизации [1].
2 Стратегические цели и приоритетные направления развития национальной системы стандартизации на определенный период устанавливают в концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации, которую утверждает Правительство Российской Федерации.
При формировании ПРНС соблюдают следующие принципы:
- обоснованность разработки национальных и межгосударственных стандартов, исходя из стратегических целей и приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации, установленных Правительством Российской Федерации на текущий период;
- необходимость сокращения сроков разработки стандартов;
- обеспечение ежегодного обновления от 10% до 15% фонда стандартов для секторов экономики с высоким потенциалом развития;
- достижение оптимального соотношения межгосударственных и национальных стандартов с учетом приоритетности работ по межгосударственной стандартизации;
- обеспечение регулярного обновления (не реже одного раза в пять лет) межгосударственных стандартов, которые входят в перечни стандартов, используемых в качестве доказательной базы соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, в пункт 4.4.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.
4.4.2 Участниками разработки ПРНС являются:
- ТК в закрепленной области деятельности;
- структурные подразделения национального органа по стандартизации;
- научные организации по стандартизации, уполномоченные национальным органом по стандартизации на методическое руководство работой ТК и координацию их деятельности (далее - научные организации);
- организация - администратор системы АИС "ПРНС";
- организация - администратор системы АИС "Мониторинг НД";
- федеральные органы исполнительной власти;
- физические и юридические лица, заинтересованные в разработке стандартов.
4.4.3 Основанием для начала формирования ПРНС является директивное указание национального органа по стандартизации в ТК, опубликованное на сайте национального органа по стандартизации.
4.5 Автоматизация процесса формирования и контроля реализации программы разработки национальных стандартов
4.5.1 Формирование ПРНС выполняется в рамках автоматизированной информационной системы "Программа разработки национальных стандартов" (АИС "ПРНС") в режиме авторизованного доступа через интернет-портал национального органа по стандартизации.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 4.5.2 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
4.5.2 Процедуры контроля реализации ПРНС осуществляют в рамках АИС "ПРНС", АИС "Мониторинг НД" и АИС "МГС".
4.5.3 Контроль за вводом предложений ТК в проект ПРНС, подготовку информационных и аналитических материалов по проекту ПРНС в системе АИС "ПРНС" и сбор и обработку информации о ходе разработки национальных стандартов "Мониторинг НД" осуществляют организации, уполномоченные национальным органом по стандартизации.
4.5.4 АИС "ПРНС" обеспечивает автоматизацию следующих процессов:
- сбора предложений ТК;
- анализа предложений на правильность и полноту представления исходных данных, а также на наличие предложений, дублирующих друг друга;
- формирования на основе полученных предложений проекта ПРНС;
- публикации ПРНС на интернет-портале национального органа по стандартизации после ее утверждения;
- контроля соблюдения сроков выполнения этапов работ по ПРНС;
- формирования и ведения базы данных ТК.
4.5.5 Исключен с 1 июля 2013 г.
См. текст пункта 4.5.5
4.5.6 АИС "Мониторинг НД" обеспечивает автоматизацию следующих процессов:
- мониторинга процесса разработки, рассмотрения и утверждения проектов разрабатываемых в соответствии с ПРНС документов;
- текущего контроля за процессом выполнения этапов разработки, рассмотрения, утверждения и издания документов в ходе выполнения ПРНС;
- формирования официальных уведомлений об этапах разработки, библиографий и дел стандартов;
- организации информационного взаимодействия между участниками ПРНС.
4.5.7 Исключен с 1 июля 2013 г.
См. текст пункта 4.5.7
4.5.8 Организации - администраторы АИС "ПРНС" и "Мониторинг НД" выполняют следующие функции:
- общую настройку системы;
- регистрацию пользователей;
- обеспечение доступа пользователей к ресурсам и функциям системы;
- администрирование системы;
- научно-методическое и техническое сопровождение процесса формирования проекта ПРНС.
4.5.9 Порядок представления предложений в ПРНС в электронном виде приведен в 5.2.1.
5 Правила формирования программы разработки национальных стандартов
5.1 Подготовка предложений по разработке национальных и межгосударственных стандартов, пересмотру действующих стандартов и по внесению изменений
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, в пункт 5.1.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.
5.1.1 Формирование проекта ПРНС на следующий год (или в перспективный план) проводят с учетом тем, разрабатываемых в соответствии с ПРНС текущего года.
ФОИВ, заинтересованные юридические и физические лица (в т.ч. члены ТК) направляют предложения с обоснованием по разработке национального (в том числе предварительного) или межгосударственного стандарта в секретариат соответствующего ТК (ПК), а при отсутствии ТК - в национальный орган по стандартизации или НИИ.
Примечание - Закрепление объектов стандартизации (сфер деятельности) за ТК приведено в перечне действующих ТК, который ведет и распространяет национальный орган по стандартизации. Перечень ТК представлен в свободном доступе на интернет-портале национального органа по стандартизации.
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, в пункт 5.1.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.
5.1.2 В обосновании приводят:
- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации;
- актуальность и целесообразность разработки стандарта на национальном или межгосударственном уровне (в последнем случае определяют необходимость участия МТК в разработке);
- одно или несколько приоритетных направлений стандартизации, которым соответствует предложение;
- сведения о связи предлагаемого к разработке стандарта с федеральными законами, техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также техническими регламентами Таможенного союза;
- целесообразность использования международного, регионального или национального стандарта другой страны в качестве основы для разработки национального (межгосударственного) стандарта и форму его применения;
- необходимость привлечения средств федерального бюджета для финансирования разработки или сведения об ином источнике финансирования (наличие потенциального заказчика или использование собственных средств);
- сведения об ориентировочной стоимости разработки стандарта при бюджетном финансировании (расчет рекомендуется проводить по методике [2], утвержденной национальным органом по стандартизации);
- сведения о заказчике, исполнителе и соисполнителях;
- описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности от применения стандарта (по возможности и результаты расчета ожидаемой технико-экономической эффективности).
Примечание - Если заинтересованное лицо предполагает осуществить разработку национального (межгосударственного) стандарта за счет своих средств, то к обоснованию прикладывают соответствующее письмо, в котором заявитель обязуется осуществить выполнение в установленные ПРНС сроки разработку стандарта. После утверждения ПРНС при отказе заинтересованного лица от первоначально заявленного финансирования разработки стандарта за счет своих средств или при невыполнении темы в установленные сроки разработчик обращается в национальный орган по стандартизации с просьбой провести корректировку по изменению объема финансирования или сроков или исключению темы из ПРНС.
Также приводят иные дополнительные сведения по усмотрению ТК, такие как сведения о взаимосвязи проекта стандарта со стандартами, утвержденными ранее и действующими в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, предложения по их пересмотру, изменению или отмене (по межгосударственным стандартам - прекращению применения на территории Российской Федерации) и т.д.
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, в пункт 5.1.3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.
5.1.3 При необходимости обновления (путем пересмотра или внесения изменений) действующего национального или межгосударственного стандарта вместо характеристики объекта и аспекта стандартизации приводят соответствующее обоснование.
Примечание - Национальный или межгосударственный стандарт подлежит обновлению в случаях, указанных в ГОСТ Р 1.2-2004 (пункт 5.1.1) [3], а межгосударственный стандарт - также на основании предложений других государств, применяющих данный стандарт, или при возникновении противоречия целям и/или принципам межгосударственной стандартизации.
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, пункт 5.1 дополнен пунктом 5.1.4, вступающим в силу с 1 июля 2014 г.
5.1.4 При необходимости разработки предварительного национального стандарта в соответствующем предложении приводят обоснование, указывающее на целесообразность разработки стандарта именно этого статуса, исходя из задач, установленных в ГОСТ Р 1.16-2011 (пункт 3.2).
5.2 Правила участия технических комитетов по стандартизации в формировании программы разработки национальных стандартов
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 5.2.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
5.2.1 Члены ТК направляют предложения на разработку стандартов в секретариат соответствующего ТК до 1 февраля года, предшествующего планируемому.
При наличии в ТК подкомитетов секретариат ТК направляет поступившие предложения в секретариат соответствующего по тематике ПК. Предварительное рассмотрение предложений в ПРНС осуществляют в ПК с последующим рассмотрением в ТК (см. 5.2.5).
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 5.2.2 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
5.2.2 Секретариат ТК (ПК) рассматривает и анализирует предложения по разработке национальных стандартов и обновлению действующих стандартов и обобщает их. Секретариат ТК (ПК) оценивает актуальность разработки (пересмотра) каждого стандарта (изменения), определяет потенциального разработчика, организацию или иное лицо, которое способно разработать данный стандарт (если такие сведения уже приведены в предложениях заинтересованных лиц или ФОИВ, то секретариат ТК или ПК оценивает возможности их реализации).
5.2.3 При проведении анализа предложений секретариат ТК в срок 45 дней с момента представления разработчиком комплекта документов (см. 5.1.1) в секретариат ТК рассматривает предложения в ПРНС по обеспечению национальных проектов, федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ, программ разработки технических регламентов, программ работ международных и региональных организаций по стандартизации и проектов указанных программ, бизнес-планов ТК и аналогичных международных ТК, их краткосрочных и долгосрочных программ технической работы, программы работ по межгосударственной стандартизации и планов стратегической политики, а также информацию о принятых в последние годы международных, региональных и зарубежных национальных стандартах, результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работ, которые проводились членами ТК или по их заказу, результаты патентных исследований, а также иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 5.2.4 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
5.2.4 До 1 июня года, предшествующего планируемому, секретариат ТК готовит обобщенные предложения в ПРНС и рассылает их членам ТК.
Члены ТК рассматривают предложения в соответствии с ГОСТ Р 1.1, оценивают их актуальность и представляют отзыв по предложениям в целом и/или по отдельным темам. Замечания должны быть конкретными и обоснованными (наименования тем, сроки их выполнения, исполнители (соисполнители), источники финансирования и стоимость работ).
Предложения по темам, относящимся к межгосударственной стандартизации, направляют членам МТК для рассмотрения целесообразности их включения в программу работ по межгосударственной стандартизации. Отзывы членов МТК рассматривает секретариат ТК (ПК).
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 5.2.5 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
5.2.5 Предложения обсуждают на заседании ТК с голосованием по ним в соответствии с ГОСТ Р 1.1.
При наличии разногласий по отклоненным секретариатом ТК предложениям решение о включении темы в ПРНС принимает национальный орган Российской Федерации по стандартизации.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 5.2.6 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
5.2.6 Принятые на заседании ТК предложения секретариат ТК в срок до 1 июля года, предшествующего планируемому, вносит в АИС "ПРНС" в соответствии с приложением А (табл. А.1 и А.2) через интернет-портал системы. При отсутствии у ТК доступа к сети Интернет секретариат ТК направляет предложения в ПРНС вместе с пояснительной запиской и протоколом заседания ТК по их рассмотрению в национальный орган по стандартизации или НИИ.
Допускается в срок до 30 августа года, предшествующего планируемому, направлять предложения в ПРНС вместе с пояснительной запиской и протоколом заседания ТК по электронной почте в национальный орган по стандартизации или НИИ.
5.3 Правила участия научных организаций в формировании программы разработки национальных стандартов
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, в пункт 5.3.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.
5.3.1 Научные организации в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проводят анализ размещенных в АИС "ПРНС" предложений ТК по закрепленной за научными организациями тематике и представляют замечания и дополнения по формированию ПРНС в национальный орган по стандартизации по формам, приведенным в приложении Б.
Научные организации в процессе анализа осуществляют:
- проверку правильности наименования предлагаемых к разработке стандартов, однозначности указания вида работ, наличия дублирующих друг друга предложений, соответствия предложений установленным народно-хозяйственным комплексам;
- оценку актуальности каждой темы с учетом приоритетных направлений работ по национальной и межгосударственной стандартизации;
- определение целесообразности проведения работ по каждой теме на национальном или межгосударственном уровне;
- рассмотрение обоснованности разработки национального (межгосударственного) стандарта с предложенной степенью соответствия аналогичному международному стандарту;
- определение возможности использования для финансирования предлагаемых работ иных источников вместо средств федерального бюджета;
- оценку направленности на реализацию программ стандартизации, разработанных по поручению Правительства РФ;
- проверку на обеспечение соблюдения требований принятых технических регламентов;
- проверку на обеспечение инновационного развития отраслей;
- проверку на обеспечение развития секторов промышленности с высоким технологическим потенциалом;
- проверку обоснованности сроков выполнения разработки;
- проверку обоснованности разработки стандарта в статусе предварительного национального стандарта.
При проведении анализа исключают необоснованные темы, предложенные ТК, и вносят новые темы по согласованию с секретариатом ТК.
5.3.2 При наличии замечаний по предложению ТК в ПРНС (приложение Б, формы Б.1 и Б.2) научные организации согласовывают их с национальным органом по стандартизации и направляют их по электронной почте в секретариат ТК с соответствующими обоснованиями и указанием срока, в течение которого секретариат ТК должен предоставить подтверждение на проведение соответствующих изменений.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 5.3.3 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
5.3.3 Если объект стандартизации по теме относится к области деятельности двух или более ТК, то НИИ предлагают секретариатам этих ТК определить организации, которые целесообразно подключить к работе по данной теме в качестве соисполнителей, или создать совместную рабочую группу из представителей различных ТК.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 5.3.4 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
5.3.4 После завершения анализа предложений ТК НИИ согласуют их с национальным органом по стандартизации, формируют сводную информацию (приложение Б, таблица Б.5) о внесенных изменениях и дополнениях в проект ПРНС и направляют ее в структурные подразделения национального органа по стандартизации, ответственные за вопросы стандартизации по закрепленной тематике.
5.3.5 После завершения анализа предложений ТК организация - администратор системы формирует на основании информации АИС "ПРНС" первую редакцию проекта ПРНС по форме, приведенной в приложении В.
5.3.6 Организация - администратор системы представляет первую редакцию проекта ПРНС в структурное подразделение национального органа по стандартизации, ответственное за разработку ПРНС.
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, в пункт 5.4 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.
5.4 Подготовка предложений по разработке стандартов ограниченного распространения
Предложения на разработку стандарта оформляют и представляют в соответствии с порядком, установленным национальным органом по стандартизации, в организацию, выполняющую функции головной организации по планированию работ по стандартизации специальной продукции.
5.5 Правила участия структурных подразделений национального органа по стандартизации в формировании программы разработки национальных стандартов
5.5.1 Структурное подразделение национального органа по стандартизации, ответственное за разработку ПРНС, после определения объемов финансирования за счет средств федерального бюджета совместно с иными заинтересованными структурными подразделениями уточняет темы ПРНС, финансируемые за счет этих средств, направляет сводную информацию об уточнении проекта ПРНС в организацию - администратор системы для внесения изменений в АИС "ПРНС" и формирования окончательной редакции, а затем представляет окончательную редакцию проекта программы для рассмотрения на коллегии национального органа по стандартизации.
5.5.2 После рассмотрения ПРНС на заседании коллегии национального органа по стандартизации организация - администратор АИС "ПРНС" проводит доработку ПРНС с учетом принятых на заседании коллегии замечаний и предложений и формирует ПРНС для ее утверждения руководителем национального органа по стандартизации.
5.5.3 Сформированную ПРНС на следующий год утверждает руководитель национального органа по стандартизации не позднее 1 декабря текущего года.
6 Обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов и правила внесения в нее уточнений
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 6.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
6.1 Для обеспечения доступности информации о работах по национальной и межгосударственной стандартизации ПРНС размещают в информационной системе общего пользования на официальном сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет.
6.1.1 Организация - администратор системы после утверждения ПРНС направляет ее на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме на издание.
6.1.2 Опубликование утвержденной ПРНС на интернет-портале национального органа по стандартизации обеспечивает организация - администратор системы.
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, пункт 6.1 дополнен пунктом 6.1.3, вступающим в силу с 1 июля 2014 г.
6.1.3 Опубликование утвержденной или актуализированной ПРНС осуществляют, по крайней мере, один раз в шесть месяцев. При этом уведомление об опубликовании утвержденной или актуализированной ПРНС размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, пункт 6.1 дополнен пунктом 6.1.4, вступающим в силу с 1 июля 2014 г.
6.1.4 Не позднее 10 дней с даты публикации ПРНС национальный орган Российской Федерации по стандартизации уведомляет о ее наличии Информационный Центр ИСО/МЭК в Женеве непосредственно или через международный филиал ИСОНЕТ.
В этом уведомлении указывают наименование и адрес национального органа Российской Федерации по стандартизации, наименование и номер выпуска печатного издания, в котором опубликована ПРНС, срок реализации этой программы, стоимость и способ приобретения данного печатного издания.
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, пункт 6.1 дополнен пунктом 6.1.5, вступающим в силу с 1 июля 2014 г.
6.1.5 По просьбе любой заинтересованной страны, являющейся членом Всемирной торговой организации, национальный орган Российской Федерации по стандартизации обязан незамедлительно предоставлять действующую ПРНС. При этом любые сборы, начисляемые за оказание этой услуги (не считая реальную стоимость доставки) должны быть одинаковыми для иностранных и отечественных сторон. По просьбе любой заинтересованной страны, являющейся членом Всемирной торговой организации, наименования конкретных проектов стандартов, включенных в ПРНС, представляют на английском, испанском или французском языке".
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, в пункт 6.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.
6.2 При необходимости уточнить содержание ПРНС участники разработки стандартов, включенных в ПРНС, направляют соответствующие предложения с обоснованием целесообразности их реализации в секретариат ТК, за которым закреплена данная тема.
6.3 В случае приостановки разработки решение об исключении данной темы из ПРНС принимает заместитель Руководителя национального органа по стандартизации.
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, в пункт 6.4 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.
6.4 После утверждения ПРНС с разрешения национального органа по стандартизации в ПРНС могут быть включены дополнительные темы (в том числе по инициативной разработке новых национальных и межгосударственных стандартов, по пересмотру или изменению действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартов, по инициативной разработке предварительных национальных стандартов). Секретариат ТК или заинтересованное лицо (при отсутствии ТК) направляет соответствующее предложение в организацию - администратор системы для последующего внесения в АИС "ПРНС" по форме, приведенной в приложении В, и в АИС "Мониторинг НД".
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, наименование раздела 7 изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
7 Правила осуществления мониторинга за реализацией программы разработки национальных стандартов
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 7.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
7.1 Общий контроль реализации ПРНС осуществляет структурное подразделение национального органа по стандартизации, ответственное за формирование ПРНС, а также структурные подразделения, выполняющие функции заказчиков работ.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 7.2 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
7.2 Контроль выполнения ПРНС осуществляют секретариаты ТК и НИИ в процессе рассмотрения проектов стандартов и изменений стандартов перед их утверждением (проектов межгосударственных стандартов - перед их размещением в АИС "МГС" для принятия).
7.3 Исключен с 1 июля 2013 г.
