Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к программе "О мерах по реструктуризации
банковской системы Российской Федерации"
Примерный перечень
мер, применяемых в рамках программы реструктуризации
Правительство России и Банк России могут применять или предписывать банкам к применению с учетом возможностей, предоставляемых законодательством следующие меры по реструктуризации и финансовому оздоровлению банков.
1. Увеличение капитала банков:
1.1. преобразование требований кредиторов, по их желанию, в участие в уставном капитале банка (капитализации долга);
1.2. привлечение денежных средств новых инвесторов, в том числе иностранных, в капитал банка;
1.3. привлечение субординированных займов, в том числе в иностранной валюте;
1.4. внесение Правительством России дополнительных средств в капитал банка путем передачи ему государственных ценных бумаг;
1.5. внесение Банком России непосредственно или опосредованно дополнительных средств в капитал банка путем передачи ему государственных ценных бумаг из своего портфеля либо облигаций, выпускаемых самим Банком России.
2. Улучшение качества активов банков:
2.1. передача неработающих активов (просроченных кредитов, дебиторской задолженности, неликвидных ценных бумаг, нереализуемой недвижимости) в распоряжение АРКО взамен приема работающих активов либо срочных требований на АРКО;
2.2. межбанковский обмен одних активов на другие, более приемлемые для данного банка, через систему многостороннего межбанковского обмена активов и пассивов;
2.3. осуществление реальной оценки активов по рыночной стоимости или по стоимости их возможной реализации за разумный период;
2.4. списание части стоимости "плохих" активов против резервов, созданных ранее под возможные потери, связанные с этими активами; создание более благоприятных регулятивных возможностей для таких действий банков.
3. Реструктуризация пассивов банков:
3.1. достижение договоренности с кредиторами о переоформлении их срочной задолженности в участие в капитале банка, включая переоформление в субординированные займы;
3.2. достижение договоренности с кредиторами о продлении срока истребования кредиторской задолженности;
3.3. превращение кредиторской задолженности в долговые ценные бумаги: облигации, депозитные сертификаты, векселя ("секьюритизация" долгов);
3.4. достижение договоренности с кредиторами о рассрочке или пересмотре графика выплаты процентов;
3.5. передача обязательств перед частными вкладчиками в другие банки;
3.6. приведение уставного капитала в соответствие с величиной собственных средств банка;
3.7. законодательное введение моратория на исполнение исковых требований, предъявленных к корреспондентским счетам банков в Банке России, на период действия плана финансового оздоровления.
4. Повышение ликвидности баланса:
4.1. прием Банком России ценных бумаг, ранее внесенных Правительством России и Банком России в капитал банков, в качестве обеспечения под предоставляемые банкам кредиты;
4.2. обмен активами между банками и АРКО: вместо работающих, но низколиквидных активов банкам предоставляются ликвидные активы;
4.3. уточнение, реструктуризация и "стыковка" сроков исполнения обязательств банков и сроков истребования активов, необходимых для исполнения таких обязательств.
5. Управление финансовыми результатами:
5.1. обмен активами между банками и АРКО: вместо низкодоходных активов банкам предоставляются активы с большей доходностью, но либо менее ликвидные, либо большей срочности;
5.2. сокращение административных и капитальных расходов, увольнение излишнего персонала, отмена "незарплатных" форм поощрения менеджеров и сотрудников, реализация неиспользуемого имущества;
5.3. отмена выплат дивидендов владельцам банков в течение определенного периода времени, направление прибыли на покрытие убытков прошлых лет;
5.4. достижение договоренности с кредиторами о капитализации их требований к банку за счет временно не выплачиваемых причитающихся им процентов по кредитам;
5.5. проверка крупных сделок по поводу обоснованности ожидаемых доходов и расходов с целью выявления и оспаривания в судебном порядке случаев недобросовестной коммерческой деятельности;
5.6. сокращение расходов, которые не вытекают из договорных обязательств банка и не связаны непосредственно с банковской деятельностью.
6. Реструктуризация балансов и внебалансовых требований и обязательств банков в согласованном с кредиторами порядке, исходя из международного опыта реструктуризации банков.
7. Изменение организационной структуры банков:
7.1. сокращение убыточной филиальной сети, продажа филиалов и некоторых структурных подразделений, оформленных как отдельный "бизнес";
7.2. упрощение административной структуры, удаление лишних управленческих звеньев;
7.3. применение различных форм реорганизации юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение);
7.4. привлечение к участию в руководстве отдельными банками управленческих команд, составленных из иностранных специалистов и финансируемых на средства иностранной технической помощи;
7.5. привлечение к участию в высшем руководстве банков высокопрофессиональных российских менеджеров, которые высвобождаются из среднего звена руководства ликвидируемых банков и не были ранее вовлечены в операции, противоречащие законодательству или деловой этике.
8. Временные администрации и представители Банка России:
8.1. введение Банком России в случае необходимости временных администраций в реструктурируемые банки с целью оказать содействие персоналу банка в правильном составлении и реализации планов финансового оздоровления и управления банком;
8.2. привлечение в состав временных администраций, назначаемых Банком России, иностранных специалистов и специалистов финансово стабильных банков для оказания поддержки при составлении и реализации планов финансового оздоровления, а также для проведения переговоров с кредиторами;
8.3. введение в руководство реструктурируемых банков наблюдателей и консультантов Банка России с определением их правового статуса;
8.4. определение в рамках планов финансового оздоровления банков порядка и сроков приведения обязательных нормативов к общеустановленным требованиям;
8.5. определение бухгалтерского учета отдельных специфических операций, используемых в ходе реструктуризации.
Вышеуказанные меры могут применяться в различных сочетаниях в отношении разных групп банков, как это изложено в разделе III настоящей Программы.
В связи с передачей банками значительной суммы обязательств по вкладам населения в Сбербанк России его дополнительная капитализация должна осуществляться по отдельной программе. Дальнейшее развитие деятельности Сбербанка России должно осуществляться на основе перспективного плана развития, учитывающего значение банка для банковской и экономической системы страны и особенности его функционирования.
<< Назад |
||
Содержание Программа "О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации" (Одобрена Советом директоров ЦБР... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.