Учет приобретения "малоценных" основных средств, учитываемых в качестве МПЗ
Организация применяет общий режим налогообложения. Приобретено оборудование, стоимость которого составляет менее лимита стоимости, установленного НК РФ и бухгалтерской учетной политикой. Как оно учитывается в бухгалтерском и налоговом учете?
Юридические аспекты
Существенными условиями договора поставки являются условие о наименовании товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ) и условие о количестве товара (ст. 465 ГК РФ). Условие о сроке поставки товара и условие о цене товара не являются существенными условиями договора (п. 1 ст. 485, п. 3 ст. 424 ГК РФ).
Если в договоре купли-продажи момент перехода права собственности на товар особо не оговорен, то согласно ст. 223 ГК РФ считается, что право собственности на товар переходит к покупателю с момента передачи этого товара. При этом передачей считается вручение вещи приобретателю, то есть фактическое поступление вещи во владение приобретателя или указанного им лица, сдача вещи перевозчику для отправки приобретателю, а также передача товарораспорядительного документа на вещь (ст. 224 ГК РФ). При осуществлении торговых операций стороны сделки вправе определить момент перехода права собственности на передаваемый товар, который отличается от принятого по умолчанию.
Приобретение основных средств, являющихся движимым имуществом, не требует государственной регистрации (ст. 130, 131 ГК РФ). К движимым относится все вещи, кроме недвижимости (земельных участков, зданий и пр.).
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету |
Типовые проводки к счету 10: по дебету/по кредиту |
Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, перечисленные в п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств":
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В соответствии с четвертым абзацем п. 5 ПБУ 6/01 ОС стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. Таким образом, в учетной политике должно быть установлено, что в организации применяется положение четвертого абзаца п. 5 ПБУ 6/01, а также должен быть утвержден лимит стоимости ОС (в пределах 40 000 руб.).
Если учетная политика организации содержит такие положения, то учет "малоценных" активов ведется в соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов". Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержденному приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) для обобщения информации о наличии и движении материально-производственных запасов используется счет 10 "Материалы". Такие активы подлежат включению в расходы организации при вводе в эксплуатацию (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н). В момент ввода в эксплуатацию фактическая себестоимость ТМЦ списывается с кредита счета 10 в дебет счетов производственных затрат (расходов на продажу) в зависимости от направления использования.
Согласно требованиям п. 5 ПБУ 6/01 в целях обеспечения сохранности имущества при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль его движения. С этой целью учетной политикой должен быть установлен порядок учета таких объектов после ввода их в эксплуатацию. Как вариант может быть использовано ведение количественного учета с отражением имущества за балансом или применение документов учета материалов или МБП (формы утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
Документооборот
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".
Если "малоценные" ОС учитываются в составе МПЗ, то можно применять формы первичной учетной документации по учету материалов. См. письмо Минфина России от 30.05.2006 N 03-03-04/4/98.
Первичным документом по оприходованию таких объектов, поступивших в организацию, является приходный ордер (можно взять за основу унифицированную форму N М-4). На его основании заполняется карточка учета материалов (можно взять за основу унифицированную форму N М-17). Передача "малоценных" ОС в эксплуатацию оформляется требованием-накладной (можно взять за основу унифицированную форму N М-11).
Формы документов Пример акта о приемке материалов М-7 |
Налогообложение
В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более установленного п. 1 ст. 257 НК РФ лимита.
С 2016 года для целей налогового учета амортизируемым признается имущество с первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Это положение применяется к объектам, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года (ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ).
Имущество стоимостью менее лимита в целях налогового учета не относится к амортизируемому, а учитывается в составе материальных расходов. Стоимость таких объектов списывается в расходы единовременно согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ в составе материальных расходов в полной сумме в момент ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 07.06.2018 N 03-03-07/39084). С 1 января 2015 года в целях списания стоимости такого имущества в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.
Организацией приобретен компьютер (в сборе) по цене 14 400 руб., в том числе НДС 2400 руб. Срок службы компьютера более 12 месяцев.
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
10, субсчет "ТМЦ стоимостью менее 40 000 руб." |
12 000 (14 400 - 2400) |
принят к учету компьютер |
|
2400 |
отражена сумма предъявленного поставщиком НДС |
||
2400 |
принята к вычету сумма НДС, предъявленная поставщиком |
||
12 000 |
списана единовременно стоимость компьютера при передаче его в эксплуатацию |
||
012 |
|
12 000 |
объект учтен на забалансовом счете |
Учет приобретения "малоценных" основных средств, учитываемых в качестве МПЗ
Организация применяет общий режим налогообложения. Приобретено оборудование, стоимость которого составляет менее лимита стоимости, установленного НК РФ и бухгалтерской учетной политикой. Как оно учитывается в бухгалтерском и налоговом учете?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации