Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2000 г. N 30-Г00-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 11 августа 2000 г. дело по заявлению К.С.В. о признании недействительными Положения о районной государственной администрации Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного Указом Главы Республики N 24 от 08.04.1998 г., пункта 1 статьи 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики "О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике" от 20.12.1996 г. в части ограничения территории местного самоуправления границами населенных пунктов - городов, поселков городского типа, станиц, аулов и сел; об обязании Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики внести изменения в пункт 1 статьи 12 Закона Республики "О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике" и в статью 2 Закона Республики "О муниципальных образованиях Карачаево-Черкесской Республики" от 30.06.1998 г., об обязании назначить дату выборов Главы администрации Зеленчукского района.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатк. Дату Закона Карачаево-Черкесской Республики "О муниципальных образованиях Карачаево-Черкесской Республики" следует читать как "14.07.1998", дату Закона Карачаево-Черкесской Республики "О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике" следует читать как "8 января 1997"
по кассационной жалобе М.М.Ш. в интересах К.С.В. на решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 апреля 2000 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Т.Е., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
К.С.В. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя тем, что названные Законы субъекта Российской Федерации и Положение ограничивают его право на местное самоуправление, противоречат Конституции Российской Федерации и Федеральным законам, так как исключают возможность создания муниципального образования в границах Зеленчукского района, а также в связи с тем, что функции органа местного самоуправления на территории Зеленчукского района выполняет орган государственной власти, что является не допустимым.
Решением Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 апреля 2000 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе М.М.Ш., действующего по доверенности от К.С.В., поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм процессуального и материального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из заявления К.С.В., его доводы к отмене обжалуемых нормативных актов сводились к нарушению его конституционного права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления территориальной единицы "Зеленчукский район".
Статьей 1 Федерального закона РФ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" предусмотрено, что названный Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если:
законодательным (представительным) органам субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;
представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;
в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;
полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;
законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;
истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления.
Настоящий закон применяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с уставами муниципальных образований нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что в Карачаево-Черкесской Республике создана собственная нормативно-правовая база, на основании которой регулируются вопросы порядка образования, установления и изменения границ муниципального образования, определены перечень и границы муниципальных образований, сформированы органы местного самоуправления (Закон Карачаево-Черкесской Республики "О местном самоуправлении Карачаево-Черкесской Республике" от 20 декабря 1996 года, Закон Республики "О муниципальных образованиях в Карачаево-Черкесской Республике").
Исходя из изложенного, суд правомерно при рассмотрении данного заявления руководствовался законодательством субъекта Федерации, принятого в соответствии с требованиями Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Пункт 1 ст. 12 этого закона предусматривает, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно п. 3 ст. 13 того же закона порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации.
Уставом Зеленчукского сельского муниципального образования (л.д. 77-99) предусмотрено, что Зеленчукское сельское муниципальное образование является муниципальным образованием в составе Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики, его территория устанавливается Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики.
В статье 2 Республиканского Закона "О муниципальных образованиях в Карачаево-Черкесской Республике" указано, что Зеленчукское муниципальное образование входит в состав Зеленчукского района наряду с другими муниципальными образованиями, в свою очередь в состав Зеленчукского муниципального образования входят населенные пункты станица Зеленчукская и хутор Лесо-Кефарь.
Исходя из изложенного, следует, что территориальное устройство местного самоуправления Республики не тождественно административно-территориальному делению Карачаево-Черкесской Республики.
Довод заявителя о том, что территориальное устройство местного самоуправления должно быть сформировано по административно-территориальному принципу, и Зеленчуксий район должен являться отдельным муниципальным образованием, в связи с чем должны быть внесены изменения в указанные нормативные акты, не основан на законе.
Право определять границы и наименования муниципальных образований предоставлено органу государственной власти субъекта Российской Федерации (ст.ст. 12, 130-132 Конституции РФ, п. 11 ст. 5 Федерального Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Обжалуемые нормы законов субъекта Российской Федерации не противоречат Федеральному законодательству, и не нарушают каких-либо конституционных прав и свобод, а назначение даты выборов Главы администрации Зеленчукского района невозможно, так как этот район не является муниципальным образованием.
Кроме того, следует учесть, что решением Карачаево-Черкесской Республики от 9 апреля 1998 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 1998 года отказано в удовлетворении заявления прокурора Карачаево-Черкесской Республики, обратившегося в суд в интересах граждан, о признании недействительным п. 1 ст. 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики "О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике". Указанная норма закона субъекта Российской Федерации носит публичный характер, является нормативным актом, касающимся прав и свобод неопределенного круга лиц, обратившихся за защитой публичного интереса, к которым также относится и заявитель.
Таким образом, законность обжалуемой части нормативного акта проверена судом в полном объеме, и в соответствии с частью 2 ст. 55 ГПК РСФСР, не должна была доказываться вновь.
Суд дал оценку доводу К.С.В. о недействительности Положения "О районной государственной администрации", который сводился к тому, что орган государственной власти незаконно наделен полномочиями органа местного самоуправления. Оснований для удовлетворения данного требования судом не установлено, так как муниципальные образования созданы в населенных пунктах на всей территории Республики и органы местного самоуправления в них наделены всеми полномочиями по решению вопросов, отнесенных к их ведению Федеральным и Республиканским законодательством.
При таких обстоятельствах, правомерным является вывод суда об отказе в удовлетворении всех заявленных требований, оснований для отмены постановленного судом решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 апреля 2000 года оставить без изменения, кассационную жалобу М.М.Ш. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2000 г. N 30-Г00-2
Текст определения официально опубликован не был