См. текст пункта 7.3
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 7.4 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
7.4 О выполнении ПРНС отчитываются секретариаты ТК по каждому этапу разработки стандартов и НИИ, ответственные за подготовку стандартов к утверждению. Секретариаты ТК и НИИ в соответствии со сроками, установленными ПРНС по каждой теме, вносят в АИС "ПРНС" информацию о выполнении каждого конкретного этапа разработки проекта стандарта.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, в пункт 7.5 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.
7.5 В соответствии с системой "Мониторинг НД" НИИ формируют следующие отчетные документы:
- отчет о ходе разработки проектов национальных стандартов (в соответствии с источниками финансирования, ТК);
- отчет о ходе подготовки проектов национальных стандартов к утверждению (в соответствии с разделами ПРНС, народно-хозяйственными комплексами, ТК, организациями-разработчиками, источниками финансирования).
Отчетные документы составляют по формам, установленным национальным органом по стандартизации.
7.6 Организации - администраторы систем АИС "ПРНС" и АИС "Мониторинг НД" совместно обобщают отчетные материалы и до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют сводный отчет в структурное подразделение национального органа по стандартизации, ответственное за планирование работ по национальной стандартизации.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, наименование раздела 8 изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
8 Правила осуществления финансирования работ по выполнению программы разработки национальных стандартов
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 8.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
8.1 В ПРНС включают темы, финансируемые из государственного бюджета, а также за счет средств разработчика или иного заказчика.
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, пункт 8.2 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2014 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
8.2 Финансирование расходов на реализацию этапов ПРНС (см. 4.2), включая экспертизу отдельных проектов национальных и межгосударственных стандартов, организованную национальным органом по стандартизации, подготовку к утверждению (принятию), редактирование и формирование дела национального (в том числе предварительного) или межгосударственного стандарта, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, в пункт 8.3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.
8.3 Финансирование расходов на реализацию ПРНС в части разработки стандартов по темам, заказчиком которых выступают физические или юридические лица, и по инициативным темам осуществляют за счет средств разработчика или заказчика.
8.4 За счет средств федерального бюджета в первую очередь финансируют работы по приоритетным направлениям стандартизации.
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, в пункт 8.5 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.
8.5 Для расчета объема финансирования работ за счет средств федерального бюджета по каждой теме в целом, в т.ч. на планируемый год, НИИ представляет информацию о наличии в Федеральном фонде технических регламентов и стандартов текстов публикаций ИСО, МЭК, МОЗМ, Codex/Stan, ФАО/ВОЗ, их переводов и ориентировочное число страниц публикаций.
Финансирование работ из средств разработчика или заказчика указано в обосновании к предложению (5.1.2).
8.6 После утверждения ПРНС при отказе заинтересованного лица от первоначально заявленного финансирования разработки стандарта за счет своих средств разработчик обращается в национальный орган по стандартизации с просьбой провести корректировку по изменению объема финансирования или исключению темы из ПРНС.
Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст, в элемент "Библиография" внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.
Библиография
23 ноября 2012 г., 22 ноября 2013 г.
Приказом Росстандарта от 12 мая 2011 г. N 70-ст взамен Р 50.1.058-2006 с 12 мая 2011 г. введены Р 50.1.058-2011
[3] |
Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.14-2009 "Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2009 г. N 231-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, 2010 г.
Дата введения - 1 мая 2010 г.
Приказом Росстандарта от 17 августа 2017 г. N 918-ст взамен настоящего ГОСТа с 1 марта 2018 г. введен в действие ГОСТ Р 1.14-2017 для добровольного применения в РФ
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ФГУП "ВНИИНМАШ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 "Методология стандартизации"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2009 г. N 231-ст
4 Настоящий стандарт реализует пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
5 Введен впервые
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение N 2, утвержденное приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст
Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.
Изменение N 1, утвержденное приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст
Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.