Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 апреля 2000 г. N 5-Г00-37
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России
в составе председательствующего В.П. Кнышева, судей В.И. Нечаева, А.В. Харланова
рассмотрела в судебном заседании 7 апреля 2000 г. кассационную жалобу Павленко А.В. на решение Московского городского суда от 9 марта 2000 г., которым Катееву Т.Б., Павленко А.В., Шмелеву В.А. и Жарко В.П. в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда России Нечаева В.И., объяснение Павленко А.В., объяснения представителя Мэра Москвы Хуснутдиновой Д.С. и представителя Московской городской избирательной комиссии Рачиковой О.Н., исследовав материалы дела, коллегия установила:
Московская городская дума приняла 23 июня 1999 г. постановление N 57 "О согласовании даты проведения выборов советников районных собраний", которым согласилась с предложением Мэра Москвы о проведении выборов советников районных собраний в 1999 г. в день выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Распоряжением Мэра Москвы "О назначении выборов советников районных собраний в городе Москве" от 8 сентября 1999 г. N 975-РМ назначены выборы советников районных Собраний в городе Москве на воскресенье 19 декабря 1999 г. Постановлением Московской городской думы "О численном составе советников районных собраний, избираемых на выборах советников районных собраний в городе Москве 19 декабря 1999 г." от 8 сентября 1999 г. N 84 установлено количество советников, избираемых в районные собрания в городе Москве (приложение).
Катеев Т.Б., Павленко А.В., Шмелев В.А. и Жарко В.П. обратились в суд с заявлением о признании незаконными и подлежащими отмене указанных правовых актов по тем основаниям, что численный состав представительного органа местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. В нарушение федерального закона в Москве выборы назначены распоряжением Мэра, численность определена Московской городской Думой. Одновременно заявители просили суд определить срок полномочий, численность, наименование выборной должности местного самоуправления и срока полномочий этого лица, назначении выборов в органы местного самоуправления. Заявление обосновано тем, что оспариваемые правовые акты нарушают их право на осуществление местного самоуправления.
Рассмотрев дело, суд приведенным выше решением отказал в удовлетворении заявлений. В кассационной жалобе Павленко А.В. просит отменить решение суда, считая, что суд не применил федеральный закон, подлежащий применению, применил закон субъекта федерации, не подлежащий применению, неправильно истолковал закон. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для её удовлетворения. Законность и обоснованность решения суда проверена коллегией в пределах кассационной жалобы.
В соответствии со ст. 72 п. 1, Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Таким законом для г. Москвы является Закон города Москвы "О выборах депутатов Московской городской думы, мэра и вице-мэра Москвы и советников районного собрания в городе Москве" от 7 июля 1999 г. N 22. Согласно данному Закону выборы советников назначаются мэром. Дата проведения выборов согласовывается с городской думой. Количество советников, избираемых в районное собрание, определяется городской думой по представлению Московской городской избирательной комиссии с учетом численности избирателей района. При числе избирателей района до 50 тысяч избирается 10 советников, при числе избирателей свыше 50 тысяч - один советник дополнительно от каждых полных или неполных 10 тысяч избирателей. Срок полномочий советников установлен - четыре года.
Оспариваемые постановления и распоряжение не противоречат приведенным правовым актам, в связи с чем оснований для признания их не законными не имеется.
Требование заявителей о назначении судом выборов в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" также не подлежит удовлетворению. Данный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Между тем, в настоящем случае нарушения конституционных прав граждан Российской Федерации, проживающих в г. Москве, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления отсутствуют. В г. Москве принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов, эти выборы назначены и проведены.
Руководствуясь ст.ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия определила:
оставить решение Московского городского суда от 9 марта 2000 г. без изменения, кассационную жалобу Павленко А.В. без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 апреля 2000 г. N 5-Г00-37
Текст определения официально опубликован не был