Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 56-Г00-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 11 апреля 2000 г. по кассационной жалобе Приморского регионального юридического общественного объединения "Юстус" на решение Приморского краевого суда от 3 февраля 2000 г. дело по заявлению Приморского регионального юридического общественного учреждения "Юстус" о признании недействительными решения Владивостокской территориальной избирательной комиссии об утверждении итогов голосования на местном референдуме по принятию Устава г. Владивостока от 22 декабря 1999 г. и свидетельства о регистрации Устава г. Владивостока в Управлении юстиции Администрации Приморского края от 28 декабря 1999 г. сер. 25 N 030.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии Чичаева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коптевой Л.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
19 декабря 1999 г. состоялся местный референдум по вопросу принятия Устава г. Владивостока.
Из 54,17% избирателей г. Владивостока, явившихся на избирательные участки, 53,19% проголосовали за принятие Устава г. Владивостока.
Итоги голосования на референдуме были утверждены решением Владивостокской территориальной избирательной комиссии от 22 декабря 1999 г.
Управление юстиции Администрации Приморского края 28 декабря 1999 г. зарегистрировала принятый на референдуме Устав г. Владивостока и выдало свидетельство о регистрации серии 25 N 030
Приморское региональное юридическое общественное учреждение "Юстус" обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения Владивостокской территориальной избирательной комиссии об утверждении итогов голосования на местном референдуме по принятию Устава г. Владивостока от 22 декабря 1999 г. и свидетельства о регистрации Устава г. Владивостока в Управлении юстиции Администрации Приморского края от 28 декабря 1999 г. сер. 25 N 030, ссылаясь на то, что в ряде положений этого Устава имеется противоречия с нормами федерального законодательства о местном самоуправлении. Так, в Уставе г. Владивостока не названы конкретные органы местного самоуправления города, имеющие статус юридического лица; в Уставе не определены внутригородские районные муниципальные образования; порядок внесения изменений и дополнений в Устав (на местном референдуме при явке более 50% избирателей) делает практически невозможным изменение уже принятого Устава. По мнению заявителя, действующего в интересах ряда избирателей (в заявлении приведены пять фамилий), такие положения Устава г. Владивостока делают невозможным его практическое применение, в чём он усматривает нарушение прав жителей г. Владивостока на осуществление местного самоуправления.
Решением Приморского краевого суда от 3 февраля 2000 г. заявление Приморского регионального юридического общественного учреждения "Юстус" было оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявителя поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131 Конституции предусматривает, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Конституционные принципы самостоятельности местного самоуправления в разрешении вопросов местного значения, в том числе и в вопросах организационного устройства местного самоуправления, включая наделение тех или иных органов местного самоуправления правами юридических лиц, отражены в Федеральном законе от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 3 ст. 12 этого Федерального закона вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.
Принятым на местном референдуме 19 декабря Уставом г. Владивостока установлено, что муниципальным образованием является только сам г. Владивосток (статья 2 Устава). Входящие в состав его территории Первомайский, Фрунзенский, Ленинский, Первореченский и Советский районы не имеют статуса самостоятельного муниципального образования. В связи с этим суд в решении правильно указал на необоснованность довода заявителя о том, что в районах г. Владивостока должны быть созданы органы местного самоуправления, независимые от городских органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.
Пунктом 6 ст. 14 того же Закона предусмотрено, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Суд правильно указал в решении на то, что принцип самостоятельности определения населением структуры органов местного самоуправления и способы закрепления механизмов реализации этой самостоятельности в Уставе г. Владивостока полностью соблюдены.
В Уставе города определены полномочия, компетенция и порядок реализации функций представительного и исполнительных органов местного самоуправления г. Владивостока.
Система органов городской Думы и администрации города утверждается соответствующими нормативными правовыми актами Думы г. Владивостока и Главы администрации г. Владивостока (статьи 34, 36, 42, 52, 53, 58). В этих же нормативных актах должно предусматриваться наделение каких-либо структурных подразделений городской Думы и городской администрации правами юридического лица.
Суд обоснованно не согласился с доводом заявителя о том, что органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами, обязательно должны быть перечислены в Уставе муниципального образования. Такая правовая позиция не основана на законодательстве о местном самоуправлении и фактически сводится к ограничению самостоятельности населения в вопросе о свободном определении в уставе муниципального образования системы органов местного самоуправления. Предлагаемая заявителем правовая конструкция при сложной процедуре внесения изменений и дополнений в Устав г. Владивостока не позволила бы оперативно решать вопросы о формировании системы органов местного самоуправления, в связи с чем городская Дума и администрация города испытывали бы существенные трудности в реализации своих уставных функций, а это, в свою очередь, не могло бы отрицательно не отразиться на возможности реализации населением города права на эффективное местное самоуправление в целом.
Не имеющим правового значения является и довод заявителя о том, что ст. 51 ГК РФ прямо указывает, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции (а не в органах местного самоуправления), а порядок регистрации Уставов муниципальных образований определен Законом Приморского края "О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Приморском крае" от 04.11.95 г. с изменениями и дополнениями от 13.06.96 г., где прямо говорится, что "Устав муниципального образования направляется на регистрацию в управление юстиции Приморского края". Таким образом, при перечислении в Уставе г. Владивостока всех юридических лиц выполнялось бы требование части 2 п. 1 ст. 51 ГК РФ, и никакой дополнительной регистрации этих органов, как юридических лиц, не требовалось бы. Этот довод не подтверждает ссылок заявителя на противоречие Устава г. Владивостока федеральному законодательству о местном самоуправлении, а основан лишь на субъективной оценке норм Устава с точки зрения целесообразности их применения.
Это же в полной мере относится и к доводу заявителя о неоправданной сложности процедуры внесения изменений и дополнений в Устав г. Владивостока. Положения ст.ст. 92 и 93 Устава г. Владивостока о порядке принятия Устава города и внесения в него изменений и дополнений соответствуют ч. 2 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с чем оснований для признания этой процедуры незаконной не имеется.
Результаты референдума по вопросу о принятии Устава г. Владивостока свидетельствуют о том, что большинство избирателей, принявших участие в голосовании, поддержали предложенный вариант Устава города. Оснований для признания этого Устава незаконным по доводам жалобы Приморского регионального юридического общественного учреждения "Юстус", представляющего интересы лишь пяти заинтересованных лиц, не имеется.
Довод заявителя о том, что суд нарушил нормы процессуального права, поскольку в качестве стороны по делу привлёк гражданина Чичаева Вениамина Николаевича, неизвестно кого представлявшего и какими полномочиями обладавшего, обоснованным быть признан не может. В заявлении Приморского регионального юридического общественного учреждения "Юстус" был поставлен вопрос о незаконности решений Владивостокской территориальной избирательной комиссии (после принятия Устава г. Владивостока она переименована во Владивостокскую городскую муниципальную избирательную комиссию) и Управления юстиции администрации Приморского края. Такое заявление суд правильно рассмотрел в порядке, установленном главой 24-1 ГПК РСФСР. К участию в этом деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены организации, действия которых оспаривались в суде. Чичаев В.Н. является председателем Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии и обоснованно был допущен к участию в деле как её представитель по должности.
На основании п. 1 ст. 305, ст.ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Приморского краевого суда от 3 февраля 2000 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Приморского регионального юридического общественного учреждения "Юстус" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 56-Г00-8
Текст определения официально опубликован не был