Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2000 г. N 58-Г00-24
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Александрова Д.П.
рассмотрела в судебном заседании от 15 сентября 2000 г. по кассационной жалобе Вовка М.Ф. на решение Хабаровского краевого суда от 24 июля 2000 г. дело по заявлению Вовка Михаила Фёдоровича о признании недействующими п.п. "2д" и "2е" ст. 7 Закона Хабаровского края "О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
в соответствии со ст. 7 Закона Хабаровского края от 27 ноября 1996 года N 86 "О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края" (в ред. Законов Хабаровского края от 26.03.97 N 13, от 29.10.97 N 55, от 29.07.98 N 51, от 30.07.98 N 55, от 30.09.98 N 70, от 31.03.99 N 108, от 28.04.99 N 120, от 01.03.2000 N 188 и от 31.05.2000 N 220) определены следующие условия осуществления депутатом депутатской деятельности:
1. Депутаты осуществляют свои полномочия как на постоянной основе, так и путем совмещения депутатской деятельности с выполнением трудовых или служебных обязанностей по месту основной работы.
2. Депутат, работающий на постоянной основе, не вправе:
а) состоять на государственной и муниципальной службе;
б) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности;
в) быть депутатом представительного органа местного самоуправления;
г) быть главой муниципального образования;
д) заниматься предпринимательской деятельностью;
е) состоять членом или быть представителем по делам третьих лиц в органе управления коммерческой организации.
Депутат Законодательной Думы Хабаровского края Вовк М.Ф. обратился в суд с заявлением о признании недействующими п.п. "2д" и "2е" ст. 7 указанного Закона Хабаровского края, ссылаясь на то, что этими нормами краевого закона неправомерно ограничены его права и свободы.
Решением Хабаровского краевого суда от 24 июля 2000 г. в удовлетворении заявления было отказано.
В кассационной жалобе Вовка М.Ф. поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения не усматривает.
В соответствии с п. "н" ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 77 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Основы статуса депутата представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29.07.2000 N 106-ФЗ), которому в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации должно соответствовать законодательство субъектов Российской Федерации по этому вопросу.
В части 7 статьи 4 данного Федерального закона установлено, что ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной и муниципальной службе, входить в состав представительного органа местного самоуправления, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, вопросы, связанные с определением статуса депутата представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьёй 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
Принцип разделения депутатов по признаку профессиональной депутатской деятельности и депутатской деятельности без отрыва от основной деятельности установлен федеральным законодательством. Обжалуемый Закон Хабаровского края повторяет этот принцип, в связи с чем доводы заявителя о неправомерном разделении депутатов на различные группы и категории в зависимости от характера их депутатской деятельности правильно признан судом необоснованным.
В статье 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливлены ограничения, связанные с депутатской деятельностью без отрыва от основной деятельности:
1. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В пределах предоставленного ей федеральным законодательством правом, Хабаровская краевая Дума в пункте 26.5 статьи 26 Устава Хабаровского края и в пунктах д), е) части 2 статьи 7 Закона Хабаровского края "О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края" от 27 ноября 1996 года N 86 установила, что депутат, работающий на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и состоять членом органа управления коммерческой организации, поскольку такая деятельность по определению является иной оплачиваемой деятельностью.
31 марта 1999 года Законом Хабаровского края "О внесении изменения в Закон Хабаровского края "О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края" N 108 пункт "е" части 2 статьи 7 был изложен в следующей редакции: "Депутат, работающий на постоянной основе, не вправе:
е) состоять членом и быть представителем по делам третьих лиц в органе управления коммерческой организации".
При установлении этих ограничений депутаты Законодательной Думы Хабаровского края обоснованно приняли во внимание то, что депутаты, работающие на постоянной основе, замещают государственные должности категории "А", и им гарантировано денежное содержание, которое выплачивается из средств краевого бюджета (статья 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"); а также то, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке.
Так, согласно статье 8 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" участники общества вправе участвовать в управлении делами общества, получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией, принимать участие в распределении прибыли и т.д.
Предпринимательская деятельность осуществляется с целью извлечения прибыли, а участие в органах управления коммерческой организации, в том числе и представителем по делам третьих лиц в этих органах управления, является частью и разновидностью предпринимательской деятельности и не может рассматриваться иначе, как занятие запрещённой для депутатов федеральным законодательством иной оплачиваемой деятельностью.
При таких условиях суд обоснованно признал п.п. "2д" и "2е" ст. 7 Закона Хабаровского края "О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края" не противоречащими федеральному законодательству, в связи с чем жалобу Вовка М.Ф оставил без удовлетворения на законных основаниях.
На основании п. 1 ст. 305, ст.ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Хабаровского краевого суда от 24 июля 2000 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Вовка Михаила Фёдоровича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2000 г. N 58-Г00-24
Текст определения официально опубликован не был