Учет товаров, используемых в организации для собственных нужд
Организация занимается продажей товаров по договорам поставки. В некоторых случаях товар, приобретенный для перепродажи, используется для собственных нужд организации. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете эти операции?
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету | Типовые проводки к счету 10: по дебету/по кредиту к счету 41: по дебету/по кредиту |
Товары, изначально приобретенные для перепродажи, могут быть использованы для собственных нужд организации в производственных или непроизводственных целях.
С 20 июня 2016 года в соответствии с п. 13.1 ПБУ 5/01 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, может оценивать приобретенные МПЗ, в том числе товары, по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
Микропредприятие, которое вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может признавать стоимость товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Иная организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может признавать указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер ее деятельности не предполагает наличие существенных остатков МПЗ (п. 13.2 ПБУ 5/01).
При применении такого упрощенного способа ведения бухгалтерского учета стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (по дебету других счетов учета затрат на производство - при использовании таких счетов) в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме по мере приобретения сырья, материалов, товаров и осуществления других затрат на производство и подготовку к продаже продукции, товаров. Общая сумма затрат, учтенных на счете 20 (на других счетах учета затрат на производство - при использовании таких счетов), списывается в конце отчетного периода в дебет счета 99 "Прибыли или убытки" (в дебет счета 90 "Продажи" - при использовании такого счета). Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирование в бухгалтерском учете микропредприятия и отражение в его бухгалтерской отчетности остатков материально-производственных запасов (сырья, материалов, покупных товаров, незавершенного производства, готовой продукции) (см. Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3).
ПЕРЕДАЧА ТОВАРОВ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ НУЖД
Согласно п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
- используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
- предназначенные для продажи;
- используемые для управленческих нужд организации.
Товары - часть материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.
Для учета товаров, предназначенных для перепродажи, предусмотрен счет 41 "Товары". Счет 10 "Материалы" предназначен для учета сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т. п. ценностей организации (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Правилами бухгалтерского учета порядок отражения операций, связанных с переводом товаров в состав материалов, не урегулирован. На наш взгляд, возможны два варианта. Организация может выбрать один из них, закрепив его в учетной политике.
1. Если организация купила товары для перепродажи, но впоследствии решила использовать их для собственных нужд, то организации следует перевести такого рода материальные ценности из состава товаров в состав материалов. То есть учетная стоимость товаров списывается со счета 41 и зачисляется на счет 10.
Использование такой записи несколько некорректно, поскольку не отражает реального движения товара и увеличивает документооборот. Дело в том, что в бухгалтерском учете должны отражаться только факты хозяйственной деятельности. На практике предлагаемая запись отражает перевод товаров в материалы только "на бумаге", формально. По факту же никакой хозяйственной операции чаще всего не происходит, товары сразу передаются в производство, минуя склад и т. д.
Реальная хозяйственная операция имеет место, если перевод товаров в материалы сопровождается сменой материально-ответственного лица, перемещением ТМЦ со склада (или из торгового зала) на склад и т. п. В таких ситуациях проводка по кредиту 41 и дебету 10 оправдана.
2. Товары, которые будут использованы для собственных нужд организации, не переводятся в составе материалов. При передаче товаров для использования для собственных нужд их стоимость сразу списывается в дебет счета учета соответствующих затрат:
Дебет | Кредит |
Стоимость товаров, переданных для производственных нужд, в бухгалтерском учете признается расходом по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
ПЕРЕДАЧА ТОВАРОВ ДЛЯ НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ НУЖД
В данном случае товар в состав материалов не переводятся, поскольку не соблюдаются критерии, предусмотренные п. 2 ПБУ 5/01.
Стоимость товаров, переданных для непроизводственных нужд, относится к прочим расходам организации и списывается с кредита счета 41 "Товары" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы" (п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Документооборот
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
В Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 разъяснено, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). Это значит, что если использование унифицированной формы предусмотрено, например, ЦБ РФ (кассовые документы), Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и постановлением Правительства РФ (транспортная накладная) и т.п., то их использование по-прежнему обязательно.
Решение об изменении цели использования товаров необходимо оформить приказом руководителя.
Передачу товаров подразделению, которое будет осуществлять его использование в производственной деятельности, оформляют накладной. Форму накладной можно разработать на основе унифицированной формы N ТОРГ-13, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. Полагаем также, что на основании такой накладной организации следует оформить карточку учета материалов (за основу может быть принята форма N М-17).
Согласно п. 100 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения организации являются лимитно-заборная карта (за основу может быть принята форма N М-8), требование-накладная (за основу может быть принята форма N М-11), накладная (за основу может быть принята форма N М-15). Образцы этих форм утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а
Подробнее см. Учет отпуска материалов в производство.
Пример накладной на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары ТОРГ-13
Пример лимитно-заборной карты М-8
Пример требования-накладной М-11
Пример накладной на отпуск материалов на сторону М-15
Пример карточки учета материалов М-17
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
При списании стоимости товаров, переданных для собственных нужд, ст. 268 НК РФ не применяется. Стоимость "бывших товаров" будет учтена в составе расходов на основании ст. 254 НК РФ либо на основании ст. 264 НК РФ в зависимости от того, в каких целях товары будут использованы.
Стоимость товаров, переданных для непроизводственных нужд, а также НДС, начисленный с такой передачи, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, поскольку данные расходы не удовлетворяют условиям п. 1 ст. 252 НК РФ (не являются экономически обоснованными и не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода).
НДС
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, признаются объектом налогообложения по НДС.
Таким образом, если организация передает товары для собственных (производственных) нужд, расходы на которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, то при передаче таких товаров объекта налогообложения по НДС не возникает.
В подобной ситуации организация не обязана восстанавливать НДС по товару, который изначально приобретался для продажи, поскольку перечень случаев, когда налогоплательщик должен восстановить ранее принятую к вычету сумму НДС, приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ. Этот перечень является исчерпывающим. В нем не упоминается использование товаров для собственных производственных нужд.
Организация занимается продажей строительных материалов. В марте организация приобрела 200 мешков цемента на сумму 47 200 руб. (включая НДС 7200 руб.). В апреле того же года генеральный директор организации издал приказ об использовании 20 мешков цемента для текущего ремонта офиса. Цемент отпущен в производство сразу в полном объеме.
В бухгалтером учете организации сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
40 000 | учтена стоимость приобретенного цемента | ||
7200 | отражен НДС, предъявленный продавцом | ||
7200 | принят к вычету предъявленный НДС | ||
4000 | стоимость цемента, использованного для ремонта офиса, включена в состав общехозяйственных расходов |
Учет товаров, используемых в организации для собственных нужд
Организация занимается продажей товаров по договорам поставки. В некоторых случаях товар, приобретенный для перепродажи, используется для собственных нужд организации. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете эти операции?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации