В целях приведения Устава Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации" в соответствие с положениями Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Устав Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации".
2. Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации" (Звечаровский И.Э.):
осуществить в установленном порядке регистрацию Устава;
обеспечить деятельность Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации" в соответствии с утвержденным Уставом.
3. Признать утратившим силу приказ Минюста России от 05.12.2003 N 311 "Об Уставе Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации".
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра В.У. Ялунина.
Министр |
Ю.Я. Чайка |
Устав
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации"
(утв. приказом Министерства юстиции РФ от 26 июля 2005 г. N 116)
1. Общие положения
1.1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации" (далее - Академия) создано в соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 02.12.1991 N 28 "Об организации Российской правовой академии Министерства юстиции РСФСР" на базе Правовой академии Министерства юстиции СССР, являющейся правопреемником Всесоюзного института усовершенствования работников юстиции, организованного Министерством юстиции СССР в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30.07.1970 N 634 "О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов".
1.2. Правовой статус Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации был уточнен постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.1992 N 295 "Вопросы Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации".
1.3. Настоящий Устав разработан в соответствии с федеральным законодательством и является новой редакцией Устава Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации".
1.4. Учредитель Академии - Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя выполняет Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Учредитель).
1.5. Отношения между Министерством юстиции Российской Федерации и Академией, не урегулированные настоящим Уставом, определяются договором, заключаемым между Министерством юстиции Российской Федерации и Академией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.6. Полное официальное наименование Академии на русском языке - "Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации", сокращенное официальное наименование на русском языке - РИА Минюста России, ГОУ ВПО РПА Минюста России. Полное официальное наименование Академии на английском языке - The Russian Academy of Law The RF Justice Ministry, официальное сокращенное наименование на английском языке - RLA.
1.7. Академия по своей организационно-правовой форме является государственным образовательным учреждением, реализующим образовательные программы среднего, высшего, послевузовского профессионального и дополнительного образования - некоммерческой организацией, не имеющей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
1.8. Академия является юридическим лицом, имеет свои бланки, штампы, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и наименованием, символику, самостоятельный баланс и счета, открытые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.9. Академия осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1*(1) "Об образовании", Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ*(2) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 N 264*(3), и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая нормативные правовые акты Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, и настоящим Уставом.
1.10. Место нахождения: Азовская ул., д. 2, корп. 1, г. Москва, Россия, 117638.
1.11. Академия является головным образовательным и научным учреждением Министерства юстиции Российской Федерации, координирующим научную, учебно-методическую деятельность.
1.12. Академия осуществляет в установленном порядке издательско-полиграфическую деятельность, выпуск и распространение печатной и аудиовизуальной продукции, информационных и других материалов.
1.13. Академия проводит работы по маркетингу, организует и принимает участие в ярмарках и выставках, проводит симпозиумы, конференции, лекции, семинары, в том числе с участием иностранных юридических и физических лиц, иные мероприятия, обеспечивающие образовательную и научную деятельность.
1.14. Академия выполняет работы по контрактам и договорам с юридическими и физическими лицами (в том числе иностранными) по направлениям, соответствующим профилю деятельности Академии.
1.15. Академия может реализовывать функции государственного заказчика на размещение заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения уставной деятельности Академии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.16. Основными задачами Академии являются:
подготовка специалистов со средним и высшим профессиональным образованием, аспирантов (соискателей), докторантов и научно-педагогических работников высшей квалификации;
профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка работников на базе среднего (полного) общего, среднего и высшего профессионального образования;
удовлетворение потребности общества и государства в высококвалифицированных специалистах юридического профиля;
удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством образовательной деятельности;
организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспертно-аналитических и иных научно-методических, консалтинговых работ и услуг;
развитие материально-технической и методической базы, а также образовательной и научной деятельности в целях эффективной реализации уставной деятельности Академии;
укрепление материально-технической базы Академии, совершенствование социальной защиты работников и обучающихся, обеспечение демократии в управлении Академией на всех уровнях;
накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.
1.17. С целью обеспечения социальной защиты Академия осуществляет социально-ориентированную деятельность, направленную на улучшение условий труда и обучения, социальное и медицинское обслуживание, а также социально-материальное обеспечение работников Академии и членов их семей, докторантов, аспирантов (соискателей), студентов, слушателей.
1.18. Академия обладает автономией, а ее работникам и обучающимся предоставлены академические свободы.
1.19. Под автономией Академии понимается ее самостоятельность в утверждении штатного расписания, подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.
1.20. В Академии могут создаваться профсоюзные и другие общественные организации работников и обучающихся, деятельность которых регулируется их уставами и законодательством Российской Федерации. Отношения между Академией и общественными организациями определяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.21. Создание и деятельность в Академии организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускаются.
1.22. Академия вправе создавать и вступать в объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений).
1.23. Академия несет ответственность за свою деятельность в установленном законом порядке. Контроль за соответствием деятельности Академии задачам, предусмотренным настоящим Уставом, осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации и соответствующий федеральный орган управления образованием.
2. Структура Академии
2.1. Академия самостоятельна в установлении своей структуры, за исключением создания, реорганизации, переименования и ликвидации филиалов.
2.2. В структуре Академии могут быть созданы: кафедры, факультеты, институты по направлениям подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным, дополнительным образованием, филиалы, представительства; научно-исследовательские подразделения - институты, лаборатории, аспирантура, докторантура; структурные подразделения по внеучебной и воспитательной работе, подготовительные отделения и курсы (центры довузовской подготовки), Академический правовой колледж (далее - АПК), объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития и другие подразделения, обеспечивающие образовательный и научный процесс, действующие на основании локальных актов Академии и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.3. Структурные подразделения Академии не являются юридическими лицами. По решению ректора Академии они могут по доверенности наделяться полностью или частично правомочиями юридического лица, в том числе: иметь лицевые счета, открытые в установленном порядке для учета операций по исполнению расходов федерального и других бюджетов; для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: валютный счет - в банковских или иных кредитных учреждениях.
2.4. Функционирование Академии обеспечивается:
содействием и непосредственным участием всех структурных подразделений Академии в обучении студентов, слушателей и аспирантов (соискателей) в организации образовательного и научно-исследовательского процесса;
исполнением всеми структурными подразделениями решений Ученого совета и других локальных актов Академии.
2.5. Статус, функции и порядок управления структурным подразделением Академии определяются положением о соответствующем структурном подразделении, утвержденным ректором.
2.6. Издательская деятельность Академии может осуществляться через редакционно-издательский отдел, а также издательство, действующие на основании соответствующих положений.
2.7. Академия имеет филиалы:
Дальневосточный (г. Хабаровск) - создан на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 08.02.2002 N 31 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29.12.2001 N 335 "О внесении изменений в Устав Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации", место нахождения: г. Хабаровск;
Западно-Сибирский (г. Барнаул) - создан на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 13.04.1999 N 66 "О внесении изменений в Устав Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации", место нахождения: г. Барнаул;
Иркутский (г. Иркутск) юридический институт (филиал) - создан на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 13.04.1999 N 66 "О внесении изменений в Устав Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации", место нахождения: г. Иркутск;
Ижевский (г. Ижевск) юридический институт (филиал) - создан на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 12.08.2002 N 220 "О внесении изменений в Устав Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации", место нахождения: г. Ижевск;
Калужский (г. Калуга) - создан на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 13.04.1999 N 66 "О внесении изменений в Устав Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации", место нахождения: г. Калуга;
Казанский (г. Казань) юридический институт (филиал) - создан на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 12.08.2002 N 220 "О внесении изменений в Устав Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации", место нахождения: г. Казань;
Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал) - создан на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 13.04.1999 N 66 "О внесении изменений в Устав Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации", место нахождения: г. Саратов;
Ростовский (г. Ростов-на-Дону) юридический институт (филиал) - создан на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 08.02.2002 N 31 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29.12.2001 N 355 "О внесении изменений в Устав Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации", место нахождения: г. Ростов-на-Дону;
Северный (г. Петрозаводск) - создан на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 13.04.1999 N 66 "О внесении изменений в Устав Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации", место нахождения: г. Петрозаводск;
Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) - создан на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 13.04.1999 N 66 "О внесении изменений в Устав Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации", место нахождения: г. Санкт-Петербург;
Северо-Кавказский (г. Махачкала) - создан на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 13.04.1999 N 66 "О внесении изменений в Устав Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации", место нахождения: г. Махачкала;
Средне-Волжский (г. Саранск) - создан на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 08.07.1999 N 60/2-С-13 "О создании Средне-Волжского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации", место нахождения: г. Саранск;
Тульский региональный (г. Тула) - создан на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 13.04.1999 N 66 "О внесении изменений в Устав Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации", место нахождения: г. Тула;
Уральский (г. Екатеринбург) - создан на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 13.04.1999 N 66 "О внесении изменений в Устав Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации", место нахождения: г. Екатеринбург.
2.8. Филиалы Академии не являются юридическими лицами.
2.9. Филиалом Академии является обособленное структурное подразделение, расположенное вне места ее нахождения, которое представляет и защищает интересы Академии, осуществляет функции Академии на основании соответствующего положения, утвержденного ректором.
2.10. Перечень функций, осуществляемых филиалом, закрепляется в положении о филиале.
2.11. Филиал Академии создается, реорганизуется, переименовывается, ликвидируется Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления образованием, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение о создании филиала принимается Министерством юстиции Российской Федерации на основании ходатайства Академии о необходимости создания филиала.
2.12. Филиал Академии проходит лицензирование и аттестацию самостоятельно, а государственную аккредитацию - в составе Академии.
2.13. Представительства создаются и ликвидируются Академией по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по месту нахождения представительства.
3. Прием в Академию
3.1. Прием в Академию на обучение производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Правилами приема, разрабатываемыми для образовательных программ в Академии, принимаемых Ученым советом Академии и утверждаемых ректором.
3.2. Граждане Российской Федерации, равно как и граждане иностранных государств, а также лица без гражданства принимаются в Академию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.3. Количество лиц, принимаемых на первый курс Академии для обучения за счет средств федерального бюджета, а также структура приема ежегодно определяется в пределах заданий (контрольных цифр), устанавливаемых Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления образованием.
3.4. Академия может выделять в пределах заданий (контрольных цифр) места для целевого приема на основе договоров с государственными и муниципальными органами и организовывать на эти места отдельный конкурс.
3.5. Академия рассматривает заявки на целевой прием, поступившие от органов государственной власти или органов местного самоуправления, и принимает решение о выделении целевых мест по направлениям подготовки (специальностям) с указанием их количества в пределах квот, устанавливаемых Министерством юстиции Российской Федерации.
3.6. Академия информирует о принятом решении органы государственной власти или органы местного самоуправления и заключает с ними договоры на целевой прием с учетом конкурсной основы приема.
3.7. В рамках контрольных цифр приема Академия по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации может выделять места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, на отдельный конкурс для целевого приема.
3.8. Количество целевых мест не может быть увеличено в ходе приема документов, вступительных испытаний и зачисления.
3.9. Все процедуры по целевому приему оформляются протоколами приемной комиссии.
3.10. Лица, не прошедшие по конкурсу на целевые места, могут участвовать в общем конкурсе на любые формы получения образования.
3.11. Целевые места, оставшиеся вакантными после сдачи вступительных испытаний и зачисления, предоставляются лицам, участвующим в общем конкурсе.
3.12. Студенты, зачисленные на целевые места, могут вступать в договорные отношения, предусмотренные Положением о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. N 942*(4).
3.13. Академия в пределах установленной лицензией предельной численности обучающихся осуществляет сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий (контрольных цифр) по приему студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с возмещение расходов на их обучение или предоставлением встречной услуги физическими и (или) юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Академия самостоятельно решает все вопросы заключения договоров о предоставлении такого рода образовательных услуг.
3.14. Лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, принимаются по результатам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, которые устанавливаются Академией в соответствии с Правилами приема.
3.15. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в Академию принимаются лица в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.16. Прием в Академию лиц для получения среднего профессионального образования производится по отдельному конкурсу в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Правилами приема.
3.17. Обучение лиц для получения среднего профессионального образования может производиться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также на возмездной основе.
4. Образовательная деятельность Академии
4.1. Образовательная деятельность в Академии и ее филиалах осуществляется на подготовительных курсах (центре довузовской подготовки), в АПК, факультетах (институтах), в аспирантуре.
4.2. Академия реализует различные по срокам и уровням подготовки специалистов профессиональные образовательные программы. Организация учебного процесса в Академии по образовательным программам довузовского, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного профессионального образования регламентируется учебным планом по направлению подготовки (специальности) и расписанием учебных занятий для каждой формы обучения, которые разрабатываются и утверждаются Академией самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, учебных планов по направлению подготовки (специальности) и программ дисциплин, утверждаемых федеральным органом управления образования.
4.3. В отдельных случаях, с учетом особенностей предшествовавшей подготовки и способностей обучающихся, Ученый совет Академии может устанавливать индивидуальные учебные планы с соблюдением всех требований, установленных государственными образовательными стандартами к содержанию обучения.
4.4. Образовательные программы могут осваиваться в очной форме, очно-заочной (вечерней), заочной форме, а также в форме экстерната. Допускается сочетание названных форм обучения.
4.5. Получение второго высшего образования осуществляется на возмездной основе или на основании договоров, предполагающих возмещение затрат за предоставление образовательных услуг.
4.6. В Академии устанавливаются следующие формы учебной работы; лекция, семинар, практическое занятие, консультация, самостоятельная работа, практика, контрольная работа, учебно-исследовательская работа, курсовая работа (курсовое проектирование), выпускная квалификационная работа, коллоквиум, деловая игра. По решению Ученого совета могут устанавливаться и другие формы учебной работы.
4.7. Прохождение практики осуществляется на основании Положения о порядке прохождения практики студентами.
4.8. Учебный год при очной форме обучения делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией.
4.9. Учебный год при очной, очно-заочной формах обучения начинается с 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану по данному направлению (специальности). Ученый совет Академии вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на 2 месяца.
4.10. Каникулы для студентов очной и очно-заочной (вечерней) формы обучения устанавливаются не менее двух раз в течение учебного года общей продолжительностью не менее 7 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.
4.11. Учебный год при заочной форме обучения может начинаться в иные сроки, предусмотренные учебным планом, чем при очной форме обучения и делиться на два и более семестров, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией.
4.12. Академия путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения создает условия для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности. Запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения.
4.13. Для всех видов учебных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
4.14. Учебная работа студента представляет собой все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, необходимой для освоения профессиональной образовательной программы.
4.15. Общий объем учебной работы слушателей, студентов и аспирантов (соискателей) различных форм обучения с учетом их самостоятельной работы устанавливается в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
4.16. В целях оказания студентам, обучающимся по заочной форме обучения, помощи в освоении образовательных программ непосредственно по месту их работы или месту жительства Академия вправе осуществлять лекции, консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем привлечения научно-педагогических работников Академии на основе учебно-материальной базы Академии.
4.17. Академия оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости в форме внутрисеместровой, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой государственной аттестации выпускников.
4.18. В целях достижения органического единства между теорией и практикой правового регулирования, выработки навыков применения законодательства при Академии могут создаваться юридические клиники, деятельность которых регламентируется соответствующим положением.
4.19. Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы и порядок ее проведения устанавливаются Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.20. Студенты, обучающиеся в Академии по программам среднего и высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.
4.21. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.
4.22. Порядок сдачи зачетов и экзаменов, правила повторной сдачи экзаменов, основания и сроки продления сессии, порядок перевода на следующий курс регулируются Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.23. Государственные аттестационные испытания проводятся на основании утвержденного учебного плана по соответствующей специальности и Положения об итоговой аттестации выпускников.
4.24. Итоговая государственная аттестация выпускника Академии является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы среднего и высшего профессионального образования в полном объеме.
4.25. Академия выдает студентам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, документы государственного образца о среднем и высшем профессиональном образовании, заверенные печатью Академии.
4.26. При реализации других образовательных программ, кроме среднего и высшего профессионального, могут выдаваться удостоверения, свидетельства и дипломы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и локальными актами Академии.
4.27. Выпускнику и обучающемуся, выбывшему из Академии до окончания полного срока обучения, из личного дела выдается соответствующий документ об образовании, на основании которого он был зачислен в Академию. Заверенная копия остается в личном деле. Все прочие документы остаются в личном деле в течение установленных сроков хранения.
4.28. Язык обучения в Академии - русский. В случае необходимости обучение по отдельным дисциплинам может производиться на иностранных языках в соответствии с учебными планами, принятыми в порядке, установленном настоящим Уставом.
4.29. Студент может быть отчислен из Академии:
по собственному желанию;
за невыполнение учебного плана (академическую неуспеваемость) в установленные сроки по неуважительным причинам;
за нарушение учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка, обязанностей, предусмотренных Уставом Академии и другими локальными актами Академии;
за совершение преступления в связи с вступлением в силу приговора суда;
по основаниям, предусмотренным в договоре о предоставлении платных образовательных услуг.
4.30. Основанием для отчисления по собственному желанию и в связи с переводом в другой вуз является личное заявление студента.
4.31. При отчислении за академическую неуспеваемость основанием являются:
наличие несданных без уважительных причин зачетов или экзаменов по окончании срока, установленного в Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
получение студентом трех неудовлетворительных оценок в течение сессии по одной или нескольким учебным дисциплинам.
Отчисление за академическую неуспеваемость производится по представлению декана.
4.32. Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента Академии после получения от него объяснения в письменной форме.
4.33. Отчисление студента из Академии производится приказом Академии.
4.34. Порядок перевода студентов определяется Положением об аттестационной комиссии и порядке перевода (восстановления) студентов Академии.
4.35. Студент имеет право на восстановление в Академии в течение пяти лет после отчисления из нее по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), на которой он обучался до отчисления.
4.36. Количество мест, финансируемых в установленном порядке из средств федерального бюджета для приема студентов в Академию на последующие курсы, определяется Академией как разница между контрольными цифрами приема на первый курс соответствующего года приема и фактическим количеством студентов, обучающихся на соответствующем курсе.
4.37. Студент, отчисленный из Академии со второго или последующих курсов по неуважительной причине (за академическую неуспеваемость, за нарушение локальных актов Академии, положений настоящего Устава) имеет право на восстановление в Академии в течение 5 лет, но не ранее чем через год после отчисления, на платной основе.
4.38. Студент, получающий высшее образование впервые, может быть принят в Академию после отчисления из другого вуза России на обучение за счет средств федерального бюджета или по договору о платном обучении в течение пяти лет с момента отчисления.
Восстановление студента для обучения в Академии производится приказом Академии.
4.39. Академия реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
4.40. Академия организует и проводит профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных служащих и работников органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, а также подведомственных ему федеральных служб.
4.41. В Академии организовываются профессиональная переподготовка и повышение квалификации, стажировка государственных и муниципальных служащих, специалистов организаций и учреждений, высвобождаемых работников, незанятого населения и иных категорий работников по направлениям образовательной деятельности Академии.
4.42. Целью повышения квалификации являются обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимость освоения современных методов решения профессиональных задач.
4.43. Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
4.44. Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и в органах исполнительной власти и местного самоуправления.
4.45. Основной целью стажировки являются формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
4.46. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.
4.47. По результатам прохождения переподготовки, профессиональной переподготовки и стажировки специалисты получают соответствующие документы государственного образца.
4.48. Порядок и условия направления профессиональной переподготовки определяются заказчиком по согласованию с Академией.
4.49. Академия самостоятельно устанавливает годовые планы дополнительного обучения в Академии с отражением в них числа наборов, сроков обучения и характера контингента.
4.50. Академия вправе в пределах, установленных лицензией, осуществлять сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий и государственных контрактов повышения квалификаций переподготовку и стажировку специалистов по профилю деятельности Академии на основании соответствующих договоров с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.
4.51. Академия вправе осуществлять на договорной возмездной основе повышение квалификации и переподготовку адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, юрисконсультов и других специалистов органов законодательной, судебной, исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций.
4.52. Реализация образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования государственных служащих и специалистов осуществляется на основании Положения о факультете повышения квалификации и законодательства Российской Федерации.
4.53. На время обучения в Академии слушателям факультета может предоставляться общежитие на условиях, предусмотренных Положением о Факультете повышения квалификации (далее - ФПК).
4.54. Образовательная деятельность в Академии может по решению Ученого совета регламентироваться единым локальным актом - Положением об организации учебного процесса.
5. Научная деятельность Академии
5.1. Академия осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования, которые являются самостоятельным направлением деятельности Академии либо выступают основной частью подготовки специалистов в рамках кафедр.
5.2. Основными задачами научной деятельности Академии являются:
обеспечение единства учебного и научного процессов;
реализация результатов научно-исследовательских работ в учебном процессе и практической деятельности органов и учреждений Минюста России, подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных служб;
всемерное развитие фундаментальных и прикладных исследований по важнейшим направлениям гуманитарных наук;
решение научных проблем по приоритетным направлениям науки.
5.3. Основу организационной структуры научной деятельности составляют кафедры, лаборатории, научно-исследовательские институты, информационные и инновационные центры, другие подразделения учебного и исследовательского характера, аспирантура, докторантура, диссертационные советы, редакционно-издательский отдел, библиотека.
5.4. Координацию научно-исследовательской работы в Академии осуществляет проректор по соответствующему направлению деятельности.
5.5. Научные исследования финансируются за счет всех источников, включая: средства федерального бюджета и бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных фондов, средства внебюджетных источников (на договорной основе), средства фондов, формируемых за счет отчислений, производимых подразделениями, входящими в состав Академии, и от осуществления различных видов деятельности, средства различных фондов, благотворительные взносы, гранты, а также иные источники, в соответствии с научно-исследовательскими программами, утвержденными в установленном порядке.
5.6. Работники научных подразделений Академии могут привлекаться с их согласия к выполнению всех видов учебной работы для обеспечения учебного процесса Академии.
6. Управление Академией
6.1. Управление Академией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.
6.2. Общее собрание Академии:
рассматривает и принимает Устав Академии, изменения и дополнения в него;
избирает членов Ученого совета Академии;
избирает ректора Академии.
6.3. Общее собрание считается правомочным, если в нем приняли участие не менее 2/3 списочного состава штатных работников Академии (исключая штатных работников обособленных структурных подразделений Академии) и представители Студенческого совета Академии.
6.4. Решение Общего собрания Академии считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих.
6.5. Способ голосования (открытое или тайное) определяется непосредственно Общим собранием Академии при его проведении.
6.6. Общее руководство Академией осуществляет выборный представительный орган - Ученый совет Академии. Срок полномочий Ученого совета - 5 лет.
6.7. В состав Ученого совета Академии по должности входят ректор, который является председателем Ученого совета, проректоры, по решению Ученого совета - деканы факультетов, директор АПК. Другие члены Ученого совета избираются Общим собранием Академии. Число избираемых членов Ученого совета не должно превышать 30 человек.
6.8. Состав Ученого совета Академии и изменения в него утверждаются приказом Академии.
6.9. Выборы нового состава Ученого совета Академии назначаются на заседании Ученого совета и должны состояться не позднее окончания срока полномочий действующего состава Ученого совета.
6.10. Досрочные перевыборы членов Ученого совета Академии проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных настоящим Уставом.
6.11. В случае увольнения члена Ученого совета из Академии или освобождения его от должности, в связи с замещением которой он был избран в состав Ученого совета, он автоматически выбывает из состава Ученого совета, что оформляется приказом Академии.
6.12. Ученый совет Академии рассматривает следующие вопросы:
заслушивает ежегодные отчеты ректора Академии, а также в соответствии с планом работы Ученого совета Академии - отчеты и информацию проректоров и руководителей других структурных подразделений Академии;
рассматривает вопросы учебной, учебно-методической и научной деятельности, экономического и социального развития, финансово- хозяйственной работы Академии, имеющие важное значение для улучшения организации учебного, научного и воспитательного процессов, развития материальной базы Академии и социальной защиты работников и обучающихся, подготовки научно-педагогических кадров;
рассматривает вопросы создания, реорганизации и ликвидации структурных подразделений Академии;
определяет полномочия и вопросы деятельности Ученого совета Академии;
рассматривает учебные планы по специальностям и направлениям;
рассматривает основные направления научных исследований;
рассматривает вопросы, связанные с оплатой труда ректора;
рассматривает вопросы, связанные с определением размера оплаты за предоставление платных образовательных услуг;
рассматривает вопросы сдачи федерального имущества в аренду;
по представлению ректора Академии рассматривает вопросы проведения благотворительных мероприятий;
рассматривает локальные акты Академии, принимаемые с его участием;
рассматривает вопросы вхождения Академии в международные и иные ассоциации и объединения и выхода из них;
рассматривает вопросы представления к ученым званиям доцента или профессора;
рекомендует кандидатов для подготовки в докторантуре, а также для предоставления творческих отпусков;
проводит конкурс на замещение должностей научного и профессорско-преподавательского состава, а также выборы руководителей кафедр и деканов факультетов;
рассматривает положение о Попечительском совете Академии и его состав;
рассматривает состав приемной комиссии;
рассматривает перечень вступительных испытаний;
ходатайствует о присвоении почетных званий;
заслушивает и утверждает отчет о работе приемной комиссии.
6.13. Ученый совет Академии вправе рассматривать любые вопросы, относящиеся к компетенции выборных представительных органов управления структурных подразделений Академии.
6.14. Регламент работы Ученого совета Академии определяется самим Ученым советом в каждом отдельном случае.
6.15. Решения Ученого совета по конкурсному замещению должностей и представлению к ученым званиям принимаются тайным голосованием. Все другие решения принимаются, как правило, открытым голосованием.
6.16. Решение Ученого совета, принимаемое тайным голосованием, является правомочным, если в голосовании участвовало не менее 2/3 списочного состава, а за решение проголосовало более половины принявших участие в голосовании, а при представлении к ученым званиям - более 2/3 принявших участие в голосовании.
6.17. Решение Ученого совета, принимаемое открытым голосованием, является правомочным, если в голосовании участвовала половина списочного состава, а за решение проголосовало простое большинство принявших участие в голосовании.
6.18. Решением Ученого совета при Академии может создаваться Попечительский совет Академии.
6.19. Попечительский совет вырабатывает общую стратегию развития Академии и рекомендует Ученому совету приоритетные направления в ее развитии.
6.20. В состав Попечительского совета могут входить представители государственных, муниципальных, иных организаций и общественных объединений.
6.21. Персональный состав Попечительского совета рассматривается Ученым советом и утверждается ректором Академии. Включение в состав Попечительского совета его членов производится по предварительному согласованию с ними. Попечительский совет возглавляется председателем, который избирается на его первом заседании открытым голосованием.
6.22. Попечительский совет действует на общественных началах.
6.23. В Академии могут создаваться различные советы по соответствующим направлениям деятельности. Положения, регулирующие их деятельность, принимаются Ученым советом Академии и утверждаются ректором.
6.24. Решением Ученого совета Академии на почетную должность президента Академии, на общественных началах, может быть избран работник Академии, имеющий особые заслуги в развитии и укреплении Академии.
6.25. Непосредственное управление Академией осуществляет ректор.
6.26. В выборах на должность ректора вправе принимать участие авторитетные научно-педагогические работники, имеющие опыт руководящей работы в высшей школе, ученую степень и ученое звание, проработавшие в Академии не менее 3 лет.
6.27. Кандидатура на должность ректора согласовывается с Учредителем и проходит аттестацию в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
6.28. Ректор Академии избирается Общим собранием Академии тайным голосованием на срок до 5 лет и утверждается приказом Министерства юстиции Российской Федерации.
6.29. Ректор считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа принявших участие в голосовании. Если ректор не набрал более половины голосов от числа принявших участие в голосовании, а также при наличии вакансии выборы ректора назначаются на конкурсной основе. Процедура избрания ректора определяется Положением о выборах ректора.
6.30. Ректор Академии не позднее чем за два месяца до окончания срока своих полномочий отчитывается перед Общим собранием Академии. По результатам отчета ректор может быть переизбран на новый срок.
6.31. Ректор Академии:
руководит образовательной, научной, международной и финансово- хозяйственной деятельностью Академии в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом;
представляет Академию во всех российских и иностранных организациях без доверенности;
заключает и расторгает срочные трудовые договоры с проректорами, главным бухгалтером и научно-педагогическими работниками, осуществляет прием на работу и увольнение других категорий работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
определяет полномочия проректоров, а также других категорий работников Академии и их обязанности, утверждает соответствующие должностные инструкции;
распоряжается имуществом Академии в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
утверждает стоимость обучения и размер оплаты за предоставление платных образовательных услуг;
выдает доверенности, открывает и закрывает счета Академии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
распределяет объемы лимитов бюджетных обязательств и внебюджетное финансирование до нижестоящих получателей бюджетных средств: филиалов (институтов) и иных обособленных структурных подразделений;
несет ответственность за соблюдение правил сохранения государственной, коммерческой и служебной тайны в установленном порядке;
утверждает структуру Академии и принимает решения об ее изменении, утверждает положения о структурных подразделениях Академии;
назначает и освобождает от должности директоров филиалов (институтов);
по представлению директора филиала (института) назначает и освобождает от должности главного бухгалтера филиала (института), заключает и расторгает срочный трудовой договор с ним;
дает согласие на сдачу в аренду сторонним организациям земельных участков Академии, а также недвижимости и других объектов собственности, закрепленных за Академией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
принимает другие решения, касающиеся основных направлений деятельности Академии.
6.32. Ректор в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации.
6.33. Размер оплаты труда ректора и размер поощрения из внебюджетных средств Академии определяются решением Ученого совета либо на основании решения последнего - ректоратом.
6.34. Ректору Академии совмещение должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри и вне Академии не разрешается.
6.35. Ректор распределяет обязанности между проректорами и руководителями структурных подразделений Академии, которые осуществляют непосредственное руководство основными направлениями деятельности Академии, что оформляется приказом Академии.
6.36. Для обеспечения сочетания принципа единоначалия и коллегиальности, оперативного управления Академией, подготовки обоснованных приказов и других актов, контроля за их исполнением и качеством работы всех служб и подразделений в Академии создается ректорат. Ректорат является совещательным органом при ректоре для обсуждения вопросов оперативного управления Академией, в частности:
обсуждения порядка формирования и использования внебюджетных средств Академии;
обсуждения порядка назначения студентов на стипендию и порядка предоставления социальных пособий студентам;
обсуждения направления использования фондов производственного и социального развития, материального стимулирования и иных фондов.
6.37. В состав ректората входят: ректор, проректоры, руководители структурных подразделений по перечню, определяемому ректором.
6.38. Принимаемые на заседаниях ректората решения могут оформляться приказами и распоряжениями Академии.
6.39. Проректоры и главный бухгалтер принимаются (переводятся) на работу по срочному трудовому договору приказом Академии. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого проректором с Академией, совладает со сроком окончания полномочий ректора.
6.40. Проректоры осуществляют непосредственное руководство и несут ответственность за определенный вид деятельности Академии в соответствии с должностными обязанностями и приказами Академии.
6.41. Факультет (институт) Академии является структурным подразделением Академии, предназначенным для ведения учебного и научного процесса по одной или нескольким специальностям и направлениям. Деятельность факультета регулируется Положением о факультете Академии.
6.42. Факультет возглавляет декан, избираемый в порядке, установленном Положением о порядке выборов декана факультета, из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, и утверждается в должности приказом Академии.
6.43. Декан факультета не позднее чем за месяц до окончания срока избрания отчитывается перед Ученым советом Академии, который путем тайного голосования проводит выборы декана в порядке, предусмотренном Положением о порядке выборов декана факультета.
6.44. Декан факультета может быть досрочно освобожден от должности решением Ученого совета Академии по представлению ректора, а также в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6.45. Декан факультета:
организует работу факультета по выполнению задач в области образовательного процесса, его учебно-методического обеспечения, научных исследований, кадровой политики и воспитательной работы среди студентов и слушателей факультета;
отчитывается перед Ученым советом Академии об итогах работы факультета за год, а также по итогам экзаменационной сессии;
издает распоряжения в пределах своей компетенции;
несет ответственность за всю деятельность факультета.
6.46. Заместители декана назначаются на должность и освобождаются от должности приказом Академии по представлению декана факультета.
6.47. Кафедра Академии является основным структурным подразделением, предназначенным для ведения учебного процесса по нескольким родственным учебным дисциплинам и организации научных исследований в определенных областях науки. Деятельность кафедры регулируется Положением о кафедре Академии.
6.48. Непосредственное руководство деятельностью кафедры осуществляет заведующий кафедрой, избираемый в порядке, предусмотренном Положением о выборах заведующего кафедрой, из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень и/или звание, и утверждаемый в должности приказом Академии.
6.49. Заведующий кафедрой не позднее чем за месяц до окончания срока избрания отчитывается перед Ученым советом Академии, который путем тайного голосования проводит выборы заведующего.
6.50. Заведующий кафедрой может быть досрочно освобожден от должности по решению Ученого совета Академии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6.51. Заведующий кафедрой:
организует и планирует деятельность кафедры по преподаванию группы учебных дисциплин, разработке учебно-методического обеспечения учебного процесса по этим дисциплинам, выполнению других видов учебной работы;
организует и координирует работу кафедры по проведению научных исследований;
утверждает индивидуальные планы работы преподавателей кафедры;
составляет отчетность кафедры;
ведет работу по подбору специалистов для конкурсного замещения должностей профессорско-преподавательского состава и приема на работу учебно-вспомогательного состава.
Заведующий кафедрой несет полную ответственность за результаты работы кафедры перед Ученым советом Академии и ректором.
6.52. Руководители других структурных подразделений Академии назначаются на должность приказом Академии.
6.53. Должности ректора, проректоров, директора филиала (института) Академии и декана факультета могут быть заняты лицами, отвечающими требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к данной должности.
6.54. Непосредственное управление деятельностью филиала (института) осуществляет директор, назначенный приказом Академии, имеющий, как правило, опыт учебной, научной и организационной работы в высшем учебном заведении и действующий на основании доверенности, выданной Академией на срок не более трех лет, и положения о филиале, утвержденного ректором.
6.55. Директор филиала несет персональную ответственность за результат деятельности филиала.
7. Субъекты образовательной и научной деятельности
7.1. К субъектам образовательной и научной деятельности относятся студенты, слушатели, аспиранты (соискатели), докторанты, работники научно-педагогического, научно-исследовательского, а также обслуживающего персонала (инженерно-технического, административно- управленческого, производственного, учебно-вспомогательного) и иного персонала.
7.2. Студентом Академии является лицо, зачисленное в Академию приказом Академии в соответствии с действующими правилами приема и настоящим Уставом, для обучения по программам среднего и высшего профессионального образования. Студентам Академии выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.
7.3. Студент Академии имеет право:
получать знания, соответствующие современному уровню образования, науки, техники и культуры;
участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между Академией и студентом или физическим (юридическим) лицом, об обучении студента;
осваивать любые учебные дисциплины, преподаваемые в Академии или любом другом вузе, сверх государственного образовательного стандарта по специальности (направлению), избранной для обучения, на условиях договора о предоставлении платных образовательных услуг по этим дисциплинам;
получать учебную и научно-консультативную помощь на кафедрах;
пользоваться услугами библиотеки, учебных, научных, лечебных, спортивных и других подразделений Академии в соответствии с установленными правилами;
принимать участие в научно-исследовательских работах, конференциях, симпозиумах;
публиковать свои научные работы на условиях, установленных соответствующими изданиями;
участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности Академии, в том числе через общественные организации и органы управления Академии;
обжаловать приказы и распоряжения администрации Академии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
пользоваться льготами социального характера, предоставляемыми студентам в соответствии с законодательством Российской Федерации, обучающимся за счет средств федерального бюджета;
свободно выражать свои мысли, взгляды и убеждения, не противоречащие требованиям общечеловеческой морали и действующему законодательству, быть членами и создавать свои общественные организации, деятельность которых не противоречит законодательству Российской Федерации;
переходить с платного обучения на обучение за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и локальными актами Академии;
получать стипендию и иные социальные пособия в размере, установленном федеральным законом при условии обучения на очной форме за счет средств федерального бюджета и выполнения требований, установленных в Положении о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов и аспирантов (соискателей), докторантов Академии;
получать поощрение за успехи в учебе, в научно-исследовательской работе и за активное участие в общественной жизни Академии.
7.4. Студент Академии обязан:
овладевать знаниями, выполнять все виды учебных заданий, предусмотренных учебными планами и программами по избранной специальности (направлению), проходить все виды учебного контроля в соответствии с правилами, установленными Положением о курсовых экзаменах и зачетах в Академии;
выполнять требования Устава Академии;
соблюдать правила внутреннего распорядка;
повышать свою культуру, вести здоровый образ жизни, стремиться к нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству;
беречь имущество Академии, библиотечный фонд, соблюдать чистоту и порядок в учебных аудиториях, помещениях общего пользования и на территории Академии.
7.5. За допущенные нарушения, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Уставом и другими локальными актами, к студенту могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий:
замечание;
выговор;
строгий выговор;
отчисление из Академии.
7.6. Слушателями Академии являются лица, обучающиеся по программам довузовского и дополнительного образования.
7.7. Слушатели обладают всеми правами и обязанностями студентов в части получения образовательных услуг.
7.8. За успехи в учебе и активное участие в научно- исследовательской работе для студентов и слушателей устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.
7.9. Выбор форм материального поощрения осуществляется ректором по представлению студенческих коллективов и руководства факультета Академии (института, филиала, колледжа) в пределах имеющихся в Академии средств.
7.10. Трудоустройство выпускников Академии осуществляется в соответствии с нормативными актами в области труда и занятости, действующими в Российской Федерации, а также в соответствии с имеющимися договорами о целевой подготовке специалистов.
7.11. Аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и зачисленное приказом Академии в аспирантуру по результатам вступительных экзаменов с целью подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
7.12. Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и зачисленное приказом Академии в число соискателей с целью подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.
7.13. Аспирант (соискатель) обладает всеми правами обучающегося в Академии, а также имеет право:
на каникулы продолжительностью, установленной законодательством Российской Федерации; получать стипендию в размере, установленном федеральным законом при условии обучения на очной форме за счет средств федерального бюджета и выполнения требований, установленных в Положении о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов и аспирантов, соискателей Академии.
7.14. Аспирант (соискатель) обязан:
выполнять установленный для него индивидуальный план аспиранта (соискателя);
выполнять требования настоящего Устава и других локальных актов Академии.
в установленные сроки проходить аттестацию на соответствующей кафедре (отделе).
7.15. Аспирант (соискатель) может быть отчислен из аспирантуры приказом Академии в случаях невыполнения индивидуального плана, нарушения условий договора на предоставление платных образовательных услуг, а также по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Уставом и другими локальными актами Академии.
7.16. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное приказом Академии в докторантуру по рекомендации Ученого совета Академии для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.
7.17. Докторант имеет право:
получать государственные стипендии;
пользоваться всеми информационными ресурсами Академии, научно-исследовательской базой;
получать научно-консультативную помощь на кафедрах Академии;
иметь ежегодные каникулы продолжительностью, установленной законодательством Российской Федерации.
7.18. Докторант обязан:
выполнять требования Устава Академии и других локальных актов Академии;
в установленные сроки представлять отчет о проделанной работе на соответствующую кафедру (отдел).
7.19. Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата или доктора наук работникам Академии по месту работы могут предоставляться отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью соответственно три и шесть месяцев в порядке, установленном положениями об аспирантах (соискателях) и докторантах.
7.20. Соискатели, из числа работников Академии, работающие над диссертациями на соискание ученой степени доктора наук и имеющие значительные научные результаты по актуальным социально-экономическим проблемам или приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, могут быть переведены на должность научных работников на срок до двух лет для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.
7.21. За соискателями, переведенными на должность научных работников на срок до двух лет, могут сохраняться получаемые ими должностные оклады и право на возвращение на прежние места работы.
7.22. К научно-педагогическим работникам относятся лица, постоянно или временно занимающие по приказу Академии должности профессорско-преподавательского состава или научные должности.
7.23. К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заместителя декана факультета, заведующего кафедрой, заместителя заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.
7.24. Замещение всех должностей научно-педагогических работников за исключением декана факультета и заведующего кафедрой производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно-педагогических работников заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор в соответствии с Положением о порядке замещения должностей преподавательского состава государственных высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой производится на основании настоящего Устава и Положения о выборах декана факультета и заведующего кафедрой.
7.25. Научно-педагогические работники имеют право:
избирать и быть избранными в Ученый совет Академии;
участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности Академии через органы управления Академии;
участвовать в определении содержания учебных курсов в пределах, установленных государственными образовательными стандартами по специальностям (направлениям подготовки) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
выбирать формы, методы и средства обучения, обеспечивающие высокое качество учебного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;
выбирать методы и средства проведения научных исследований, наиболее полно соответствующие их индивидуальным способностям и обеспечивающие высокую результативность исследований;
пользоваться услугами библиотеки, информационных фондов учебных и научных подразделений, а также услугами других структурных подразделений академии в установленном порядке;
обжаловать приказы и распоряжения администрации Академии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
публиковать научно-исследовательские, учебно-методические, публицистические и иные творческие работы;
выбирать формы повышения своей квалификации;
участвовать в научных конференциях, симпозиумах, семинарах и других научных мероприятиях.
7.26. Научно-педагогические работники обязаны:
выполнять обязанности учебно-административного характера;
соблюдать Устав и другие локальные акты Академии;
обеспечивать высокую эффективность учебного и научного процессов;
выполнять все виды учебной, учебно-методической и научной работы;
формировать у студентов, аспирантов (соискателей) и слушателей Академии профессиональные качества по избранной специальности (направлению), гражданскую позицию;
уважать личное достоинство студентов, аспирантов (соискателей), слушателей и докторантов, проявлять заботу об их культурном развитии;
повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическое мастерство через различные формы повышения квалификации, включая переподготовку и стажировку;
заботиться о сохранности имущества и других ценностей Академии.
7.27. Права и обязанности работников руководящего, научно-педагогического и обслуживающего персонала определяются действующим законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, Правилами внутреннего распорядка Академии и должностными инструкциями.
7.28. Академия признает и защищает личные права работников, связанные с созданными ими и принадлежащими Академии объектами интеллектуальной собственности, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
7.29. Педагогические работники Академии не реже чем через 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. Отпуск предоставляется ректором по личному заявлению преподавателя. В зависимости от финансовых возможностей Академии отпуск по решению ректора может быть оплачиваемым из внебюджетных средств в размере полного содержания, частично оплачиваемым или без оплаты. Сроки предоставления отпуска согласовываются с кафедрой.
7.30. За успехи в учебной, методической, научной, воспитательной и другой деятельности для работников Академии устанавливаются различные формы морального и материального поощрения. Порядок, источники формирования и размеры средств поощрения устанавливаются Положением об оплате труда.
8. Подготовка научно-педагогических и научных кадров
8.1. Послевузовское обучение и подготовка научно-педагогических кадров в Академии осуществляются в следующих формах:
аспирантура;
докторантура;
перевод на должности научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций;
прикрепление к Академии и другим высшим учебным заведениям и научно-исследовательским учреждениям соискателей для подготовки и защиты докторских и кандидатских диссертаций и сдачи экзаменов кандидатского минимума;
научные, педагогические и творческие стажировки в других высших учебных заведениях, в том числе зарубежных.
8.2. Подготовка и переподготовка научно-педагогических кадров в формах, указанных в настоящем Уставе, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации научно- педагогических работников осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов иных уровней, внебюджетных фондов Академии, а также по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с Академией, за счет средств физических и (или) юридических лиц.
9. Экономика Академии
9.1. За Академией в целях обеспечения деятельности, предусмотренной ее Уставом, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного значения, находящееся на балансе Академии и являющееся федеральной собственностью.
9.1.1. За Академией закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки, выделенные ей в установленном порядке. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное Академией по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление Академией в порядке, установленном нормативными правовыми актами для приобретения права собственности.
9.1.2. Академия несет перед собственником (органом, уполномоченным собственником) ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ней в оперативное управление имущества. Контроль за деятельностью Академии в этой области осуществляется собственником имущества (органом, уполномоченным собственником).
9.1.3. Имущество, закрепленное за Академией на праве оперативного управления, может отчуждаться собственником (органом, уполномоченным собственником) в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за Академией, допускается только по истечении срока договора между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и Академией или между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и учредителем, если иное не предусмотрено этим договором.
9.1.4. Академия не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ней имуществом, а также совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за Академией, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ей из федерального бюджета.
9.1.5. Академии принадлежит право самостоятельного распоряжения в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами, полученными за счет внебюджетных источников. Доходы, полученные от предусмотренной в настоящем Уставе, приносящей доходы деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Академии и учитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9.1.6. Академия отвечает по своим обязательствам средствами, находящимися в ее распоряжении, а также имуществом, учитываемым на отдельном балансе. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Академии несет Учредитель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9.1.7. Академия вправе выступать в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве арендатора и (или) арендодателя имущества, переданного ей учредителем или приобретенного за счет средств федерального бюджета, в порядке, установленном законодательством. Доходы от сдачи Академией в аренду объектов собственности и участков учитываются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9.2. Финансирование Академии может осуществляться за счет:
средств, поступающих из федерального бюджета, выделяемых на обеспечение образовательной и научной деятельности;
средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, выделяемых на обеспечение уставной деятельности Академии;
средств, поступающих за счет осуществления различных видов платной образовательной, научной, экспертной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и (или) физических лиц, в том числе иностранных;
грантов;
средств других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9.2.1. Привлечение Академией дополнительных средств не влечет за собой снижения государственных нормативов финансирования и (или) размеров ее финансирования, предусмотренных в федеральном бюджете.
9.2.2. Академия использует средства федерального бюджета в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, выделенными Академии на финансовый год.
9.2.3. Академия использует средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также средства от иных источников в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам.
9.2.4. Академия осуществляет расходование средств федерального бюджета, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также средств от иных источников в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
9.2.5. Академия самостоятельно решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу.
9.3. Академия в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом вправе осуществлять сверх установленных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку специалистов соответствующего уровня образования с полной оплатой стоимости обучения, оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, по договорам с юридическими и (или) физическими лицами.
9.3.1. Платная образовательная деятельность Академии не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджетов различных уровней.
9.3.2. Стоимость обучения и размер оплаты за предоставление платных образовательных услуг устанавливаются ректором Академии с учетом утвержденной сметы доходов и расходов.
9.4. Академия в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность.
9.4.1. К доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Академии в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся средства, поступающие от:
реализации и сдачи в аренду основных фондов и имущества Академии;
производства и реализации продукции (услуг) общественного питания;
физических и юридических лиц в виде платы за проживание в общежитии;
услуг по тиражированию;
организации ярмарок, выставок, конференций, семинаров, симпозиумов, культурно-массовых и других мероприятий;
оказания туристических и санаторно-курортных услуг, организации экскурсий и т.д.;
ведения приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством, предусмотренных настоящим Уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией:
информационно-справочных, консультационных, редакционных, издательских, полиграфических услуг;
ведения строительных и ремонтно-строительных работ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
обособленных структурных подразделений (филиалов, институтов) Академии от их доходов по платной образовательной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, наделенных в соответствии с положениями об этих подразделений правом ведения бухгалтерского учета и собственными сметами доходов и расходов по внебюджетным средствам;
спортивной, физкультурно-оздоровительной деятельности;
деятельности библиотек, архивов и иных информационных ресурсов;
оказания юридических услуг;
выполнения работ и оказания услуг научно-исследовательского и экспертно-аналитического характера, осуществления научного проектирования, разработок и работ на основе заключенных договоров сверх тематического плана научно-исследовательской деятельности;
грантов (за исключением грантов, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
безвозмездных поступлений капитального характера от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
безвозмездных поступлений текущего характера от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;
страхового возмещения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцам транспортных средств;
долевого участия в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций.
9.4.2. Виды деятельности, требующие в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирования, осуществляются только после получения соответствующей лицензии.
9.4.3. Доходы, полученные Академией от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Академии и учитываются на отдельном балансе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9.4.4. Учредитель вправе приостановить предпринимательскую деятельность Академии, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом.
9.4.5. Академия, предоставляет сведения об имуществе, приобретенном ею за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества.
9.5. Академия самостоятельно определяет направления и порядок использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств, включая определение их доли, направляемой на оплату труда и материальное стимулирование работников.
9.5.1. Оплата труда работников Академии осуществляется в пределах имеющихся у нее средств, которые поступают из федерального бюджета на оплату труда работников, а также дополнительных бюджетных и внебюджетных средств, привлекаемых за счет различных видов платной деятельности Академии.
9.5.2. Академия определяет самостоятельно форму и систему оплаты труда, размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
9.5.3. При этом работникам Академии могут быть установлены должностные оклады (ставки) и надбавки к ним, которые предельными размерами не ограничиваются и определяются в зависимости от личного вклада каждого работника. Надбавки могут быть уменьшены либо отменены при ухудшении качества работы.
9.6. Академия определяет общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав. Штаты профессорско-преподавательского, а также иного персонала утверждаются ректором Академии, исходя из задач, структуры и специфики Академии в пределах имеющегося фонда оплаты труда, формируемого Академией самостоятельно за счет бюджетных и иных источников.
9.7. В случаях создания в Академии структурных подразделений и введения должностей, не предусмотренных соответствующей схемой (Единой тарифной сеткой), размеры должностных окладов по данным структурным подразделениям и должностям определяются непосредственно Академией с учетом специфики их деятельности применительно к существующим подразделениям и должностям.
10. Учет, отчетность и контроль в Академии
10.1. Академия, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
10.2. Формы и порядок ведения бухгалтерского учета устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сроки представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности устанавливаются Учредителем.
10.3. Академия осуществляет бухгалтерский учет и представляет в установленном порядке Учредителю бухгалтерскую отчетность, являющуюся единой системой данных об имущественном и финансовом положении Академии, о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, статистическую и иную отчетность.
10.4. Формы статистической отчетности Академии, адреса, сроки и порядок их представления устанавливаются органами государственной статистики.
10.5. Контроль за соблюдением финансово-хозяйственной дисциплины Академией осуществляется Учредителем и соответствующими федеральными органами в установленном порядке.
10.6. Контроль за соблюдением финансово-хозяйственной дисциплины обособленных структурных подразделений Академии осуществляется Академией.
11. Международная деятельность и внешние связи Академии
11.1. Академия участвует в международном сотрудничестве Российской Федерации в области довузовского, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования и научной деятельности посредством:
участия в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами (соискателями), докторантами, педагогическими и научными работниками;
организации и проведения научных исследований, а также конгрессов, конференций, симпозиумов, семинаров и других мероприятий;
осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан иностранных государств в Академии, преподавательская и научно-исследовательская работа граждан Российской Федерации за рубежом в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе межгосударственных договоров, договоров между федеральным органом управления образованием или федеральным органом исполнительной власти и соответствующими органами управления образованием иностранных государств, а также по прямым договорам, заключенным Академией с иностранными юридическими лицами, в том числе учебными заведениями, или с иностранными гражданами.
11.2. Академия имеет право:
вступать в неправительственные международные организации;
заключать с иностранными партнерами договоры о совместной деятельности и иные договоры, не противоречащие законодательству Российской Федерации и которые не могут рассматриваться как международные договоры России;
создавать с участием иностранных партнеров структурные подразделения (центры, лаборатории, технические парки и другие подразделения);
самостоятельно или в лице своих сотрудников и преподавателей участвовать в конкурсах на получение и получать международные гранты в образовательной, научной и иных видах деятельности.
11.3. Академия в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе заниматься внешнеэкономической деятельностью, предусмотренной настоящим Уставом и направленной на выполнение задач Академии, а также на развитие международных контактов Академии.
11.4. Денежные средства, полученные Академией в результате внешнеэкономической деятельности, изъятию не подлежат и расходуются на выполнение основных задач Академии.
11.5. Академия вправе принимать участие в работе российских и зарубежных научных ассоциаций, диссертационных советов, создаваемых в российских и зарубежных вузах.
11.6. Академия вправе выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования в области государства и права в составе межвузовских и межведомственных творческих (или авторских) коллективов, рабочих групп, в том числе международных.
11.7. Для организации этой деятельности в Академии могут создаваться необходимые структурные подразделения.
12. Перечень видов локальных актов Академии
12.1. Деятельность Академии регламентируется наряду с российским законодательством локальными актами. Локальные акты Академии не могут противоречить ее Уставу и законодательству Российской Федерации.
12.2. Устав Академии, изменения и дополнения в него принимаются Общим собранием Академии открытым голосованием и утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации с последующей регистрацией в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
12.3. Виды локальных актов:
правила;
положение;
приказ;
инструкция;
распоряжение;
решение.
13. Реорганизация, ликвидация и приостановление деятельности Академии
13.1. Процедура реорганизации, ликвидации и приостановления деятельности Академии осуществляется в порядке и на основании, установленных законодательством Российской Федерации.
------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации 1995, N 39, ст. 3777; 1996. N 3, ст. 150; 1997, N 47, ст. 5341; 2000, N 30, ст. 3120; 2000, N 33, ст. 3348, 2001, N 1, ч. 1 ст. 2; 2001, N 53, ч. 1 ст. 5030; 2002, N 7, ст. 631; 2002, N 12, ст. 1093; 2002, N 26, ст. 2517; 2002, N 52, ч. 1 ст. 5132; 2003, N 2, ст. 163; 2003, N 28, ст. 2892; 2003, N 50, ст. 2892; 2004, N 10, ст. 835; 2004, N 27, ст. 2714; 2004, N 30, ст. 3086; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (часть 1), ст. 25.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации 1996, N 3, ст. 150; 2000, N 3, ст. 354, 2000, N 44, ст. 4399; 2000, N 29, ст. 3001; 2000, N 33, ст. 3348; 2000, N 53, ч. 1, ст. 5132; 2001, N 53, ч. 1, ст. 5030; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163, 2003, N 14, ст. 1254; 2003, N 28, ст. 2888, 2003, N 52 (часть I), ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 17, ст. 1481.
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации 2001, N 39, ст. 3771; 2002, N 41, ст. 3983; 2002, N 52, ч. 2 ст. 5225; 2003, N 14, ст. 1276.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации 2001, N 39, ст. 3771, 2002, N 41, ст. 3983, 2002, N 52, ч. 2 ст. 5225; 2003, N 14, ст. 1276.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства юстиции РФ от 26 июля 2005 г. N 116 "Об Уставе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минюста РФ от 18 октября 2006 г. N 317 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства юстиции РФ от 19 июля 2006 г. N 254