Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 января 2001 г. N 52-Г00-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 12 января 2000 г. гражданское дело по заявлению правительства Республики Алтай о признании недействующим Закона Республики Алтай "О внесении дополнения в Закон Республики Алтай "О Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай" от 02.09.99 г., по кассационной жалобе Государственного Собрания - Эл-Курултай Республики Алтай на решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 19 октября 2000 г., которым Закон Республики Алтай "О внесении дополнения в закон Республики Алтай "О Государственном Собрании Эл Курултай Республики Алтай" от 2 сентября 1999 г. признан недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи К.Ю.Г., выслушав объяснения представителей Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай Т.Д.И., Правительства Республики Алтай Д.М.Ф., Судебная коллегия установила:
Постановлением Государственного Собрания Эл Курултай Республики Алтай N 12-24 от 02.09.99 г. принят Закон "О внесении дополнения в Закон Республики Алтай "О Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай", предусматривающий назначение на должность и освобождение от должности министра внутренних дел Республики Алтай по согласованию с Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "N 13-6"
Правительство Республики Алтай обратилось в суд с заявлением о признании названного выше Закона Республики недействующим и не подлежащим применению как противоречащего п. 11 ст. 118 Конституции Республики Алтай, ст.ст. 5, 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливающей дачу согласия на назначение руководителей федеральных служб, функционирующих на территории Республики, Главой республики Алтай, председателем Правительства Республики Алтай.
Кроме того данный Закон подписан председателем Государственного собрания - Эл Курултай Республики Алтай вне пределов его компетенции.
Представитель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай Алексина М.В., возражала против заявленных требований, указывая, что оспариваемый Закон Республики принят в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции", которым предусмотрено, что руководство милиции в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемых на должность и освобождаемые от должности министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами Российской Федерации.
Поскольку Конституция Республики Алтай предусматривает не согласование, а дачу согласия на назначение руководителей федеральных структур, относя дачу такого согласия к компетенции Главы Республики Алтай, председателя Правительства Республики Алтай, не входящего в систему органов государственной власти Республики, следует считать, что федеральным законом установлено иное по сравнению с Конституцией Республики Алтай, а поэтому оспариваемый закон не может быть признан противоречащим Конституции Республики Алтай. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительный) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" был принят после принятия оспариваемого Закона, но и в этом законе в ст. 24 предусмотрена возможность участия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Верховным Судом Республики Алтай постановлено указанное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, ссылаясь на неправильное толкование и применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит оснований к ее удовлетворению.
Принимая решение об удовлетворении заявления правительства Республики Алтай о признании Закона Республики Алтай "О внесении дополнения в закон Республики Алтай "О Государственном Собрании Эл Курултай Республики Алтай" от 2 сентября 1999 г. недействующим, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый закон Республики Алтай противоречит Конституции Республики Алтай и принят с нарушением порядка обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта РФ.
Этот вывод в решении мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона и оснований для признания его неправильным не установлено.
Ссылка в жалобе на то, что оспариваемый Закон принят в соответствии со ст. 7 Закона РСФСР "О милиции" (в редакции Федерального закона от 31.03.99 г. несостоятельна и не может служить основанием к отмене решения, поскольку указанным выше Федеральным законом предусмотрено, что руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации.
Конституцией Республики Алтай, имеющий высшую юридическую силу в системе правовых актов Республики Алтай, принятой 7 июля 1997 г., определено, что органом государственной власти, с которым должно согласовываться назначение на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, к которым относится министр внутренних дел Республики Алтай, является Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай.
Таким образом данный вопрос решен Конституцией Республики Алтай, имеющей высшую юридическую силу в сравнении с оспариваемым Законом.
Является правильным и вывод суда о том, что оспариваемый Закон был подписан и обнародован с нарушением принципа разделения законодательной и исполнительных властей, закрепленных ст. 10 Конституции РФ и подтвержденного в пункте 2 постановления Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд неправильно применил нормы материального права также несостоятельны. Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела не допущено.
Дав анализ действующему законодательству, суд правильно применил нормы материального и процессуального права и оснований к отмене решения не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305, ст. 306 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила:
решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 19 октября 2000 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного собрания - Эл Курултай Республики Алтай - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 января 2000 г. N 52-Г00-4
Текст определения официально опубликован не был