Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 6 февраля 2012 г. по делу N 33-1192
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Строгонова М.В.
и судей Григорьевой С.Ф., Суминой Л.Н.
при секретаре Фомичевой А.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Григорьевой С.Ф. дело по кассационной жалобе Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 08 августа 2011 года, которым постановлено:
исковые требования ОАО "Садовые кварталы" к МИФНС России N 46 по г. Москве о признании незаконным решения налогового органа, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Признать незаконным Решение МИФНС России N 46 по г. Москве от 20.05.2011 г. об отказе в государственной регистрации Товарищества собственников жилья "Жилой квартал "Трубецкой" при его создании.
Обязать МИФНС России N 46 по г. Москве осуществить государственную регистрацию Товарищества собственников жилья "Жилой квартал "Трубецкой".
В удовлетворении требований ОАО "Садовые кварталы" к МИФНС России N 46 по г. Москве о взыскании судебных расходов отказать.
Установила:
ОАО "Садовые кварталы" обратилось, в порядке главы 25 ГПК РФ, в суд с заявлением о признании незаконным решения налогового органа - МИФНС России N 46 по г. Москве, а также о взыскании судебных расходов, ссылаясь на то, что 17 марта 2011 года общим собранием лиц, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящихся многоквартирных домах многофункционального жилого комплекса по адресу: ..., было принято решение: - о выборе в соответствии со статьей 161 ЖК РФ способа управления многоквартирными домами первой очереди с помощью товарищества собственников жилья; - об утверждении наименования ТСЖ - Товарищество собственников жилья "Жилой квартал "Трубецкой", сокращенное наименование: ТСЖ "Жилой квартал "Трубецкой"; - о выборе органов управления (правление, ревизор); и др.
Одним из учредителей ТСЖ "Жилой квартал "Трубецкой" является открытое акционерное общество "Садовые Кварталы", являющееся застройщиком.
17 мая 2011 г. в соответствии с п. 1.3 ст. 9 Закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" генеральный директор ОАО "Садовые Кварталы" Шейлар Д.М., имеющий право действовать от его имени без доверенности, обратился в Межрайонную инспекцию N 46 Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве с заявлением по форме Р11001 о государственной регистрации ТСЖ "Жилой квартал "Трубецкой".
Решением МИФНС N 46 по Москве от 20 мая 2011 г. в государственной регистрации ТСЖ было отказано на основании непредставления определенных статьей 12 Закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов: "не представлено заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001, содержащее достоверные сведения об адресе (месте нахождения) создаваемого юридического лица".
Истец полагает, что решение налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица является незаконным и необоснованным, а также нарушающим права организации (ОАО "Садовые Кварталы").
Поскольку оспариваемое решение МИФНС России N 46 по г. Москве не соответствует требованиям ст. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающей основания для отказа в государственной регистрации, заявитель просит признать его недействительным, также просит обязать Межрайонную инспекцию N 46 Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве устранить в полном объеме допущенное нарушение законных прав и интересов ОАО "Садовые Кварталы" и осуществить государственную регистрацию товарищества собственников жилья "Жилой квартал "Трубецкой", взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по Москве расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Представители истца Кутелев А.В., Куц Р.В., действующие на основании доверенности, в судебном заседании доводы заявления поддержали.
Представитель ответчика МИФНС России N 46 по г. Москве в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором указал, что в настоящее время у него отсутствует возможность государственной регистрации создания ТСЖ в строящемся многоквартирном доме, в связи с чем просит отказать в удовлетворении иска.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве.
Выслушав представителя Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве - Подушкина А.С., действующего на основании доверенности, представителя ОАО "Садовые кварталы" - Куц Р.В., действующего на основании доверенности, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
В соответствии со ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Из Протокола N 1 общего собрания лиц, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящихся многоквартирных домах многофункционального жилого комплекса по адресу: ..., 17 марта 2011 г. было принято решение:
- о выборе в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ способа управления многоквартирными домами первой очереди с помощью товарищества собственников жилья;
- об утверждении наименования ТСЖ - Товарищество собственников жилья "Жилой квартал "Трубецкой", сокращенное наименование: ТСЖ "Жилой квартал "Трубецкой";
- о выборе органов управления (правление, ревизор); и др.
ТСЖ "Жилой квартал "Трубецкой" не относится ни к коммерческим организациям, ни к организациям, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, ни к тем организациям, которые имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции установлено, что одним из учредителей ТСЖ является ОАО "Садовые Кварталы", являющееся застройщиком (л.д. 38-44).
17 мая 2011 г. в соответствии с п. 1.3 ст. 9 Закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" генеральный директор ОАО "Садовые Кварталы" Шейлар Д.М., имеющий право действовать от его имени без доверенности, обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве с заявлением по форме Р11001 о государственной регистрации ТСЖ "Жилой квартал "Трубецкой" (л.д. 122-131).
Решением МИФНС N 46 по Москве от 20 мая 2011 г. в государственной регистрации ТСЖ было отказано на основании непредставления определенных статьёй 12 Закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов, а именно не представлено заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001, содержащее достоверные сведения об адресе (месте нахождения) создаваемого юридического лица (л.д. 11, 96).
Как усматривается из письменных материалов дела, при обращении в МИФНС N 46 по Москве ОАО "Садовые Кварталы" было представлено заявление по форме Р11001, содержащее сведения об адресе местонахождения ТСЖ: ... (л.д. 122-131), а также устав ТСЖ, который также содержит сведения о данном адресе как об адресе местонахождения постоянно действующего исполнительного органа ТСЖ (л.д. 26-37, 100-111).
Согласно ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случаях непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также в случае, если в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Суд правильно указал в решении на то, что законом не предусмотрена возможность отказа в государственной регистрации в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию, содержат недостоверную информацию.
Ответственность за достоверность такой информации возлагается на заявителей государственной регистрации.
Документы, представленные на государственную регистрацию, не свидетельствуют о том, что данные о вышеназванном адресе ТСЖ являются недостоверными.
При этом налоговый орган не наделен Законом РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" полномочиями осуществлять экспертизу достоверности сведений содержащихся в документах, представленных на государственную регистрацию. Поскольку порядок проверки достоверности сведений не регламентирован законом, можно предположить, что такая проверка не проводилась.
Поскольку в статье 12 Закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержится исчерпывающий перечень документов, представляемых на государственную регистрацию юридического лица при его создании, и в нем отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность указания в учредительных документах и заявлении о государственной регистрации юридического лица адреса местонахождения создаваемого юридического лица, заявитель не был обязан представлять на регистрацию такие документы.
Кроме того, само оспариваемое решение не содержит ссылки на обстоятельства и документы, на основании которых сделан вывод о недостоверности данных об адресе.
Так, из Письма ФНС РФ от 05.05.2010 N МН-20-6/622 "Об осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц" прямо следует, что "Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации (пункт 1 статьи 23) и отсутствием полномочий регистрирующего органа по проведению проверки достоверности и соответствия законодательству РФ сведений, указанных в документах, представленных при государственной регистрации (пункт 4.1 статьи 9).
Из материалов дела усматривается, что к заявлению были приложены все документы, которые должны быть представлены при государственной регистрации юридического лица при его создании в соответствии с требованиями статьи 12 Закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей":
- решение о создании ТСЖ в форме протокола общего собрания лиц, которым будут принадлежать помещения в строящемся многоквартирном доме (л.д. 38-44);
- учредительные документы создаваемого юридического лица (Устав ТСЖ, утвержденный общим собранием) (л.д. 26-37,100-111);
- документ об уплате государственной пошлины (л.д. 121),
что подтверждено регистрационным делом Товарищества собственников жилья "Жилой квартал "Трубецкой" (л.д. 96-131).
При этом в силу ст. 9 Закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать предоставления дополнительных документов для государственной регистрации, не указанных в законе.
В соответствии со статьей 139 Жилищного кодекса РФ, действующей на момент обращения заявителя в МИФНС решение о создании ТСЖ могло быть принято на стадии строительства многоквартирного дома (домов) лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в многоквартирном доме (домах).
Из материалов дела усматривается, что решение о создании ТСЖ принято на общем собрании лиц, которым будут принадлежать помещения в многоквартирных домах первой очереди Многофункционального жилого комплекса, расположенного по ...:
- Квартал N 1 - жилые корпуса с подземной автостоянкой и часть подземной парковки центральной зоны" (строительный адрес; Разрешение на строительство N ..., выдано ОАО "Садовые Кварталы" Комитетом государственного строительного надзора города Москвы 28.05.2010 г. сроком до 08.07.2013 г.);
- Квартал N 4 - жилые корпуса с подземной автостоянкой, предприятия торговли и питания центральной зоны" (строительный адрес: ...; Разрешение на строительство N ..., выдано ОАО "Садовые Кварталы" Комитетом государственного строительного надзора города Москвы 28.05.2010 г. сроком до 08.07.2013 г.) (л.д. 46-47).
К числу таких лиц относятся:
- участники долевого строительства, если застройщиком заключены с такими лицами договоры участия в долевом строительства многоквартирного дома;
- застройщик, если в результате привлечения участников долевого строительства не все помещения подлежат передаче последним после ввода дома в эксплуатацию.
Учитывая, что создание ТСЖ осуществлялось в строящихся многоквартирных домах, в учредительных документах ТСЖ (уставе) и заявлении о государственной регистрации ТСЖ по форме Р11001 не мог быть указан адрес самих строящихся домов, поскольку на стадии строительства в этих объектах не могли располагаться органы управления ТСЖ до момента выдачи органом исполнительной власти г. Москвы в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешения на их ввод в эксплуатацию.
Кроме того, в соответствии с п. 5.2.1 "Положения о присвоении адресов земельным участкам, зданиям и сооружениям в г. Москве", утвержденного Распоряжением Мэра Москвы от 03.02.1998 N 98-РМ (в ред. от 01.10.2010), адрес зданию может быть присвоен только по завершении его строительства и ввода в эксплуатацию на основании разрешения Мосгорстройнадзора на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, на стадии строительства не может существовать адреса строящегося многоквартирного дома, а могут существовать лишь адресные ориентиры земельного участка (строительной площадки). Но указать в ставе в качестве местонахождения органов управления ТСЖ адрес строительной площадки невозможно, так на ее территории допускается только ограниченная хозяйственная деятельность, связанная со строительством.
В связи с этим в заявлении ф. Р11001 о государственной регистрации и в уставе ТСЖ был указан адрес нежилого здания, принадлежащего застройщику (ОАО "Садовые Кварталы") и граничащего со строительной площадкой, на которой ведется строительство многоквартирных домов, в которых создается ТСЖ (свидетельство о праве собственности серии ..., выданное Управлением ФРС по г. Москве 05 мая 2009 года, запись регистрации ... от 18 ноября 2008 г.) (л.д. 48). ОАО "Садовые Кварталы" готово предоставлять это здание для осуществления деятельности органов управления ТСЖ.
Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ, ТСЖ как юридическое лицо приобретает правоспособность с момента его государственной регистрации, ТСЖ не могло заключить с ОАО "Садовые Кварталы" договор об аренде указанного здания или его части.
По данной причине статья 12 Закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не требует предоставления при государственной регистрации документов, подтверждающих обоснованность использования адреса места нахождения создаваемого юридического лица. Указание в заявлении о государственной регистрации юридического лица такого адреса носит заявительный характер.
Норма Жилищного кодекса РФ, на которую ссылается истец - статья 139 ЖК РФ, в момент рассмотрения спора пор существу утратила силу, однако на основании статьи 4 Гражданского кодекса РФ подлежит применению к правоотношениям сторон.
Так, в обоснование возможности создания ТСЖ в строящемся многоквартирном жилом доме истец ссылается на статью 139 ЖК РФ, которая действовала в момент принятия решения о создании ТСЖ и в момент возникновения между сторонами отношений, связанных с государственной регистрацией ТСЖ при его создании.
Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 11 ст. 1) статья 139 ЖК РФ признана утратившей силу.
Согласно ст. 9 данного Закона он вступает в силу со дня его официального опубликования. Закон был опубликован 06.06.2011 г. в "Собрании законодательства РФ", следовательно, вступил в законную силу только 17.06.2011 г.
Как это прямо следует из статьи 4 ГК РФ, "акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом".
Однако, решение о создании ТСЖ "Жилой квартал "Трубецкой" было принято общим собранием лиц, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящихся многоквартирных домах многофункционального жилого комплекса, 17.03.2011, а решение МИ ФНС N 46 по Москве от 20 мая 2011 г. об отказе в государственной регистрации ТСЖ принято 20.05.2011 г.
Таким образом, оба факта имели место до введения в действие закона, в связи с которым статья 139 ЖК РФ утратила свое действие.
Кроме того, Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрено распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие и связанные с созданием ТСЖ и его государственной регистрацией при создании.
Таким образом, действие Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ в части признания утратившей силу статьи 139 ЖК РФ не имеет обратной силы, ввиду чего оно может распространяться только на отношения, которые возникли бы после введения его в действие; не распространяется на отношения, возникшие в связи с принятием решения о создании ТСЖ и в связи с государственной регистрацией ТСЖ при его создании.
Следовательно, к рассматриваемым судом правоотношениям подлежит применению статья 139 ЖК РФ.
Кроме того, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 N 262-О-О, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" прямо предусмотрено, что созданные в соответствии со статьей 139 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищества собственников жилья действуют со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до их ликвидации или реорганизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из этого следует, что в случае, если бы МИФНС N 46 по г. Москве не были нарушены нормы права при принятии решения о государственной регистрации, ТСЖ было бы создано и действовало бы в настоящий момент вплоть до принятия решения о реорганизации или ликвидации в общем порядке.
Суд правильно указал в решении на то, что требования истца направлены на приведение отношений сторон в соответствие с нормами права, действовавшими в момент принятия решения об отказе в государственной регистрации, а именно, на 20 мая 2011 г.
Судебная коллегия считает, что судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам.
Доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку собранных по делу доказательств, которым суд в их совокупности дал надлежащую оценку.
Доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, алогичны заявленному иску и не могут служить основанием к отмене решения суда.
В кассационной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
Нарушений норм гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу установлено не было.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Тушинского районного суда г. Москвы от 08 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 6 февраля 2012 г. по делу N 33-1192
Текст определения официально опубликован не был