Учет реализации материалов за плату
Организация продает ранее приобретенные материалы, которые больше не используются в производстве. Как оформить эту операцию в бухгалтерском и налоговом учете?
Юридические аспекты
Реализация материалов оформляется договором купли-продажи (п. 1 ст. 454 ГК РФ). В общем случае договор должен быть заключен в письменной форме (ст. 161 ГК РФ).
Существенные условия договора купли-продажи (условия, без согласования которых договор не будет считаться заключенным) - наименование и количество товара (ст. 454, п. 3 ст. 455 и п. 2 ст. 465 ГК РФ). Условия о сроке поставки товара и о цене товара существенными не являются (п. 1 ст. 457 и п. 1 ст. 485, п. 3 ст. 424 ГК РФ).
Государственной регистрации сделок по реализации материалов не требуется (п. 2 ст. 164, п. 2 ст. 130 ГК РФ).
Право собственности на реализованные материалы возникает у покупателя с момента их передачи, если договором не предусмотрено иное. Договором купли-продажи может быть предусмотрен иной момент перехода права собственности (п. 1 ст. 223 ГК РФ). Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки (п. 1 ст. 224 ГК РФ).
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету |
Типовые проводки к счету 10: по кредиту к счету 91: по дебету/по кредиту |
Учет материалов ведется на основании ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01), а также Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания). Пункт 2 ПБУ 5/01 устанавливает, что материалы учитываются в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов.
Выручка от реализации материалов подлежит учету в составе прочих доходов организации (п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации"). При этом доход признается равным цене, указанной в договоре с покупателем (без НДС) (п. 10.1. п. 6 и п. 6.1 ПБУ 9/99).
Реализованные материалы списываются с учета по фактической себестоимости, то есть по стоимости, по которой они ранее были приняты на учет (п. 123 Методических указаний и п. 6 ПБУ 5/01). Вместе с тем, существуют ситуации, когда физически невозможно определить, к какой партии, находящихся в организации материалов, относятся реализуемые материалы (например, в ситуации, когда все МПЗ хранятся насыпью или в одной емкости и т.п.). В таком случае, по нашему мнению, организация вправе установить в учетной политике иной экономически оправданный способ списания, например, аналогичный порядку списания стоимости МПЗ при их отпуске в производство (п. 16 ПБУ 5/01). Поступить таким образом позволяет ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета цена, по которой организация продает материалы, отражается по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы". А в дебет счета 91, субсчет "Прочие расходы" списывается стоимость реализованных материалов.
Документооборот
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".
В соответствии с п. 120 Методических указаний продажа материалов оформляется путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону.
Налогоплательщик при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС, обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж в соответствии с пунктами 3 и 3.1 ст. 169 НК РФ, а также с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137. Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются не позднее 5 дней со дня отгрузки товаров. Счет-фактура должен быть составлен в двух экземплярах, в порядке, предусмотренном ст. 169 НК РФ.
На основании пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ при совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, налогоплательщик не обязан составлять счет-фактуру. Кроме того, счета-фактуры можно не составлять по письменному согласию сторон сделки при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей плательщика НДС.
Формы документов |
Налогообложение
НДС
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. При реализации МПЗ налоговая база определяется как их стоимость, указанная в договоре сторонами сделки (п. 1 ст. 154 и ст. 105.3 НК РФ).
Согласно ст. 167 НК РФ налоговая база по НДС определяется на более раннюю из дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Поэтому в случае получения предварительной оплаты за материалы с полученной суммы должен быть исчислен НДС, который можно будет принять к вычету в момент отгрузки МПЗ (п. 8 ст. 171 НК РФ).
Подробнее об учете предоплаты см.:
Учет аванса, поступившего на расчетный счет,
Учет при получении аванса наличными в кассу.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
В целях налогообложения прибыли доходы от продажи МПЗ учитываются в составе доходов от реализации (п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 248 НК РФ).
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на цену его приобретения, если иное не предусмотрено п. 2.2 ст. 277 НК РФ. Кроме того, налогоплательщик может уменьшить доходы от продажи на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности, на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.
Организация (общая система налогообложения) в феврале купила плиты ДСП для изготовления мебели, себестоимость которых 65 000 руб. (без НДС). В апреле того же года в связи с производственной необходимостью (прекращение производства мебели из ДСП) было принято решение продать ДСП за 84 000 руб., в том числе НДС 14 000 руб. Расходы на продажу (погрузка) составили 500 руб.
В бухгалтерском учете операция по реализации ДСП отразится следующими записями:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
91, субсчет "Прочие расходы" |
65 000 |
списана стоимость реализованного шкафа |
|
91, субсчет "Прочие доходы" |
84 000 |
учтена реализация МПЗ |
|
91, субсчет "Прочие расходы" |
68, субсчет "Расчеты по НДС" |
14 000 |
начислен НДС |
91, субсчет "Прочие расходы" |
500 |
учтены расходы на погрузку-разгрузку ДСП |
В налоговом учете в составе доходов будет учтена сумма 70 000 руб. (84 000 - 14 000), а в составе расходов 65 500 руб. (65 000 + 500). Доход от продажи материалов, учитываемый при налогообложении прибыли, составит:
70 000 руб. - 65 500 руб. = 4500 руб.
Учет реализации материалов за плату
Организация продает ранее приобретенные материалы, которые больше не используются в производстве. Как оформить эту операцию в бухгалтерском и налоговом учете?
Формы документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации