Учет оплаты товаров, работ, услуг из кассы
Договором поставки предусмотрено, что товары доставляются в офис покупателя, расчеты с поставщиком осуществляются наличными денежными средствами. Как отражается в учете покупателя оплата товаров из кассы?
Юридические аспекты
Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами с учетом ограничений, установленных законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 861 ГК РФ).
Таким образом, рассчитаться за приобретенные товары (выполненные работы, оказанные услуги) покупатель может наличными денежными средствами. В этом случае расчеты осуществляются через представителя организации поставщика (исполнителя), действующего на основании доверенности на получение денежных средств, оформленной в соответствии со ст. 185 ГК РФ (п. 1 ст. 182 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 Указания ЦБР от 07.10.2013 N 3073-У (далее - Указание 3073-У) юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги (наличную выручку), а также страховые премии для:
- выплат работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
- выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;
- выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;
- оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
- выдачи наличных денег работникам под отчет;
- возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;
- выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом).
Таким образом, организация вправе оплачивать товары (за исключением ценных бумаг), работы, услуги из наличной выручки.
Согласно п. 6 Указания ЦБР от 07.10.2013 N 3073-У (далее - Указание N 3073-У) наличные расчеты в валюте РФ и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов. В целях применения этого ограничения под участниками расчетов понимаются юрлица и индивидуальные предприниматели (п. 2 Указания N 3073-У). В отношении наличных расчетов с участием граждан, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, таких ограничений не установлено. Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный, при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.
Поскольку представитель поставщика при получении наличных денежных средств выступает в отношениях с организацией-покупателем от имени поставщика, считается, что наличные денежные расчеты производятся между поставщиком и покупателем. Поэтому при оплате товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами должен соблюдаться предельный размер расчетов.
Организации и ИП, которые принимают наличные деньги от других организаций и предпринимателей в обязательном порядке применяют кассовую технику (п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ). Также использование ККТ обязательно при расчетах между фирмами и ИП с использованием банковских карт и электронных кошельков (ЭСП) (в том числе и через подотчетных лиц). См. письмо ФНС России от 10.08.2018 N АС-4-20/15566@.
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету |
Типовые проводки к счету 50: по кредиту к счету 60: по дебету/по кредиту |
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Оплата товаров (работ, услуг) из кассы организации отражается записью по дебету счета 60 в корреспонденции с кредитом счета 50.
Документооборот
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения бланков, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных форм рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".
В Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 разъяснено, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). Это значит, что если использование унифицированной формы предусмотрено, например, ЦБ РФ (кассовые документы), Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и постановлением Правительства РФ (транспортная накладная) и т.п., то их использование по-прежнему обязательно.
Документом, подтверждающим право представителя организации-продавца на получение денежных средств, является доверенность. Доверенность не является первичным учетным документом, поэтому она может быть оформлена в свободной форме с соблюдением требований статей 185, 186 ГК РФ.
В соответствии с п. 6 Указания ЦБР от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У), выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам (форма N КО-2).
Кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства РФ, либо по предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность. Выдача наличных денег осуществляется кассиром непосредственно получателю наличных денег, указанному в расходном кассовом ордере или в доверенности (п. 6.1 Указания N 3210-У).
Перед выдачей наличных денег кассир, получив РКО, проверяет проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (при их отсутствии - наличие подписи руководителя) и ее соответствие образцу, за исключением случая, предусмотренного в абзаце втором пп. 4.4 п. 4 Указания N 3210-У, соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью. При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру кассир проверяет также наличие подтверждающих документов, перечисленных в РКО.
При выдаче наличных денег по доверенности кассир проверяет соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег, указанных в РКО, фамилии, имени, отчеству (при наличии) доверителя, указанным в доверенности; соответствие указанных в доверенности и расходном кассовом ордере фамилии, имени, отчества (при наличии) доверенного лица, данных документа, удостоверяющего личность, данным предъявленного доверенным лицом документа, удостоверяющего личность. Доверенность прилагается к расходному кассовому ордеру.
Расходный ордер должен быть отражен в кассовой книге (унифицированная форма N КО-4). Формы КО-2 и КО-4 утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.
Представитель поставщика должен передать покупателю накладную и счет-фактуру, на основании которого покупатель сможет принять к вычету НДС. Кроме того, он должен выдать кассовый чек (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ).
Формы документов |
Налогообложение
НДС
При покупке товаров за наличные НДС может быть принят к вычету на общих основаниях, предусмотренных статьями 171, 172 НК РФ:
- товар предназначен для использования в деятельности, облагаемой НДС;
- имеется счет-фактура поставщика;
- товар принят к учету.
Организация для своих нужд приобретает канцелярские товары. Стоимость канцтоваров составила 12 000 руб. (в том числе НДС - 2000 руб.). Договором поставки предусмотрено, что канцтовары доставляются в офис покупателя, расчеты осуществляются наличными денежными средствами через представителя поставщика, действующего на основании доверенности.
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
10 000 |
оприходованы канцтовары |
||
2000 |
учтен НДС по поступившим канцтоварам |
||
68, субсчет "Расчеты по НДС" |
2000 |
НДС принят к вычету (при наличии счета-фактуры) |
|
50, субсчет "Касса" |
12 000 |
произведена оплата канцтоваров через кассу организации |
Учет оплаты товаров, работ, услуг из кассы
Договором поставки предусмотрено, что товары доставляются в офис покупателя, расчеты с поставщиком осуществляются наличными денежными средствами. Как отражается в учете покупателя оплата товаров из кассы?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации