Учет доходов от реализации при предоставлении скидок (бонусов)
Организация, применяющая общую систему налогообложения, предоставляет покупателю скидки (бонусы) при выполнении некоторых условий, предусмотренных в договоре. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете организации-поставщика выручку от реализации товаров при предоставлении скидок (премий, бонусов)?
Юридические аспекты
По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).
Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки (п. 1 ст. 516, п. 1 ст. 485, п. 5 ст. 454 ГК РФ).
На основании п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
То есть продавец и покупатель вправе предусмотреть в договоре любые не противоречащие закону и иным правовым актам, действующим в момент его заключения, условия, в том числе при выполнении которых покупателю предоставляется скидки (премии, бонуса).
При этом следует учитывать ограничения на вознаграждение контрагента за выполнение договорных обязательств, установленные Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Так, ст. 9 Закона N 381-ФЗ установлено, что если между поставщиком и торговой организацией заключен договор поставки продовольственных товаров, то совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у поставщика определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров. При этом размер вознаграждения подлежит согласованию сторонами договора, включению в цену договора и не учитывается при определении цены продовольственных товаров (п. 4 ст. 9 Закона N 381-ФЗ). Следует отметить, что Закон N 381-ФЗ четко разграничил понятия "цена договора" и "цена товара", указав при этом, что расчеты в связи с выплатой вознаграждения связаны с расчетами по договору, а не с расчетами за реализованные товары, то есть цена продовольственных товаров остается неизменной. Из этого можно предположить, что такой вид предоставления скидки, как изменение цены товаров задним числом, в отношении продовольственных товаров вообще применяться не может (см. письмо Минфина России от 02.06.2010 N 03-07-11/231).
Кроме того, выплата вознаграждения вообще не допускается в связи с приобретением торговой организацией отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством РФ. Выплата поставщиками продовольственных товаров торговым сетям иных видов вознаграждения, не предусмотренных законом N 381-ФЗ, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается на основании п. 6 ст. 9 Закона N 381-ФЗ.
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету |
Типовые проводки к счету 44: по дебету к счету 62: по дебету/по кредиту к счету 90: по дебету/по кредиту к счету 91: по дебету/по кредиту |
Выручка от продажи товаров признается доходом от обычных видов деятельности организации (п. 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации"). Выручку организация признает на дату передачи товаров покупателю, когда выполняются условия, перечисленные в п. 12 ПБУ 9/99, одним из которых является переход права собственности на товары к покупателю.
Выручка от реализации товаров отражается по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет "Выручка", в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
В соответствии с ПБУ 9/99 выручка определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок). Исходя из Инструкции по применению Плана счетов скидки (накидки), предоставленные согласно договору покупателю (заказчику) при продаже продукции, товаров, подлежат отражению на счете 90 "Продажи". См. также письмо Минфина России от 12.05.2014 N 07-01-06/22185.
Минфин России в разделе III Рекомендаций аудиторам, приведенных в письме от 06.02.2015 N 07-04-06/5027, уточнил, что таким образом учитываются все скидки, независимо от формы их предоставления (возврат денежных средств покупателю, бесплатное предоставление товаров, др.). Как это согласуется с отсроченным предоставлением скидок (по итогам периода, по объемам закупки и пр.), в Рекомендациях не уточняется. Вероятно, выручку предлагается позже корректировать (сторнировать) на сумму скидки.
При этом на практике сумма скидки (премии, бонуса), которую согласно договору поставщик должен предоставить (выплатить) покупателю после момента реализации, отражают в качестве прочих расходов поставщика - торговой организации. В этом случае расходы на предоставление (выплату) премии покупателю отражают по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы". Вместе с тем, предоставление скидок (премий, бонусов) направлено на увеличение объемов реализации. Поэтому некоторые организации суммы скидок (премий, бонусов) учитывают в расходах по обычным видам деятельности по дебету счета 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов).
Выбранный вариант необходимо закрепить в учетной политике.
Документооборот
Порядок расчета и предоставления скидок (премий, бонусов) компании предусматривают в маркетинговой политике организации. Маркетинговая политика - это основной инструмент, позволяющий организации использовать возможности ценовой политики фирмы при выстраивании взаимоотношений с покупателями. При этом в составе маркетинговой политики может быть разработано Положение о скидках, предусматривающее порядок и условия представления скидки покупателям. При отсутствии маркетинговой политики и положения о скидках следует, как минимум, подкрепить оформление предоставления скидки приказом руководителя.
Кроме того, условие о предоставлении скидки (премии, бонуса), а также вариант расчета этой скидки (премии, бонуса) должны быть прописаны в договоре с каждым конкретным контрагентом (или дополнительном соглашении к нему). Необходимо точно знать какая скидка (премия, бонус) при каких обстоятельствах и за что предоставляется.
Факт предоставления такой скидки (премии, бонуса) должен быть оформлен соответствующим актом, протоколом или иным документом, подтверждающим то, что покупатель выполнил условия договора, дающие право на скидку. Акт (протокол) является документом, подтверждающим право покупателя на получение премии. Акт составляется в произвольной форме, но при этом он должен содержать все обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), поскольку на его основании будет отражен факт хозяйственной жизни организации. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта, а разрабатывает - лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Помимо акта документом, подтверждающим право покупателя на получение премии, является уведомление продавца о предоставлении премии покупателю (кредит-нота).
Отгрузку бесплатного товара в качестве бонуса необходимо оформить накладной, которая используется обычно при поставке (разработать форму накладной можно на основе, например, унифицированной формы N ТОРГ-12, утвержденой постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132). Организации придется утвердить этот бланк в качестве учетного документа (приложить образец к учетной политике), проверив его реквизиты на соответствие требованиям ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
ФНС России выступила с инициативой о замене накладных и актов универсальным передаточным документом (УПД), составляемым на основе формы счета-фактуры, дополненной необходимыми реквизитами (см. письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96). Такой документ, поступивший от поставщика, может служить как подтверждением выставленной суммы НДС, так и подтверждением факта поставки. УПД может быть использован одновременно как для оформления операций по передаче материальных ценностей в целях бухгалтерского учета, так и для подтверждения права на налоговый вычет по НДС и подтверждения затрат в целях исчисления других налогов.
В бухгалтерской отчетности выручку от реализации готовой продукции (без НДС и акцизов) отражают по строке 2110 "Выручка" Отчета о финансовых результатах (утвержден приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н) сразу с учетом скидок. По строке 2120 "Себестоимость продаж" отражается информация о расходах по обычным видам деятельности, которые сформировали себестоимость проданной готовой продукции (пункты 9, 21 ПБУ 10/99).
Расходы на предоставление (выплату) премии покупателю (без изменения цены) отражают в составе коммерческих по строке 2210 "Коммерческие расходы" или прочих расходов по строке 2350.
В налоговой отчетности выручку от реализации покупных товаров показывают по строке 012 приложения 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль. Организации, которые осуществляют оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю покупными товарами, по строке 020 Приложения N 2 к листу 02 декларации отражают сумму прямых расходов, а по строке 040 - косвенные расходы, относящиеся к таковым в соответствии со ст. 318 НК РФ.
Если условиями соответствующего договора купли-продажи предусмотрено предоставление скидки (выплата премии) без изменения цены товара, то расходы организации в виде премии (скидки) отражаются во внереализационных расходах по строке 200 "Внереализационные расходы".
Формы документов Пример Отчета о финансовых результатах Пример декларации по налогу на прибыль (см. приложение 1 к листу 02 и приложение 2 к листу 02) |
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Согласно п. 2 ст. 249 НК РФ в целях налогообложения прибыли выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ). Реализацией товаров в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ признается передача права собственности на товары на возмездной или безвозмездной основе.
При этом сумма выручки может быть уменьшена на стоимость реализованных товаров в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268, вторым абзацем ст. 320 НК РФ.
Кроме того, на основании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ расход организации в виде премии (скидки), предоставленной покупателю вследствие выполнения им условий договора об объеме покупок, включается во внереализационные расходы (см. письма Минфина России от 23.09.2019 N 03-03-06/1/72907, от 12.07.2019 N 03-03-06/1/51810). При этом, по мнению Минфина России, поставщик продовольственных товаров вправе учесть на основании договора поставки только расходы в виде вознаграждения в размере, не превышающем определенный Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" процент от цены этих товаров (см. письмо Минфина России от 19.02.2010 N 03-03-06/1/85).
В пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ не конкретизировано, о каких именно премиях (скидках) идет речь, а также какова форма их предоставления - денежная или натуральная. Следовательно, способы предоставления премий (скидок) могут быть различными, в частности, на сумму премии (скидки) может быть предоставлен товар, премия (скидка) может быть зачтена в оплату следующей партии товара и другое (постановления ФАС Московского округа от 22.07.2010 N КА-А40/7665-10, ФАС Северо-Западного округа от 08.08.2008 N А56-38100/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.09.2007 N Ф04-6332/2007). Таким образом, данная норма применяется и при предоставлении премии (бонуса) в натуральной форме.
Датой признания расходов в виде премии (скидки) является дата предъявления документов, которые служат основанием для подтверждения таких расходов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, см. также письма Минфина России от 26.04.2010 N 03-07-11/145, УФНС России по г. Москве от 22.09.2010 N 16-15/099715@.2, от 08.06.2010 N 16-15/060616@, от 02.02.2009 N 16-15/007925.1).
Следует учитывать, что норма пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ применяется, если предоставление скидки (выплата премии) без изменения цены товара предусмотрено условиями соответствующего договора купли-продажи, а основанием предоставления скидки (выплаты премии) является выполнение покупателем определенных условий договора (см. письма Минфина России от 06.10.2017 N 03-03-06/1/65423, от 17.03.2009 N 03-03-06/1/145, от 18.03.2008 N 03-03-06/1/196, от 02.05.2006 N 03-03-04/1/411).
При этом пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ применяется только в отношении договоров купли-продажи. Если сторонами договоров возмездного оказания услуг являются исполнитель и заказчик, положения пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ в отношении таких договоров не применяются (см. письма Минфина России от 14.06.2016 N 03-03-06/1/34407, от 07.04.2014 N 03-03-06/1/15487).
НДС
Операции по реализации товаров на территории РФ признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база в данном случае определяется в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.
Пунктом 1 ст. 168 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров налогоплательщик (налоговый агент) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму налога. При определении суммы налога используемая ставка НДС определяется в соответствии со ст. 164 НК РФ. Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки.
Договор поставки может предусматривать порядок предоставления скидок и бонусов путем перечисления денежных средств на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности, а также путем предоставления бонуса в виде дополнительного бесплатного товара. Рассмотрим возникает ли объект налогообложения в каждой из перечисленных ситуаций.
При выплате денежной премии покупателю реализации товаров (работ, услуг) не происходит. Поэтому ни поставщику, ни покупателю НДС начислять не надо. См. также письмо Минфина России от 22.04.2013 N 03-07-11/13674.
Не возникает объекта обложения НДС и в том случае, если поставщик производит пересмотр имеющейся суммы задолженности покупателя по договору купли-продажи: освобождает покупателя от обязанности оплатить приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента от общей суммы проданных покупателю товаров.
Если же условиями договора предусмотрено, что сумма предоставленной премии засчитывается в качестве авансового платежа под предстоящую поставку товаров, то возникает объект обложения НДС. Дело в том, что такая премия по правилам ст. 167 и ст.154 НК РФ считается авансом под предстоящую поставку, полученную в безденежной форме, и облагается НДС у поставщика (пп. 2 п. 1 ст. 167, абзац второй п. 1 ст. 154 НК РФ). К налоговой базе применяется расчетная налоговая ставка 20/120 (10/110) (п. 4 ст. 164 НК РФ). На дату отгрузки товаров на сумму признанного аванса поставщик вновь определяет налоговую базу и применяет к ней соответствующую налоговую ставку 20 (10)%. При этом у поставщика возникает право на вычет суммы НДС, начисленной на дату зачета суммы премии в счет аванса.
В письме ФНС России от 06.08.2013 N ЕД-4-3/14347@ сказано, что в целях корректировки налоговой базы по НДС, регистрацию первичного учетного документа, на основании которого оформляются премии (поощрительные выплаты), предоставляемые продавцом покупателю, налогоплательщик-продавец вправе производить по своему выбору в книге продаж текущего налогового периода или в дополнительном листе книги продаж, составляемом за налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых предоставлена премия (поощрительная выплата). При этом показатели строк книги продаж или дополнительного листа книги продаж следует указывать с отрицательным значением.
Согласно п. 2.1 ст. 154 НК РФ выплата продавцом покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение покупателем определенных условий договора не уменьшает для целей исчисления НДС продавцом (и налоговых вычетов покупателем) стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением случаев, когда уменьшение стоимости на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено указанным договором (см. также письма Минфина России от 08.02.2018 N 03-07-11/7487, от 25.07.2013 N 03-07-11/29474). По мнению Минфина России, указанная норма в отношении премий, выплачиваемых продавцом товаров их покупателю - физическому лицу, приобретающему товары в розничной торговле, не применяется (см. письмо Минфина России от 11.07.2013 N 03-07-11/26921).
Налогоплательщик-продавец вправе составить единый корректировочный счет-фактуру на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, указанных в двух и более счетах-фактурах, составленных этим налогоплательщиком ранее (абзац второй пп. 13 п. 5.2 ст.169 НК РФ).
Ситуация по поводу начисления НДС по бонусным товарам на данный момент неоднозначна, поскольку в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализацией признается также передача права собственности на продукцию на безвозмездной основе.
Налоговые органы причисляют предоставление бонуса в виде дополнительного бесплатного товара к безвозмездной передаче имущества, которая попадает под действие пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. А это означает, что на стоимость товарного бонуса придется начислить НДС в момент передачи (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). При этом налог уплачивается исходя из рыночной стоимости безвозмездно переданного товара (п. 2 ст. 154 НК РФ, см. также письма УФНС России по Московской области от 30.03.2005 N 21-27/26431 и Минфина России от 20.12.2006 N 03-03-04/1/847).
Налогоплательщик при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС, обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж в соответствии с пунктами 3 и 3.1 ст. 169 НК РФ, а также с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
В силу п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации счета-фактуры выставляются не позднее 5 дней со дня отгрузки. Счет-фактура должен быть составлен в двух экземплярах в порядке, предусмотренном ст. 169 НК РФ. В соответствии с Правилами первый экземпляр счета-фактуры, составленного на бумажном носителе, выставляется покупателю, второй экземпляр остается у продавца.
Счета-фактуры в книге продаж регистрируются в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство. При этом единой регистрации подлежат счета-фактуры (в том числе корректировочные), составленные как на бумажном носителе, так и в электронном виде. В книге продаж регистрируются составленные и (или) выставленные счета-фактуры (в том числе корректировочные) во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС, независимо от даты их выставления покупателям и от даты их получения покупателями в порядке, определенном Правилами.
При этом покупатели в книге покупок не регистрируют счета-фактуры (в том числе корректировочные, исправленные), полученные при безвозмездной передаче товаров.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ при совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, налогоплательщик не обязан составлять счет-фактуру. Кроме того, счета-фактуры можно не составлять при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, по письменному согласию сторон сделки.
В соответствии с условиями договора премия (бонус) выплачивается покупателю в случае, если стоимость приобретенных товаров в течение квартала превысит 500 000 руб. Размер премии в этом случае составляет 1% от стоимости квартального объема поставленных товаров. В 3 квартале выручка от реализации товаров этому покупателю составила 600 000 руб., в том числе НДС 20%. Премия перечисляется денежными средствами на счет покупателя в течение 10 дней после окончания квартала.
Размер премии за 3 квартал составил:
600 000 руб. х 1% = 6000 руб.
В бухгалтерском учете поставщика сделаны проводки:
В 3 квартале:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
90, субсчет "Выручка" |
600 000 |
отражена выручка от реализации товара |
|
90, субсчет "НДС" |
68, субсчет "НДС" |
100 000 |
начислен НДС |
6000 |
отражена задолженность перед контрагентом по выплате премии (бонуса) |
10 октября:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
6000 |
перечислена контрагенту премия |
В налоговом учете премия в сумме 6000 руб. отражена в составе внереализационных расходов (пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Возможные риски
Риск 1. Является ли объектом обложения НДС предоставление бонуса в виде дополнительного бесплатного товара?
Риск 2. Является ли предоставление бонуса в натуральной форме премией (скидкой) в целях налогообложения прибыли?
1. Является ли объектом обложения НДС предоставление бонуса в виде дополнительного бесплатного товара?
Отрицательная практика
Контролирующие органы приравнивают предоставление бонуса в виде дополнительного бесплатного товара к безвозмездной передаче имущества, которая является объектом обложения НДС согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. При реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база определяется как рыночная стоимость указанных товаров без учета НДС (пп. 1 п. 1 ст. 167, п. 2 ст. 154 НК РФ).
При безвозмездной передаче товара продавец не предъявляет покупателю сумму НДС, выписывая счет-фактуру на товар только в одном экземпляре, и получатель товара не может предъявить начисленный продавцом НДС к вычету. Продавец может включить сумму налога в прочие расходы на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (-) письмо Минфина России от 23 октября 2014 г. N 03-07-11/53626 (-) письмо Минфина России от 19 сентября 2014 г. N 03-07-11/46938 (-) письмо Минфина России от 4 июня 2013 г. N 03-03-06/2/20320 (-) письмо Минфина России от 16 июля 2012 г. N 03-07-07/64 (-) письмо УФНС России по Московской области от 30 марта 2005 г. N 21-27/26431 (-) письмо Минфина России от 20 декабря 2006 г. N 03-03-04/1/847 |
Акты судебных органов: (-) постановление АС Северо-Кавказского округа от 25 февраля 2015 г. N Ф08-10984/14 |
Положительная практика
В ряде решений судебных органов утверждается, что продавец не должен начислять НДС на бонусный товар. Согласно ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.
В п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 21.12.2005 N 104 подтвердил, что дарением могут быть признаны только такие операции, которые очевидно выражают намерение кредитора освободить должника от оплаты каких-либо сумм в качестве дара, то есть не ожидая от должника никакого встречного предоставления. Об отсутствии намерения кредитора одарить должника, по мнению судей, может свидетельствовать, в частности, взаимосвязь между прощением долга и получением кредитором имущественной выгоды по какому-либо обязательству между теми же лицами.
Следовательно, предоставление премии в виде товара за достижение определенных показателей в рамках действующего договора нельзя рассматривать, как дарение, поскольку для ее получения необходимо выполнить встречное обязательство (например приобрести определенное количество товара).
Если придерживаться такого подхода, продавец не должен начислять НДС на премиальный товар, но обязан выписать "нулевой" счет-фактуру.
Акты судебных органов: (+) постановление Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 (п. 12) (+) постановление ФАС Московского округа от 30 апреля 2013 г. N Ф05-3580/13 (+) постановление Девятого ААС от 28 марта 2011 г. N 09АП-4001/11 (+) постановления ФАС Северо-Западного округа от 09 марта 2006 г. N А56-13538/2005 (+) постановление ФАС Уральского округа от 26 июня 2007 г. N Ф09-11180/06-С2 |
2. Является ли предоставление бонуса в натуральной форме премией (скидкой) в целях налогообложения прибыли?
Отрицательная практика
Вместе с тем, не исключено, что налоговые органы могут счесть, что такое имущество, переданное продавцом в качестве бонуса, не является премией или скидкой, а следовательно, норма пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ к нему неприменима. В этом случае нужно иметь в виду, что если такая передача производится для целей деятельности, направленной на получение дохода (к примеру, увеличение продаж в будущем), то Минфин России считает возможным учесть в целях налогообложения расходы на приобретение и передачу товаров (работ, услуг) клиентам на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Кроме того, работники Минфина России в других своих разъяснениях указали, что расходы по выплате бонусов соответствуют критериям признания расходов, установленным ст. 252 НК РФ, и сочли возможным учитывать такие расходы на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, квалифицируя их как другие обоснованные расходы.
В судебных решениях также встречается мнение, что стоимость подарков, передаваемых покупателям в качестве поощрительных бонусов за покупку товара, подлежит учету у компании - продавца в целях налогообложения налога на прибыль в полном объеме на основании пп. 1 п. 1 ст. 253, пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (см. постановление Девятого ААС от 28.03.2011 N 09АП-4001/11).
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (-) Письмо Минфина России от 27 марта 2009 г. N 03-03-06/2/65 (-) Письмо Минфина России от 4 августа 2009 г. N 03-03-06/1/513 (-) Письмо Минфина России от 2 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/566 (-) Письмо Минфина России от 25 марта 2010 г. N 03-03-06/1/191 |
Положительная практика
Передачу бонусного товара можно рассматривать в качестве премии (скидки) в понимании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ. К такому выводу приходят судьи, отмечая, что в пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ не конкретизировано, о каких именно скидках идет речь, а также какова форма их предоставления - денежная или натуральная. Способы реализации скидок могут быть различными, в частности предоставление товара на сумму скидки, выплата премии на сумму скидки, зачет скидки в оплату следующей партии товара и др.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (+) письмо Минфина России от 10 апреля 2015 г. N 03-07-11/20448 (+) письмо Минфина России от 26 августа 2013 г. N 03-01-18/35003 (+) письмо Минфина России от 8 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/729 |
Акты судебных органов: (+) Постановление ФАС Московского округа от 24 января 2011 г. N КА-А40/16314-10 (+) Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2007 г. N Ф04-6332/2007 (+) Постановление ФАС Московского округа от 22 июля 2010 г. N КА-А40/7665-10 (+) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 августа 2008 г. N А56-38100/2007 |
Учет доходов от реализации при предоставлении скидок (бонусов)
Организация, применяющая общую систему налогообложения, предоставляет покупателю скидки (бонусы) при выполнении некоторых условий, предусмотренных в договоре. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете организации-поставщика выручку от реализации товаров при предоставлении скидок (премий, бонусов)?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации