Учет материалов, полученных в результате ликвидации основных средств
В результате ликвидации основного средства в связи с полным износом получены материалы, которые в дальнейшем могут быть использованы. Как их отразить в бухгалтерском и налоговом учете?
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету | Типовые проводки к счету 10: по дебету к счету 91: по кредиту |
В соответствии с п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" в качестве материально-производственных запасов (МПЗ) принимаются активы:
- используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
- предназначенные для продажи;
- используемые для управленческих нужд организации.
Таким образом, если имущество, полученное в результате ликвидации ОС, отвечает критериям, перечисленным в п. 2 ПБУ 5/01, то оно принимается к учету в качестве МПЗ.
МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Фактическая себестоимость МПЗ, остающихся от выбытия ОС и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (п. 9 ПБУ 6/01).
Стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, признается прочим доходом (п. 9 ПБУ 9/99 "Доходы организации").
Эти ценности приходуются на счет 10 "Материалы" по их текущей рыночной стоимости, что оформляется проводкой:
Дебет 10 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- приняты к учету материально-производственные запасы, полученные в результате ликвидации ОС.
Документооборот
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения бланков, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных форм рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
В бухгалтерском и налоговом учете первичным документом для оприходования МПЗ, полученных в результате ликвидации ОС может являться либо акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (может быть принята за основу форма N М-35), либо приходный ордер (может быть принята за основу форма N М-4). Обе формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а. Кроме того понадобится документ, подтверждающий рыночную стоимость материалов. На основании приходного ордера или акта заполняется карточка учета материалов (может быть принята за основу форма N М-17).
Сведения об оприходованных МПЗ отражаются также в акте на списание ОС (может быть принята за основу форма N ОС-4).
Пример приходного ордера (форма М-4)
Пример карточки учета материалов (форма N М-17)
Пример акта на списание основных средств ОС-4
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Стоимость материалов, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации ОС, включается в состав внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 274 НК РФ внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (то есть исходя из рыночной цены).
Согласно пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ внереализационный доход признается на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. По мнению Минфина России, при ликвидации ОС, выводимых из эксплуатации, в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества независимо от их использования или неиспользования в производстве (см. письмо Минфина России от 19.05.2008 N 03-03-06/2/58).
Если указанные материальные ценности будут в дальнейшем реализованы или использованы в процессе производства продукции (работ, услуг), то в расходы возможно включить их стоимость в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 254 НК РФ. Стоимость рассматриваемых МПЗ определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 250 НК РФ.
На балансе организации числился станок первоначальной стоимостью 360 000 руб. В 2010 году станок был демонтирован и списан. На момент списания по нему была начислена амортизация в сумме 90 000 руб. Расходы по демонтажу станка составили 20 000 руб. Демонтаж произведен ремонтным цехом организации. После демонтажа и разборки станка были получены материальные ценности, пригодные для дальнейшего использования. Их рыночная стоимость равна 50 000 руб.
В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
01, субсчет "Выбытие основных средств" | 360 000 | списана первоначальная стоимость демонтированного станка | |
01, субсчет "Выбытие основных средств" | 90 000 | списана амортизация по демонтированному станку | |
91, субсчет "Прочие расходы" | 01, субсчет "Выбытие основных средств" | 270 000 (360 000 - 90 000) | списана остаточная стоимость станка |
91, субсчет "Прочие расходы" | 20 000 | списаны расходы по демонтажу и разборке станка | |
91, субсчет "Прочие доходы" | 50 000 | оприходованы материалы, оставшиеся после демонтажа станка и пригодные для дальнейшего использования |
В случае дальнейшего использования материалов, оставшихся от выбытия объекта ОС , в производстве:
Дебет | Кредит | Описание |
списана стоимость оставшихся от выбытия объекта ОС материалов, использованных для проведения ремонта |
Учет материалов, полученных в результате ликвидации основных средств
В результате ликвидации основного средства в связи с полным износом получены материалы, которые в дальнейшем могут быть использованы. Как их отразить в бухгалтерском и налоговом учете?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации