Учет удержаний по исполнительным листам
Из заработной платы работника организации производятся удержания по исполнительным документам. Как отражаются в бухгалтерском учете организации эти операции? Как рассчитывается НДФЛ в таких ситуациях?
Юридические аспекты
Удержания из заработной платы работников могут производиться только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 137 ТК РФ).
Удержания в пользу юридических и физических лиц по исполнительным документам регламентируется, в первую очередь, Федеральным законом от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
На основании п. 2 ч. 3 ст. 68 Закона N 229-ФЗ в качестве меры принудительного исполнения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем может применяться обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Согласно ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ работодатель со дня получения исполнительного документа обязан удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе, и в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и иных доходов выплачивать (переводить) удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.
Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей (алиментов, сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, и др.), сохраняют силу на все время, на которое они присуждены, а также в течение трех лет после окончания этого срока. Соответственно, в течение указанных сроков они могут быть предъявлены к исполнению (ст. 21 Закона N 229-ФЗ). Срок предъявления исполнительных документов к исполнению прерывается по основаниям, перечисленным в ст. 22 Закона N 229-ФЗ.
Виды исполнительных документов установлены в ст. 12 Закона N 229-ФЗ.
В большинстве случаев удержание денежных средств из заработной платы работников осуществляется на основании исполнительных листов. Как правило, по исполнительному листу удерживаются алименты, а также суммы в возмещение морального и материального вреда, причиненного юридическому либо физическому лицу, штрафные санкции за административные правонарушения, задолженности по уплате банковского кредита и т.д.
Исполнительный лист представляет собой исполнительный документ, выдаваемый судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании вступивших в законную силу судебных актов, о понуждении должника к совершению определенных действий или по несовершению определенных действий.
Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, указаны в ст. 101 Закона N 229-ФЗ. Некоторые ограничения по обращению взыскания, установленные ст. 101 Закона N 229-ФЗ, не применяются по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца.
При поступлении в организацию нескольких исполнительных документов на одного сотрудника удержания из его заработной платы по исполнительным листам осуществляются в соответствии со ст. 111 Закона N 229-ФЗ в определенной последовательности. В первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, а также требования о компенсации морального вреда.
При распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после осуществления требований предыдущей очереди в полном объеме.
Если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.
Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (второй абзац п. 1 ст. 210 НК РФ, ч. 1 ст. 99 Закона N 229-ФЗ).
Предельный размер удержаний
Статьей 138 ТК РФ установлены ограничения размера удержаний из заработной платы при осуществлении выплат по исполнительным документам:
- в случаях, предусмотренных федеральными законами, удержания должны составлять не более 50% выплаты. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% заработной платы;
- на удержания из заработной платы по отдельным видам взысканий, в частности при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, предельный размер удержаний составляет 70%.
В ст. 99 Закона N 229-ФЗ также установлено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Это ограничение не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70%.
Например, если по двум исполнительным листам (по одному из которых производится взыскание алиментов) общая сумма удержаний превышает 50% заработка, удержания могут быть произведены следующим образом.
1. Если определенный в исполнительном документе размер удержаний на алименты составляет от 50 до 70% заработка (когда алименты взыскиваются на нескольких детей), то сначала удерживается указанная сумма алиментов.
Сверх этой суммы осуществлять удержания из заработка по другому исполнительному документу, не связанному с удержанием алиментов, незаконно.
2. Если определенный в исполнительном документе размер удержаний на алименты составляет менее 50% заработка, то сначала удерживается эта сумма алиментов.
По исполнительному документу, не связанному с удержанием алиментов, удержания из заработка будут производиться за счет остатка от 50% заработка с сохранением за работником другой половины заработка.
Взыскание алиментов по исполнительным документам
Алименты - средства на содержание, которые обязаны предоставлять по закону одни лица другим (на несовершеннолетних, а также нетрудоспособным и нуждающимся) в силу существующих между ними брачных и семейных отношений. Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам определен Семейным кодексом РФ (далее - СК РФ).
Предусматривается несколько случаев взыскания алиментов:
- с одного из родителей после расторжения брака на содержание несовершеннолетних детей, с неразведенных родителей, если один из них отказывается от их содержания;
- с совершеннолетних детей на содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи, родителей;
- с родителей на содержание совершеннолетних нетрудоспособных детей;
- с одного из супругов на содержание нетрудоспособного нуждающегося супруга;
- на содержание жены в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка и др.
Алименты могут взыскиваться в долях к заработку лица, обязанного уплачивать алименты, либо в твердой денежной сумме. В случаях, когда алименты на несовершеннолетних детей устанавливаются в твердой денежной сумме либо одновременно в долях и твердой денежной сумме, организация по месту удержания алиментов в соответствии с п. 1 ст. 117 СК РФ должна производить их индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума.
Организация, в которой работает плательщик алиментов, ежемесячно удерживает алименты из заработной платы или иного дохода работника, и уплачивает или переводит их за счет работника лицу, получающему алименты, не позднее, чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы или иного дохода (ст. 109 СК РФ).
Перечень видов заработной платы и иных доходов, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, определен постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841.
Об увольнении сотрудника работодатель должен в течение 3 дней сообщить судебному исполнителю и лицу, получающему алименты, а также передать им сведения о новом месте работы или жительства, если они известны (п. 1 ст. 111 СК РФ). Сам должник-гражданин после увольнения обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю о новом месте работы и получении иных доходов (п. 2 ст. 111 СК РФ). Граждане, уклоняющиеся от уплаты алиментов, вынуждены платить неустойку в размере 0,5% не выплаченной суммы за каждый день просрочки (п. 2 ст. 115 СК РФ).
Выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается в случае (ст. 120 СК РФ):
- достижения ребенком совершеннолетия (18 лет) или приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (вступление в брак, эмансипация);
- усыновления (удочерения) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты;
- признания судом восстановления трудоспособности или отсутствия нужды в помощи получателя алиментов;
- вступления нетрудоспособного нуждающегося в помощи бывшего супруга - получателя алиментов в новый брак;
- смерти лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алименты.
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету | Типовые проводки к счету 20: по дебету на инструкцию к счету 68: по кредиту на инструкцию к счету 70: по дебету/по кредиту на инструкцию к счету 76: по дебету/по кредиту |
Расходы по оплате труда являются расходами по обычным видам деятельности в соответствии с п. 5, п. 8 ПБУ 10/99 "Расходы организации".
Начисление заработной платы отражается по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда":
Дебет | Кредит | Описание |
начислена заработная плата |
Удержание НДФЛ из заработной платы работника отражается записью:
Дебет | Кредит | Описание |
68, субсчет "Расчеты по НДФЛ" | удержан из заработной платы НДФЛ |
Удержание из заработной платы работника на основании исполнительных листов отражается записью по дебету счета 70 в корреспонденции с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". При этом к счету 76 целесообразно открыть отдельный субсчет, например, "Расчеты по исполнительным листам". Этот субсчет следует зафиксировать в рабочем плане счетов бухгалтерского учета, являющемся составной частью бухгалтерской учетной политики организации (п. 4 ПБУ 1/2008 Учетная политика организации"). Удержание оформляется записью:
Дебет | Кредит | Описание |
76, субсчет "Расчеты по исполнительным листам" | удержаны средства из заработной платы работников по исполнительным листам |
Другие расходы, связанные с удержаниями по исполнительным документам (например, почтовый сбор, плата за перевод средств), отражаются записью:
Дебет | Кредит | Описание |
76, субсчет "Разные расходы, связанные с удержаниями по исполнительным документам" | удержаны из заработной платы расходы, связанные с удержаниями по исполнительным листам (например, почтовый сбор) |
Удержанные денежные средства из заработной платы работников на основании исполнительных документов могут выдаваться взыскателю лично из кассы организации, переводиться ему по почте или на его счет в учреждении банка:
Дебет | Кредит | Описание |
76, субсчет "Расчеты по исполнительным листам" | выплачена удержанная сумма взыскателю |
Документооборот
Все обязательные удержания денежных сумм из доходов работников на основании исполнительного документа осуществляются без издания специального приказа руководителя об удержании и без согласия работника. Основанием для исчисления соответствующих сумм, причитающихся к удержанию, служат сами исполнительные документы.
О поступлении исполнительного документа организация обязана уведомить взыскателя (лицо, в пользу которого осуществляются удержания) и судебного исполнителя. Уведомление может быть оформлено в виде письма, составленного в произвольной форме и направленного в два адреса.
Самого же работника-должника, по мнению Роструда, следует ознакомить под роспись с исполнительным документом (см. письмо Роструда от 19.12.2007 N 5204-6-0). Вместе с тем, обязанность работодателя ознакомить работника с поступившим от взыскателя исполнительным документом законодательством прямо не установлена. Однако поскольку должник, как одна из сторон исполнительного производства, вправе знакомиться с материалами исполнительного производства (ч. 1 ст. 50 Закона N 229-ФЗ), в случае, если работник потребует ознакомить его с поступившим исполнительным листом, работодатель обязан предоставить работнику такую возможность.
Кроме того, согласно части первой ст. 136 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме извещать работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Из этого следует, что законом установлена обязанность работодателя при выплате заработной платы известить работника о том, на каком основании из его заработной платы удержаны те или иные суммы. В рассматриваемой ситуации это означает, что работодатель обязан уведомить работника о поступлении исполнительного листа, в соответствии с которым из заработной платы производятся удержания. Поэтому организация может занять позицию Роструда и при поступлении исполнительных документов ознакомить работника с ними под роспись.
Все исполнительные документы, поступившие в организацию, должны быть обязательно зарегистрированы, во-первых, в общем журнале учета регистрации входящей корреспонденции, а во-вторых, в специальном журнале учета и регистрации исполнительных документов.
Форму журнала учета и регистрации исполнительных документов организация вправе разработать самостоятельно. За основу можно взять форму Журнала учета и регистрации исполнительных документов, утвержденную в Приложении N 1 Порядка ведения учета и осуществления хранения документов по исполнению судебных актов..., утвержденного приказом Федерального казначейства от 26.09.2007 N 5н. Разработанную форму журнала необходимо утвердить в качестве одного из приложений к бухгалтерской учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).
Зарегистрированные исполнительные документы, поступившие в организацию, обязательно должны быть не позднее следующего дня переданы в бухгалтерию под расписку ответственному лицу, назначенному организационно-распорядительным документом по организации .
Законодателем установлено, что лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю (п. 3 ст. 98 N 229-ФЗ). Учитывая это требование, при регистрации исполнительного документа в журнале учета регистрации входящей корреспонденции целесообразно на поступившем в организацию исполнительном документе (наряду с регистрационным штампом) проставить также штамп с датой истечения срока исполнения данного документа.
Ответственность за хранение исполнительных документов несет бухгалтерия.
Исполнительные документы необходимо хранить, как бланки строгой отчетности в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность (п. 6.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 N 105). Если должностное лицо организации, ответственное за хранение исполнительного листа или судебного приказа, потеряет его и вина этого лица будет доказана, постановлением судебного пристава-исполнителя может быть наложен штраф до 2500 руб. (ст. 431 ГПК РФ).
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
В Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 разъяснено, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). Это значит, что если использование унифицированной формы предусмотрено, например, ЦБ РФ (кассовые документы), Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и постановлением Правительства РФ (транспортная накладная) и т.п., то их использование по-прежнему обязательно.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (далее - Постановление N 1).
Документальным подтверждением расходов на оплату труда являются:
- трудовой договор;
- штатное расписание (за основу может быть взята унифицированная форма N Т-3, утвержденная Постановлением N 1);
- табели учета рабочего времени (за основу могут быть взяты унифицированные формы N Т-12 и N Т-13, утвержденные постановлением N 1);
- ведомости начисления и выплаты заработной платы (Расчетно-платежная ведомость (за основу может быть взята форма N Т-49) либо Расчетная ведомость (за основу может быть взята форма N Т-51) и Платежная ведомость (за основу может быть взята Форма N Т-53), утвержденные Постановлением N 1).
Информация об удержанных суммах отражается в ведомостях начисления и выплаты заработной платы (Расчетно-платежной ведомости либо Расчетной ведомости).
О документальном оформления выплаты заработной платы см.:
Учет выплаты заработной платы из кассы
Учет при перечислении заработной платы на банковские карты сотрудников.
Пример расчетно-платежной ведомости Т-49
Пример заполнения Табеля учета рабочего времени и расчета оплаты труда (Форма N Т-12)
Пример заполнения Табеля учета рабочего времени (Форма N Т-13)
Пример заполнения Штатного расписания (Форма N Т-3)
Налогообложение
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НДФЛ)
При определении налоговой базы по НДФЛ согласно п. 1 ст. 210 НК РФ учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. В силу п. 1 ст. 226 НК РФ работодатель, являясь налоговым агентом, обязан исчислить, удержать у работника и уплатить сумму НДФЛ с полученного им дохода.
Удержать начисленную сумму НДФЛ необходимо непосредственно из доходов сотрудника при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (п. 2 ст. 223 НК РФ).
Исчисление, удержание и перечисление в бюджет сумм НДФЛ при выплате заработной платы работнику два раза в месяц производятся налоговым агентом один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, предусмотренные п. 6 ст. 226 НК РФ (см. письма Минфина России от 16.07.2008 N 03-04-06-01/209, 17.07.2008 N 03-04-06-01/214; УФНС РФ по г. Москве от 29.04.2008 N 21-11/041841@).
Итак, работодатель должен удержать НДФЛ и заплатить его в бюджет при окончательном расчете по итогам месяца. Следовательно, удержать алименты авансом невозможно. Расчет и удержание алиментов работодатель должен производить один раз в месяц исходя из суммы заработной платы работника за отработанный месяц (см. также письмо Роструда от 28.12.2006 N 2261-6-1).
Как и всем плательщикам НДФЛ, работникам, с которых удерживаются алименты, могут предоставляться (при наличии оснований) различные виды налоговых вычетов.
Например, заработная плата работника - 18 000 руб., налоговый вычет в текущем месяце - 1400 руб. Размер удержаний по исполнительному листу - 25%. Для определения суммы алиментов сначала бухгалтер определит сумму дохода за вычетом НДФЛ:
18 000 - ((18 000 руб. - 1400 руб.) х 13%) = 15 842 руб.
Размер алиментов, подлежащих удержанию, составит:
15 842 руб. х 25% = 3960,50 руб.
В соответствии с разъяснениями Роструда перевод и перечисление средств, удержанных по исполнительным листам, получателю производятся за счет работника. При этом согласно ст. 110 Федерального закона N 229-ФЗ в первую очередь удерживается сумма долга, затем расходы по совершению исполнительных действий и исполнительский сбор (письмо Роструда от 11.03.2009 N 1147-ТЗ).
В июле из заработной платы работника производятся удержания по двум исполнительным документам, поступившим в этом же месяце: о взыскании материального ущерба в счет другой организации в сумме 15 000 руб. и о взыскании административного штрафа в размере 3000 руб. Заработная плата работника в июле составляет 30 000 руб. Работник - резидент РФ, права на вычеты не имеет.
Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию с работника, составляет:
30 000 руб. x 13% = 3900 руб.
Размер удержаний не может превышать 50% заработной платы. Максимальный размер удержаний:
(30 000 руб. - 3900 руб.) x 50% = 13 050 руб.
Следовательно, обе суммы полностью взысканы быть не могут (15 000 руб. + 3000 руб = 18 000 руб.). Оба требования по исполнительным документам относятся к одной очереди, поэтому удержание производится пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме. При этом доля погашения материального ущерба составляет 0,83 (15 000 руб. : 18 000 руб.), доля по уплате административного штрафа - 0,17 (3000 руб. : 18 000 руб.).
Таким образом, сумма, подлежащая удержанию в погашение материального ущерба в июле, составляет:
13 050 руб. x 0,83 = 10 831,5 руб.
Удержание административного штрафа в июле производится в сумме:
13 050 руб. x 0,17 = 2218,5 руб.
Остаток непогашенной задолженности по исполнительным документам по состоянию на 1 августа 2011 года составляет: по погашению материального ущерба - 4168,5 руб. (15 000 руб. - 10 831,5 руб.), по уплате административного штрафа - 781,5 руб. (3000 руб. - 2218,5 руб.). Остаток будет погашен из зарплаты за август.
В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
30 000 | отражено начисление заработной платы | ||
68, субсчет "Расчеты по НДФЛ" | 3900 | удержан НДФЛ с суммы заработной платы | |
76, субсчет "Расчеты по исполнительным документам" | 10 831,5 | удержана из заработной платы сумма в счет погашения материального ущерба | |
76, субсчет "Расчеты по исполнительным документам" | 2218,5 | удержана из заработной платы сумма административного штрафа | |
68, субсчет "Расчеты по НДФЛ" | 3900 | перечислен в бюджет НДФЛ | |
76, субсчет "Расчеты по исполнительным документам" | 10 831,5 | перечислена сумма задолженности в счет погашения ущерба | |
76, субсчет "Расчеты по исполнительным документам" | 2218,5 | перечислена сумма административного штрафа | |
13 050 (30 000 - 3900 - 10 831,5 - 2218,5) | выдана из кассы сумма заработной платы за минусом НДФЛ и удержаний |
Учет удержаний по исполнительным листам
Из заработной платы работника организации производятся удержания по исполнительным документам. Как отражаются в бухгалтерском учете организации эти операции? Как рассчитывается НДФЛ в таких ситуациях?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации