Учет расходов, связанных с выбытием материалов
Организация, применяющая общий режим налогообложения, занимается производством. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы, связанные с выбытием материалов?
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету |
Типовые проводки к счету 10: по кредиту к счету 20: по дебету/по кредиту к счету 91: по дебету/по кредиту к счету 94: по дебету |
Материалы могут быть списаны с баланса организации в результате:
- передачи в производство;
- использования для собственных нужд;
- безвозмездной передачи;
- передачи в качестве вклада в уставный капитал другой фирмы;
- продажи на сторону;
- хищений и недостач.
1. Передача материалов в производство
О передаче материалов в производство см.:
Учет расходов на сырье и материалы,
Учет отпуска материалов в производство.
2. Использование для собственных нужд
Материалы, использованные на собственные нужды организации(например, на ремонт производственного оборудования, инвентаря и т.д.), отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, в том числе арендованных) в том отчетном периоде, в котором они имели место (п. 7, п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Согласно п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.
Фактическая себестоимость материалов, использованных для собственных нужд, списывается в том же порядке, что и при их передаче в производство.
См. также Учет расходов на ремонт основных средств.
3. Безвозмездная передача материалов
Передаваемые безвозмездно материалы списываются с учета по фактической себестоимости, то есть по стоимости, по которой они ранее были приняты на учет (п. 132 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, далее - Методические указания). Вместе с тем, существуют ситуации, когда физически невозможно определить, к какой партии, находящихся в организации материалов, относятся реализуемые материалы (например, в ситуации, когда все МПЗ хранятся насыпью или в одной емкости и т.п.). В таком случае, по нашему мнению, организация вправе установить в учетной политике иной экономически оправданный способ списания, например, аналогичный порядку списания стоимости МПЗ при их отпуске в производство (п. 16 ПБУ 5/01). Поступить таким образом позволяет ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".
Стоимость ценностей, передаваемых безвозмездно, относится на финансовые результаты в том периоде в котором имела место передача материалов (п. 12, п. 18 ПБУ 10/99). В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета стоимость переданных безвозмездно материалов относится в дебет счета 91, субсчет "Прочие расходы".
Более подробно см. Учет безвозмездной передачи материалов.
4. Передача материалов в уставный капитал
В соответствии с п. 3 ПБУ 10/99 "Расходы организации" выбытие активов в виде вкладов в уставные (складочные) капиталы других организаций не признается расходами организации, поэтому в бухгалтерском учете выбытие активов в счет вклада в уставный (складочный) капитал других организаций отражают без использования счета 91 "Прочие доходы и расходы". Такие вклады относятся к финансовым вложениям (п. 3 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений").
Более подробно см. Учет при передаче материалов в качестве вклада в уставный капитал.
5. Продажа материалов на сторону
Выручка от реализации материалов подлежит учету в составе прочих доходов организации (п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации"). При этом доход признается равным цене, указанной в договоре с покупателем (без НДС) (п. 10.1, п. 6 и п. 6.1 ПБУ 9/99). Одновременно стоимость реализованных материалов учитывается в составе прочих расходов (п. 11, п. 19 ПБУ "Расходы организации").
Реализованные материалы списываются с учета по фактической себестоимости, то есть по стоимости, по которой они ранее были приняты на учет (п. 123 Методических указаний и п. 6 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"). Вместе с тем, существуют ситуации, когда физически невозможно определить, к какой партии, находящихся в организации материалов, относятся реализуемые материалы (например, в ситуации, когда все МПЗ хранятся насыпью или в одной емкости и т.п.). В таком случае, по нашему мнению, организация вправе установить в учетной политике иной экономически оправданный способ списания, например, аналогичный порядку списания стоимости МПЗ при их отпуске в производство (п. 16 ПБУ 5/01). Поступить таким образом позволяет ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета цена, по которой организация продает материалы, отражается по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы". А в дебет счета 91, субсчет "Прочие расходы" списывается стоимость реализованных материалов.
Более подробно см. Учет реализации материалов за плату.
6. Выбытие материалов в результате хищения, порчи, недостачи
Суммы недостачи материалов в размере фактической стоимости учитываются по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" до появления у организации оснований, позволяющих покрыть недостачу за счет соответствующих источников (п. 58, п. 128 Методических указаний).
Таким образом, в отличие от порядка списания стоимости МПЗ при их реализации (п. 16 ПБУ 5/01), предусматривающего возможность выбора организацией способа их оценки, недостачи товаров оцениваются только по фактической себестоимости.
Более подробно см. Учет выбытия материалов в результате хищения, порчи, недостачи.
КАССОВЫЙ МЕТОД
Если организацией, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности (второй абзац п. 18 ПБУ 10/99).
Согласно п. 20 Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утверждены приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н) при использовании малым предприятием кассового метода затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, отражаются на счете 20 "Основное производство" только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат.
Документооборот
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".
В информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 разъяснено, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). Это значит, что если использование унифицированной формы предусмотрено, например, ЦБ РФ (кассовые документы), Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и постановлением Правительства РФ (транспортная накладная) и т.п., то их использование по-прежнему обязательно.
О документальном оформлении списания материалов в производство см.:
Учет расходов на сырье и материалы,
Учет отпуска материалов в производство.
Выбытие материалов в результате безвозмездной передачи, передачи в качестве вклада в уставный капитал другой фирмы и продажи на сторону оформляется накладной на отпуск материалов на сторону или товарной накладной.
Списание с учета похищенных или испорченных МПЗ оформляется актом на списание материалов. Напомним, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества в обязательном порядке проводится инвентаризация. Для оформления данных инвентаризации применяются первичные документы: инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей, ведомость результатов, выявленных инвентаризацией.
Кроме того, оформляются:
- письменные объяснения работника, виновного в недостаче (при отсутствии виновного лица - объяснения материально ответственного лица);
- бухгалтерская справка-расчет по определению сумм недостач в пределах норм естественной убыли, сумм, подлежащих возмещению работником;- распоряжение руководителя организации о взыскании (об отказе от взыскания) ущерба с виновного лица;
- решение суда о взыскании (невзыскании) с работника задолженности (при отсутствии согласия работника добровольно возместить ущерб, превышающий его среднемесячный заработок, или пропуске срока для вынесения работодателем распоряжения о взыскании);
- постановление о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (п. 31 Методических указаний по учету МПЗ).
С 2011 года действуют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. В Отчете о финансовых результатах себестоимость выбывших МПЗ (кроме списанных в производство) указывается по строке 2350 "Прочие расходы".
В соответствии с п. 3 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов.
При этом пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:
а) оформляются в табличной и (или) текстовой форме;
б) содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения N 3 к приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
В налоговой отчетности цена приобретения реализованного прочего имущества и расходы, связанные с его реализацией, отражаются в строке 060 приложения N 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль. Расходы в виде стоимости списанных материально-производственных запасов отражаются по строке 200 приложения 2 к Листу 02 налоговой декларации. Организации, которые производят готовую продукцию, по строке 010 приложения 2 к листу 02 декларации отражают сумму прямых расходов, включая стоимость материалов, а по строке 040 - сумму косвенных расходов, относящихся к таковым в соответствии со ст. 318 НК РФ.
Формы документов Пример Отчета о финансовых результатах Пример приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль |
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Материалы могут быть выбывать в результате следующих причин:
- передачи в производство;
- использования для собственных нужд;
- безвозмездной передачи;
- передачи в качестве вклада в уставный капитал другой фирмы;
- продажи на сторону;
- хищений и недостач.
При этом в целях налогообложения организация признает расходы, связанные с выбытием материалов, не во всех случаях.
1. Передача материалов в производство
О передаче материалов в производство см.:
Учет расходов на сырье и материалы,
Учет отпуска материалов в производство.
2. Использование для собственных нужд
Материалы, предназначенные для основного производства, могут быть использованы на собственные нужды организации (например, на ремонт производственного оборудования, инвентаря и т. д.). Себестоимость таких материалов в состав прямых расходов не включают. Ее учитывают в составе тех расходов, на которые списаны материалы (затрат на ремонт основных средств, затрат на ремонт инвентаря и т.д.).
См. также Учет расходов на ремонт основных средств
3. Безвозмездная передача материалов
Для целей налогообложения прибыли стоимость безвозмездно переданных материалов и расходы, которые несет организация при такой передаче, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ). Кроме того, следует учитывать, что безвозмездная передача и получение имущества (сделки дарения) на сумму более 3000 рублей между коммерческими организациями запрещены (ст. 575 ГК РФ).
Более подробно см. Учет безвозмездной передачи материалов.
4. Передача материалов в уставный капитал
Передача материалов в качестве вклада в уставной (складочный) капитал общества носит инвестиционный характер и не является реализацией (п. 3 ст. 39 НК РФ). Налогооблагаемую прибыль расходы в виде взноса в уставный (складочный) капитал не уменьшают (п. 3 ст. 270 НК РФ).
Более подробно см. Учет при передаче материалов в качестве вклада в уставный капитал.
5. Продажа материалов на сторону
При расчете налога на прибыль выручка от продажи материалов признается доходом от реализации (ст. 249 НК РФ). При применении в налоговом учете метода начисления датой получения дохода признается дата реализации МПЗ, определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ). При этом реализацией имущества в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ признается передача права собственности на это имущество на возмездной или безвозмездной основе. В свою очередь момент перехода права собственности определяется в соответствии со ст.ст. 223, 224 ГК РФ.
При применении в налоговом учете кассового метода выручка от реализации МПЗ (без учета НДС) в виде стоимости их приобретения признаются на дату получения оплаты от покупателя (п. 2, п. 3 ст. 273, пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Доходы, полученные от продажи материалов, уменьшаются (безотносительно к методам учета доходов и расходов) на:
- фактическую себестоимость проданных материалов, если иное не предусмотрено п. 2.2 ст. 277 НК РФ (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ);
- расходы, связанные с продажей материалов (к ним относятся расходы по хранению, упаковке, обслуживанию и транспортировке) (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Более подробно см. Учет реализации материалов за плату.
6. Выбытие материалов в результате хищения, порчи, недостачи
Согласно ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки, понесенные им.
В налоговом учете в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрено только два случая включения убытков в виде потерь в расходы при налогообложении прибыли:
- в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ);
- потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций (пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Поэтому если лицо, виновное в недостаче или порче материалов, установлено, то суммы понесенных организацией убытков при налогообложении не учитываются. Но в таком случае не должны учитываться при налогообложении и суммы, возмещенные виновником. Однако суммы, взысканные с виновного лица в счет возмещения ущерба, включаются в состав внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ на дату признания виновным лицом или дату вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Поэтому в своих письмах Минфин России разъясняет, что на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ на дату признания виновным лицом или дату вступления в законную силу решения суда налогоплательщик вправе отразить в составе внереализационных расходы, связанные с приобретением похищенных ценностей (письма от 07.03.2018 N 03-03-06/2/14611, от 27.08.2014 N 03-03-06/1/42717, от 20.07.2009 N 03-03-06/1/480, от 17.04.2007 N 03-03-06/1/245, от 29.03.2007 N 03-03-06/1/185). В аналогичном порядке учитывается убыток от хищений, возмещенный страховой компанией.
Если же виновных лиц найти не удалось, то факт их отсутствия для правомерного учета в целях налогообложения понесенных организацией убытков, должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (письма Минфина России от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81919, от 06.10.2017 N 03-03-06/1/65418, от 11.09.2007 N 03-03-06/1/658, от 19.03.2007 N 03-03-06/1/159).
Более подробно см. Учет выбытия материалов в результате хищения, порчи, недостачи.
Организация (общая система налогообложения) в феврале купила плиты ДСП для изготовления мебели, себестоимость которых 65 000 руб. (без НДС). В апреле того же года в связи с производственной необходимостью (прекращение производства мебели из ДСП) было принято решение продать ДСП за 84 000 руб., в том числе НДС 14 000 руб. Расходы на продажу (погрузка) составили 500 руб.
В бухгалтерском учете операция по реализации ДСП отразится следующими записями:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
91, субсчет "Прочие расходы" |
65 000 |
списана стоимость реализованного шкафа |
|
91, субсчет "Прочие доходы" |
84 000 |
учтена реализация МПЗ |
|
91, субсчет "Прочие расходы" |
68, субсчет "Расчеты по НДС" |
14 000 |
начислен НДС |
91, субсчет "Прочие расходы" |
500 |
учтены расходы на погрузку-разгрузку ДСП |
В налоговом учете в составе доходов будет учтена сумма 70 000 руб. (84 000 - 14 000), а в составе расходов 65 500 руб. (65 000 + 500). Доход от продажи материалов, учитываемый при налогообложении прибыли, составит:
70 000 руб. - 65 500 руб. = 4500 руб.
Учет расходов, связанных с выбытием материалов
Организация, применяющая общий режим налогообложения, занимается производством. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы, связанные с выбытием материалов?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации