Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 ноября 2009 г. N КА-А40/10808-09
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Летягиной В.А., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от заявителя Дормедонова В.В., дов. от 20.10.2008 г., паспорт 46 04 045285;
от заинтересованного лица Зубрева С.Ю., дов. от 26.12.2008 г. N 4-47-4011/8-1, уд. N 27629;
от третьих лиц от Контрольного комитета г. Москвы - Рудой Т.В., дов. от 18.03.2009 г. N 01-01-12-1010/09, Кореневой О.А., дов. от 10.07.2008 г. N 01-01-12-4990/08, уд.N 20750,
рассмотрев 12 ноября 2009 года в судебном заседании кассационные жалобы Контрольного комитета города Москвы - третьего лица и Правительства Москвы - заинтересованного лица на решение от 06.05.2009 г. Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Ерохиным А.П., на постановление от 30.07.2009 г. N 09АП-11638/2009-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Поповым В.И., Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б., по делу N А40-96398/08-94-665 по заявлению закрытого акционерного общества "Народное торговое предприятие" о признании недействительным в части распоряжения Правительства Москвы, третьи лица: Департамент земельных ресурсов города Москвы, Контрольный комитет города Москвы, Департамент городского строительства города Москвы, общество с ограниченной ответственностью "ГеоКонти", установил:
закрытое акционерное общество "Народное торговое предприятие" (далее - ЗАО "Народное торговое предприятие") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением (уточненным) о признании недействительным распоряжения Правительства Москвы от 11.12.2008 г. N 2929-РП "О признании утратившими силу отдельных распоряжений Правительства Москвы, касающихся строительства объектов гостиничного хозяйства" в части подпункта 1.1 пункта 1, которым признано утратившим силу распоряжение Правительства Москвы от 26.07.2005 г. N 1352-РП "Об итогах открытого аукциона на право проведения предпроектной подготовки земельного участка для строительства объекта гостиничного хозяйства по адресу: Старокачаловская ул., вл. 3 (Юго-Западный административный округ города Москвы)" и в части пункта 2, которым Департаменту городского строительства города Москвы предписано включить земельный участок, расположенный по адресу Старокачаловская ул., вл. 3, в адресный перечень объектов для предварительной предпроектной проработки в 2008 году с целью последующего его выставления на торги для привлечения инвесторов.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Департамент земельных ресурсов города Москвы, Контрольный комитет города Москвы, Департамент городского строительства города Москвы, общество с ограниченной ответственностью "ГеоКонти" (далее - ООО "ГеоКонти").
Решением названного арбитражного суда от 06.05.2009 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 г., заявленное по делу требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Правительство Москвы и Контрольный комитет города Москвы подали кассационные жалобы, в которых просят их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослались на неправильное применение судами норм материального права, неприменение подлежащих применению норм права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на жалобы ЗАО "Народное торговое предприятие" возражало против их удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представители Правительства Москвы, Контрольного комитета города Москвы поддержали кассационные жалобы по изложенным в них доводам. Представитель ЗАО "Народное торговое предприятие" просил жалобы отклонить по мотивам, приведенным в представленном отзыве. Другие участвующие в деле лица уведомлены о рассмотрении жалоб в установленном законом порядке, их представители на заседание суда кассационной инстанции не явились. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть жалобы в отсутствие их представителей.
Обсудив доводы жалоб, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу актов судов двух инстанций.
Как установлено судами двух инстанций, распоряжением Правительства Москвы от 11.12.2008 г. N 2929-РП "О признании утратившими силу отдельных распоряжений Правительства Москвы, касающихся строительства объектов гостиничного хозяйства" признано утратившим силу распоряжение Правительства Москвы от 26.07.2005 г. N 1352-РП "Об итогах открытого аукциона на право проведения предпроектной подготовки земельного участка для строительства объекта гостиничного хозяйства по адресу: Старокачаловская ул., вл. 3 (Юго-Западный административный округ города Москвы)" (подп. 1.1 п. 1 распоряжения) и Департаменту городского строительства города Москвы предписано включить земельный участок, расположенный по адресу: Старокачаловская улица, вл. 3, в адресный перечень объектов для предварительной предпроектной проработки в 2008 году с целью последующего его выставления на торги для привлечения инвесторов (п. 2 распоряжения).
ЗАО "Народное торговое предприятие" оспорило распоряжение Правительства Москвы от 11.12.2008 г. N 2929-РП в указанных выше частях в судебном порядке.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили следующее.
Правительство Москвы постановлением от 28.05.1996 г. N 449 (в редакции постановлений Правительства Москвы от 15.07.1997 N 529, от 28.04.1998 N 329, распоряжений Мэра Москвы от 13.07.1998 г. N 710-РМ, от 17.08.1999 N 872-РМ) утвердило Программу развития гостинично-туристского комплекса Москвы.
В последующем постановлением от 19.08.2003 г. N 688-ПП (в редакции постановлений от 09.03.2004 г. N 136-ПП, от 07.12.2004 г. N 869-ПП, от 29.03.2005 г. N 164-ПП) Правительство Москвы одобрило Схему размещения гостиниц в городе Москве с адресным перечнем земельных участков для размещения гостиниц на территории административных округов города Москвы.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Москвы от 19.08.2003 г. N 688-ПП и на основании решения Городской комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию (протокол от 17.12.2003 г. N 50) Комитет внешнеэкономической деятельности города Москвы оформил акт от 16.03.2004 г. N 1401 резервирования земельного участка площадью около 0,9 га по адресу Старокачаловская ул., вл. 3 (ЮЗАО г. Москвы).
Постановлением Правительства Москвы от 24.08.2004 г. N 574-ПП была утверждена Генеральная схема размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года и адресный перечень мест размещения гостиниц на период 2006-2010 годы. В приложении N 3 к этому постановлению местом строительства гостиницы емкостью на 300 мест указан адрес - Старокачаловская ул, вл. 3, ЮЗАО г. Москвы, район Северное Бутово и определен правообладатель гостиницы - ЗАО "Народное торговое предприятие".
23.12.2004 г. в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Москвы от 27.04.2004 г. N 255-ПП "О порядке проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов", проведен открытый аукцион по реализации инвестиционного проекта на право проведения предпроектной подготовки земельного участка по адресу Старокачаловская улица, вл. 3 (ЮЗАО г. Москвы) для строительства объекта гостиничного хозяйства общей площадью до 34 500 кв.м., примерной емкостью 300 мест, разработки акта разрешенного использования с целью получения права на его застройку.
Победителем аукциона признано простое товарищество в составе ЗАО "Народное торговое предприятие" и ООО "ГеоКонти".
Результаты данного аукциона утверждены распоряжением Правительства Москвы от 26.07.2005 г. N 1352-РП.
06.10.2005 г. Правительство Москвы и ЗАО "Народное торговое предприятие" заключили договор (зарегистрирован 10.10.2005 г. за N 12-077591-5601-0026-00001-05) на право проведения предпроектной подготовки земельного участка ориентировочной площадью 0,9 га, расположенного по адресу Старокачаловская улица, вл. 3 (ЮЗАО г. Москвы) для строительства гостиничного комплекса общей площадью до 34 500 кв.м., примерной емкостью 300 мест, разряда "3 звезды".
Предметом данного договора являлось осуществление инвестором-победителем аукциона за счет собственных и/или привлеченных средств комплекса работ с целью последующего получения права на застройку вышеназванного земельного участка площадью 0,9 га на условиях внесения платы за право заключения договора долгосрочной аренды земли (п. 2.1 договора).
11.09.2007 г. между Правительством Москвы и ЗАО "Народное торговое предприятие" подписан акт выполненных работ, в котором зафиксирован факт полного и надлежащего выполнения ЗАО "Народное торговое предприятие" обязательств по договору от 06.10.2005 г. (п. 2 акта). В этом акте также отражен факт оформления акта от 20.12.2006 г. N А-2974/19 разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции объекта - гостиницы "три звезды" на 300 мест по адресу Старокачаловская ул., вл. 3 (п. 1 акта).
На основании пункта 8 распоряжения Правительства Москвы от 26.07.2005 г. N 1352-РП "Об итогах открытого аукциона на право проведения предпроектной подготовки земельного участка для строительства гостиницы по адресу: Старокачаловская улица, вл. 3 (Юго-Западный административный округ города Москвы)" после реализации договора и оформления акта разрешенного использования Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы совместно с префектурой ЮЗАО г. Москвы должен был подготовить целевой распорядительный документ Правительства Москвы, утверждающий акт разрешенного использования, условия и порядок реализации проекта строительства гостиницы.
Во исполнение данного пункта распоряжения был разработан проект распоряжения Правительства Москвы "О проектировании и строительстве гостиницы категории "3 звезды" по адресу Старокачаловская ул., вл. 3 (ЮЗАО г. Москвы)" и согласован ЗАО "Народное торговое предприятие" письмами от 26.09.2007 г. N 05 и от 18.03.2008 г. N 03, направленными соответственно в Комитет по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы и Департамент градостроительной политики г. Москвы.
Оспариваемым по делу распоряжением от 11.12.2008 г. N 2929-РП Правительство Москвы признало утратившим силу распоряжение от 26.07.2005 г. N 1352-РП "Об итогах открытого аукциона на право проведения предпроектной подготовки земельного участка для строительства объекта гостиничного хозяйства по адресу: Старокачаловская ул., вл. 3 (Юго-Западный административный округ города Москвы)" и поручило Департаменту городского строительства города Москвы включить земельный участок, расположенный по адресу Старокачаловская ул., вл. 3, в адресный перечень объектов для предварительной предпроектной проработки в 2008 году с целью последующего его выставления на торги для привлечения инвесторов (подп. 1.1 п. 1, п. 2 распоряжения).
Указанное распоряжение от 11.12.2008 г. N 2929-РП принято в связи с истечением сроков действия договоров на право проведения предпроектной проработки земельных участков для строительства объектов гостиничного хозяйства, а также в целях соблюдения норм и требований Земельного кодекса Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.05.2008 г. N 417-ПП "О дальнейшем развитии системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере капитального строительства на территории города Москвы".
Согласно пункту 3.4.3 Регламента Правительства Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 г. N 112-ПП, утратившими силу признаются распорядительные документы Правительства Москвы: выполненные; фактически утратившие силу; ограниченного срока действия, если срок их действия истек; в связи с изменением законодательства.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что приведенные в оспариваемом распоряжении основания не подпадают под предусмотренные в Регламенте основания для признания утратившим силу распоряжения Правительства Москвы от 26.07.2005 г. N 1352-РП.
При этом правильно исходили из того, что распоряжение от 26.07.2005 г. N 1352-РП не является документом ограниченного срока действия, т.к. не содержит сведений о сроке его действия.
Это распоряжение не может считаться и выполненным, поскольку обязательства Правительства Москвы по договору от 06.10.2005 г. не выполнены. Факт готовности распорядительного акта Правительства Москвы и снятия с контроля распоряжения от 26.07.2005 г. N 1352-РП в связи с его выполнением документально не подтвержден.
Указание в оспариваемом по делу распоряжении в качестве основания его принятия на истечение срока действия договора от 06.10.2005 г. на право проведения предпроектной проработки земельного участка для строительства объектов гостиничного хозяйства признано судами двух инстанций несоответствующим положениям пункта 3.4.3 Регламента Правительства Москвы, пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации и существу сложившихся между сторонами договора отношений.
При этом суды правильно отметили, что истечение срока действия договора не названо в Регламенте в качестве основания для признания распорядительного акта Правительства Москвы утратившим силу.
Кроме того, проанализировав условия заключенного между Правительством Москвы и ЗАО "Народное торговое предприятие" договора от 06.10.2005 г., суды двух инстанций с учетом положений пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации пришли к правильному выводу о том, что на момент издания оспариваемого по делу распоряжения от 11.12.2008 г. N 2929-РП договор от 06.10.2005 г. являлся действующим.
Как правильно указали суды двух инстанций, о направленности волеизъявления сторон договора на его исполнение, а не прекращение свидетельствует обращение первого заместителя мэра Москвы письмом от 28.11.2007 г. исх. N 4-ВС-26/07-4,5 к мэру Москвы с просьбой принять решение о продлении сроков действия договоров на предпроектную проработку земельных участков для строительства гостиниц для всех победителей аукционов, проведенных до 01.08.2007 г. и согласие последнего на продление сроков действия договоров до полного исполнения сторонами принятых обязательств. О намерении сторон продолжить отношения по договору от 06.10.2005 г. также свидетельствует переписка между Правительством Москвы и ЗАО "Народное торговое предприятие" по вопросу согласованию проекта распоряжения Правительства Москвы (письма от 26.09.2007 N 05 и от 18.03.2008 N 03 и приложенные к ним проекты распоряжения Правительства Москвы), акт разрешенного использования от 20.12.2006 г. N А-2974/19.
Предметом обсуждения судов двух инстанций была и ссылка в оспариваемом по делу распоряжении Правительства Москвы от 11.12.2008 г. N 2929-РП на то, что распоряжение от 26.07.2005 г. N 1352-РП признается утратившим силу в целях соблюдения норм и требований Земельного кодекса Российской Федерации.
Признавая данное основание неправомерным, суды правильно сослались на то, что изменение земельного законодательства не влечет за собой прекращение взятых Правительством Москвы обязательств по договору от 06.10.2005 г..
При этом обоснованно исходили из того, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.08.2004 г. N 574-ПП был предварительно определен объект строительства - гостиница емкостью 300 мест, земельный участок площадью 0,9 га по адресу Старокачаловская ул., вл. 3 и застройщик земельного участка - ЗАО "Народное торговое предприятие".
В приложении 2 к постановлению Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 323-ПП, которым утвержден адресный перечень мест размещения (развития) гостиниц в городе Москве до 2010 года с правообладателями, ЗАО "Народное торговое предприятие" указано в качестве застройщика земельного участка по адресу Старокачаловская ул., вл. 3.
Оценив в совокупности вышеизложенные обстоятельства и, руководствуясь требованиями пунктов 1, 2, 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что в данном случае размещение гостиницы на земельном участке по адресу Старокачаловская ул., вл. 3 было предварительно согласовано компетентным органом и законных оснований для проведения конкурса или аукциона на право заключения договора аренды того же земельного участка не имелось.
Что касается указания в оспариваемом распоряжении Правительства Москвы от 11.12.2008 г. N 2929-РП на то, что оно принято в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.05.2008 г. N 417-ПП "О дальнейшем развитии системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере капитального строительства на территории города Москвы", то суды двух инстанций обоснованно признали его незаконным.
Как правильно указано судами двух инстанций, ЗАО "Народное торговое предприятие" получило право на проведение предпроектной подготовки земельного участка по адресу Старокачаловская ул., вл. 3 для строительства гостиничного комплекса по результатам открытого аукциона, проведенного 23.12.2004 г. в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Москвы от 27.04.2004 г. N 255-ПП "О порядке проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов".
Ни федеральное законодательство, ни законодательство города Москвы не предусматривают возможность выставления на повторный конкурс (аукцион) для предварительной предпроектной проработки земельного участка, право на предпроектную разработку которого уже было предоставлено по результатам проведенного открытого аукциона инвестору-победителю, надлежащим образом выполнившему предпроектную разработку земельного участка.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций о недоказанности законных оснований для признания утратившим силу распоряжения Правительства Москвы от 26.07.2005 г. N 1352-РП и включения земельного участка, по которому уже была осуществлена предпроектная проработка инвестором - победителем открытого аукциона, в адресный перечень для последующего выставления на торги.
Доводы кассационных жалоб по существу представляют правовую позицию Правительства Москвы и Контрольного комитета города Москвы по делу, оценивались судами двух инстанций и правомерно отклонены как неосновательные.
Ссылка Правительства Москвы на то, что принятыми по делу судебными актами нарушаются права иных лиц, не привлеченных к участию в деле, отклоняется как неосновательная. Оспариваемый ненормативный акт затрагивает права ЗАО "Народное торговое предприятие", поскольку распоряжением Правительства Москвы от 11.12.2008 г. N 2929-РП признано утратившим силу распоряжение Правительства Москвы от 26.07.2005 г. N 1352-РП, которым простое товарищество в составе ЗАО "Народное торговое предприятие" и ООО "ГеоКонти" признано победителем открытого аукциона по реализации инвестиционного проекта на право проведения предпроектной подготовки земельного участка по адресу Старокачаловская ул., вл. 3 (ЮЗАО г. Москвы) для строительства объекта гостиничного хозяйства общей площадью до 34 500 кв.м., примерной емкостью 300 мест, разработки акта разрешенного использования с целью получения права на его застройку. Иные лица в распоряжении Правительства Москвы от 26.07.2005 г. N 1352-РП не поименованы.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 6 мая 2009 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2009 года по делу N А40-96398/08-94-665 оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Москвы и Контрольного комитета города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
В.А. Летягина |
|
О.А. Шишова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ни федеральное законодательство, ни законодательство города Москвы не предусматривают возможность выставления на повторный конкурс (аукцион) для предварительной предпроектной проработки земельного участка, право на предпроектную разработку которого уже было предоставлено по результатам проведенного открытого аукциона инвестору-победителю, надлежащим образом выполнившему предпроектную разработку земельного участка.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций о недоказанности законных оснований для признания утратившим силу распоряжения Правительства Москвы от 26.07.2005 г. N 1352-РП и включения земельного участка, по которому уже была осуществлена предпроектная проработка инвестором - победителем открытого аукциона, в адресный перечень для последующего выставления на торги.
...
Ссылка Правительства Москвы на то, что принятыми по делу судебными актами нарушаются права иных лиц, не привлеченных к участию в деле, отклоняется как неосновательная. Оспариваемый ненормативный акт затрагивает права ... , поскольку распоряжением Правительства Москвы от 11.12.2008 г. N 2929-РП признано утратившим силу распоряжение Правительства Москвы от 26.07.2005 г. N 1352-РП, которым простое товарищество в составе ... и ... признано победителем открытого аукциона по реализации инвестиционного проекта на право проведения предпроектной подготовки земельного участка по адресу Старокачаловская ул., вл. 3 (ЮЗАО г. Москвы) для строительства объекта гостиничного хозяйства общей площадью до ... , примерной емкостью 300 мест, разработки акта разрешенного использования с целью получения права на его застройку. Иные лица в распоряжении Правительства Москвы от 26.07.2005 г. N 1352-РП не поименованы."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 ноября 2009 г. N КА-А40/10808-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника