Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 августа 2000 г. N 58-Г00-20
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 4 августа 2000 г. дело по заявлению общественной организации "Хабаровское краевое объединение предпринимателей" о признании недействительным нормативного акта главы Администрации Хабаровского края - постановления N 130 от 19 марта 1996 года "О торговых и снабженческо-сбытовых надбавках", и по заявлению Ассоциации "АЗС - Хабаровск" о признании недействительными нормативных актов главы Администрации Хабаровского края - постановления N 130 от 19 марта 1996 года "О торговых и снабженческо - сбытовых надбавках", постановления N 45 от 02.02.1996 г. "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае" и распоряжения N 743 - р от 29.12.1999 г. "О снабженческо - сбытовой надбавке на нефтепродукты"
по кассационной жалобе Администрации Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 9 июня 2000 года, которым заявления удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Ассоциация "АЗС - Хабаровск" обратилась в суд с заявлением о признании недействительными постановления N 45 от 02.02.1996 г. "Об упорядочении государственного регулировании цен и тарифов в Хабаровском крае", N 130 от 19 марта 1996 года "О торговых и снабженческо - сбытовых надбавках" и распоряжения N 743-р от 29.12.1999 г. "О снабженческо - сбытовой надбавке на нефтепродукты" в части установления предельных размеров снабженческо сбытовой надбавки на нефтепродукты.
Общественная организация "Хабаровское краевое объединение предпринимателей" также обратилась в суд с заявлением о признании недействительным постановления N 130 от 19 марта 1996 года "О торговых и снабженческо-сбытовых надбавках".
Оба заявления объединены судом в одно производство.
В обоснование заявления сослались на то, что указанные акты исполнительной власти субъекта Российской Федерации противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и нарушают права граждан на свободное осуществление предпринимательской деятельности.
Решением Хабаровского краевого суда от 9 июня 2000 года заявления удовлетворены: указанные нормативные акты признаны недействительными с момента их издания.
В кассационной жалобе Администрации Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм процессуального и материального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом "е" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического развития Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.
Согласно пункта "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка и основ ценовой политики также находится в ведении Российской Федерации.
Постановлением Главы Администрации Хабаровского края N 130 от 19 марта 1996 года "О торговых и снабженческо-сбытовых надбавках" утверждены предельные размеры розничных торговых надбавок к отпускным ценам на товары народного потребления, реализуемые населению всеми предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, независимо от организационно - правового статуса и форм собственности, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, утверждены предельные размеры оптовых торговых надбавок к свободным отпускным ценам на товары народного потребления, утвержден перечень товаров народного потребления отечественного и импортного производства, на которые применяются предельные размеры торговых надбавок к свободным отпускным ценам и бытового обслуживания населения, утвержден перечень деликатесной продукции, на которую не распространяются предельные размеры торговых надбавок к свободным отпускным ценам.
Этим постановлением ТОО "Фемина" предоставлено право самостоятельно устанавливать предельные размеры торговых надбавок при формировании свободных розничных цен на вино - водочные изделия местного производства для реализации этой продукции в розничной сети, расположенной в здании пассажирского авиатерминала, утверждены предельные уровни рентабельности производства от полной себестоимости, установлено, что реализация нефтепродуктов всем потребителям АЗС осуществляется по отпускным ценам с торговой надбавкой в размере не более 2%.
Аналогичные ограничения предусмотрены постановлением N 45 от 02.02.1996 г. и распоряжением N 743 - р от 29.12.1999 г.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Удовлетворяя заявления, суд правомерно исходил из того, что вышеназванные нормативные акты органа исполнительной власти противоречат Конституции Российской Федерации, Федеральному законодательству, ограничивают граждан (физических лиц) и юридических лиц приобретать и осуществлять свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Тогда как гражданские права могут быть ограничены лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ, п. 2 ст. 1 ГК РФ).
Федерального закона, ограничивающего права субъектов гражданско-правовых отношений в области установления предельных размеров розничных торговых надбавок к свободным отпускным ценам не имеется, в связи чем исполнительный орган субъекта Российской Федерации не имел права устанавливать вышеуказанные ограничения.
Обжалуемые акты Главы Администрации Хабаровского края приняты с превышением полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в силу п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации нормативные акты субъекта Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В связи с тем, что постановление N 130 от 19 марта 1996 года "О торговых и снабженческо-сбытовых надбавках" издано во исполнение постановления N 45 от 02.02.1996 г. и закрепляет ранее утвержденный размер снабженческо-сбытовой надбавки на нефтепродукты и другие товары, что такие акты исполнительный орган издавать был не вправе, суд правомерно признал недействительными данные нормативные акты в полном объеме.
Из текста обжалуемых актов усматривается, что указанные надбавки на приведенный перечень товаров и продукцию вводятся на всей территории края, ссылки на то, что приняты они в целях регулирования цен (тарифов) на продукцию и товары, реализуемых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов, с указанием конкретных районов Хабаровского края, в этих актах не имеется.
При таких обстоятельствах, довод жалобы об отмене решения суда по тем основаниям, что у субъекта Федерации имеется такое право, которое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации N 239 от 07.03.1995 г. "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", не состоятелен.
Исходя из изложенного, оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского областного суда от 9 июня 2000 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Хабаровского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 августа 2000 г. N 58-Г00-20
Текст определения официально опубликован не был