Определение Московского городского суда от 14 июля 2011 г. N 4г/2-6101/11
Судья Московского городского суда Князев А.А.,
рассмотрев надзорную жалобу истца Д.П.И., поступившую в суд надзорной инстанции 28 июня 2011 года, на решение Мещанского районного суда города Москвы от 18 декабря 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 июня 2011 года по гражданскому делу по иску Д.П.И. к Управлению ФСБ России по городу Москве и Московской области (третье лицо - Финансово-экономическое управление Службы обеспечения деятельности ФСБ России) о перерасчете пенсии, обязании производить выплаты пенсии, взыскании недоплаты пенсии с учетом инфляции, истребованному 30 июня 2011 года и поступившему в суд надзорной инстанции 08 июля 2011 года, установил:
Д.П.И. обратился в суд с иском к Управлению ФСБ России по городу Москве и Московской области (третье лицо - Финансово-экономическое управление Службы обеспечения деятельности ФСБ России) о перерасчете пенсии, обязании производить выплаты пенсии, взыскании недоплаты пенсии с учетом инфляции, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Данное дело находится в производстве суда длительное время и рассматривалось судом неоднократно.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 18 декабря 2009 года в удовлетворении заявленных Д.П.И. исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 июня 2011 года решение суда оставлено без изменения.
В надзорной жалобе истец Д.П.И. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, считая их неправомерными.
Проверив материалы дела, изучив надзорную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам надзорной жалобы по материалам дела не усматривается.
Из материалов дела следует, что Д.П.И. является военным пенсионером, ветераном-участником Великой Отечественной войны и получает пенсию по выслуге лет по линии ФСБ России в Управлении ФСБ России по городу Москве и Московской области.
Обратившись в суд с настоящим иском, истец в том числе исходил из того, что ответчиком неправомерно исчислялась пенсия не из реальной стоимости продовольственного пайка, а только исходя из денежной компенсации продовольственного пайка; при этом, размер означенной компенсации продовольственного пайка, применяемый ответчиком, не соответствовал фактической стоимости продовольственного пайка и ущемлял интересы истца.
Отказывая в удовлетворении заявленных Д.П.И. в означенной части исковых требований, суд по существу исходил из того, что правовая позиция истца основана на неправильном толковании и применении норм материального права, подлежащих применению по настоящему гражданскому делу (ст. 19 Конституции РФ, ст.ст. 43, 49 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Пенсионное обеспечение истца осуществляется на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", которым установлены единые условия пенсионного обеспечения независимо от того, в каком министерстве (ведомстве) граждане проходили военную или правоохранительную службу.
По смыслу законодательства Российской Федерации, регламентировавшего спорные правоотношения, подход для определения размера означенной части денежного довольствия (денежной продовольственной компенсации - стоимости продовольственного пайка) должен был являться единым, одинаковым и единообразным как для случаев расчета и пересмотра денежного довольствия действующих военнослужащих, так и для случаев расчета и пересмотра денежного довольствия, применяемого для бывших военнослужащих при исчислении им пенсии.
Бывшие военнослужащие, получающие пенсию, не могли согласно Конституции РФ и федеральному закону быть поставлены в более привилегированное и наилучшее положение по сравнению с теми военнослужащими, которые проходили военную службу, поскольку это означало бы явное нарушение положений ст. 19 Конституции РФ, противоречило бы означенным статьям федеральных законов, привело бы к заведомому неравенству военнослужащих (действующих и бывших), свидетельствовало бы о дискриминации действующих военных и о нарушении принципов социальной справедливости, разумности и добросовестности.
Следовательно, размер стоимости продовольственного пайка и размер денежной продовольственной компенсации для целей расчета денежного довольствия (пенсий) должны были признаваться равными, а пересмотр пенсий бывшим военнослужащим должен был производиться именно исходя из денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом (либо определенной в порядке, предусмотренном федеральным законом) для военнослужащих, проходящих военную службу.
Поскольку военный пенсионер заведомо не мог получать продовольственное обеспечение в натуральном виде, постольку пенсия ему могла исчисляться только из денежной компенсации продовольственного пайка, выплачиваемой военнослужащим, проходящим военную службу, так как согласно закону (ст.ст. 43, 49 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." в редакции, действовавшей до 01 декабря 2007 года) пенсия исчислялась из составляющих денежного довольствия (в том числе и стоимости продовольственного пайка - продовольственной компенсации), выплачиваемого военнослужащим в денежном выражении, а не выдаваемого в натуральном виде.
Возможность исчисления пенсии военнослужащего из денежных сумм, которые военнослужащему не полагались и не выплачивались, законом не предусматривалась.
Размер денежной компенсации продовольственного пайка определялся федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, которыми норма денежной продовольственной компенсации продовольственного пайка устанавливалась в размере 20 рублей в сутки (пункт 13 приложения 3 к Федеральному закону от 31 декабря 1999 года "О федеральном бюджете на 2000 год", пункт 8 приложения 4 к Федеральному закону от 27 декабря 2000 года "О федеральном бюджете на 2001 год", пункт 5 приложения 9 к Федеральному закону от 30 декабря 2001 года "О федеральном бюджете на 2002 год", статья 97 Федерального закона от 24 декабря 2002 года "О федеральном бюджете на 2003 год", статья 102 Федерального закона от 23 декабря 2003 года "О федеральном бюджете на 2004 год").
Исходя из этой установленной федеральными законами нормы продовольственной компенсации и рассчитывалась пенсия истца.
Определением Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 года N 429-О выявлено, что соответствующие положения федеральных законов о федеральных бюджетах на 2000-2004 года по их конституционно-правовому смыслу не могут рассматриваться как препятствующие пересмотру пенсий военным пенсионерам на основании действующего пенсионного законодательства в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка.
Между тем, никакого нормативного правового акта, относящегося к пенсионному законодательству либо принятого в установленном законом о статусе военнослужащих порядке, который устанавливал бы стоимость продовольственного пайка либо продовольственной компенсации военнослужащих (военных пенсионеров) в ином, отличном от 20 рублей в сутки, размере, с 2000 года не принималось и для всеобщего сведения не опубликовывалось.
При таких данных, упомянутое определение Конституционного Суда РФ о правомерности требований истца заведомо не свидетельствовало, поскольку правового значения для настоящего спора не имело в связи с отсутствием какого-либо законодательства об увеличении стоимости продовольственного пайка (продовольственной компенсации).
Норма о включении в денежное довольствие для исчисления пенсии месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим (ежемесячной денежной продовольственной компенсации) исключена из положений ст. 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." на основании Федерального закона от 01 декабря 2007 года N 311-ФЗ.
Таким образом, с 01 декабря 2007 года и по настоящее время при исчислении пенсии за выслугу лет месячная стоимость продовольственного пайка в качестве самостоятельного вида денежного довольствия согласно закону вообще не учитывается.
Обратившись в суд настоящим иском, истец Д.П.И. также указывал на ошибочное, по его мнению, исчисление до 01 января 2008 года надбавок и повышений к пенсии за выслугу лет, предусмотренных п. "а" ст. 17 и п. "д" ст. 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", как лицу, достигшему восьмидесятилетнего возраста и являющемуся ветераном-участником Великой Отечественной войны (на основании ст. 17 Федерального закона "О ветеранах").
В соответствии с п. "а" ст. 17 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." (в редакции, действовавшей по состоянию до 01 января 2008 года) к пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона (в том числе к исчисленной в минимальном размере), начисляются надбавки пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, - на уход за пенсионером в размере 100 процентов установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Согласно п. "д" ст. 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." (в редакции, действовавшей до 01 января 2008 года) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются лицам, которые в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года находились на военной службе не менее шести месяцев (кроме лиц, находившихся в составе действующей армии), а также лицам, которые в период Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года) проработали не менее шести месяцев, исключая время работы в местностях, временно оккупированных неприятелем, либо награждены орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, - на 50 процентов установленного законодательством минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В силу ч. 1 ст. 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." (в редакции, действовавшей до 01 января 2008 года) минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости (185 руб. 32 коп.), индексируемого в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий статьей 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", без повышения его за трудовой стаж сверх требуемого для назначения полной пенсии.
Тем самым, законодательство Российской Федерации, действовавшее до 01 января 2008 года, связывало исчисление названных надбавок и повышений к пенсии именно с минимальным размером пенсии по старости, составляющим 185 рублей 32 копейки.
Это обуславливалось тем, что с 01 января 2002 года пенсии в Российской Федерации устанавливались в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором отсутствует положение о минимальном размере пенсии по возрасту (старости); величина минимального размера пенсии по возрасту установлена с 01 августа 2001 года именно в сумме 185,32 рублей.
Названный минимальный размер пенсии по старости ни к размеру базовой части трудовой пенсии по старости (введено с 01 января 2008 года на основании Федерального закона от 03 декабря 2007 года N 319-ФЗ), ни к размеру социальной пенсии (введено с 01 января 2010 года на основании Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) по состоянию до 01 января 2008 года в соответствии с законом не приравнивался, а подлежал индексации в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Право определять коэффициент индексации, а также ее периодичность предоставлено Правительству Российской Федерации, которое, реализуя предоставленные полномочия, со дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" принимало ряд постановлений об индексации размера базовой части трудовых пенсий.
Именно в названном порядке и рассчитывались соответствующие надбавки и повышения к пенсии Д.П.И. в период до 01 января 2008 года; изменения размера базовой части трудовой пенсии по старости, осуществляемые не в порядке ее индексации на основании ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а в рамках внесения соответствующих изменений в ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" относительно общего размера базовой части трудовой пенсии по старости, при расчете надбавок и повышений к пенсии истца до 01 января 2008 года учитываться согласно закону (ст. 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...") не могли, так как осуществлялись не в качестве индексации базовой части трудовой пенсии по старости и не в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; минимальный размер пенсии по старости к собственно размеру базовой части трудовой пенсии по старости приравнен не был и у них совпадали только механизмы индексации в порядке ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а не установление их размера каким-либо иным способом; после изменения законодательства Российской Федерации с 01 января 2008 года был произведен соответствующий перерасчет надбавок и повышений к пенсии истца.
Тем самым, пенсионные права и законные интересы истца со стороны ответчика в рамках настоящего спора были в полной мере гарантированы.
Никаких существенных нарушений со стороны суда первой и кассационной инстанции норм материального или процессуального права из материалов дела по доводам надзорной жалобы не усматривается.
Доводы надзорной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем во внимание приняты быть не могут.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы надзорной жалобы требованиям принципа правовой определенности также не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов надзорной жалобы истца Д.П.И. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для отмены или изменения названных решения суда и определения судебной коллегии в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 381, 383 ГПК РФ, определил:
в передаче надзорной жалобы истца Д.П.И. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 18 декабря 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 июня 2011 года по гражданскому делу по иску Д.П.И. к Управлению ФСБ России по городу Москве и Московской области (третье лицо - Финансово-экономическое управление Службы обеспечения деятельности ФСБ России) о перерасчете пенсии, обязании производить выплаты пенсии, взыскании недоплаты пенсии с учетом инфляции - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского городского суда |
А.А. Князев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского городского суда от 14 июля 2011 г. N 4г/2-6101/11
Текст определения официально опубликован не был