Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июня 2001 г. N 21-Г01-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.
судей Пирожкова В.Н., Соловьева В.Н.
рассмотрела в судебном заседании от 7 июня 2001 г. дело по кассационной жалобе Парламента Кабардино-Балкарской Республики на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 марта 2001 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Пирожкова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия установила:
Ажахов К.М. обратился в суд с заявлением о назначении выборов главы местной администрации г. Нальчика. В обоснование заявленного требования ссылался на то, что действующий в Республике порядок назначения главы администрации г. Нальчика Президентом КБР противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и нарушает его права избирателя.
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 2 августа 1999 года заявление Ажахова К.М. оставлено без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 октября 1999 г. указанное решение было отменено с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении Ажахов уточнил свои требования и просил признать недействительными п. "е" ст. 81 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, ст.ст. 2 и 17 Закона КБР "О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике", Указы Президента КБР NN 85 и 90 от 23 декабря 1999 года, ст. 44 Устава г. Нальчика, а также назначить выборы главы администрации г. Нальчика.
Ставя вопрос о признании недействительными указанных норм, Ажахов указывал на то, что они противоречат федеральному законодательству.
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 марта 2001 года заявление Ажахова удовлетворено в части подтверждения недействительности п. "е" ст. 81 Конституции Кабардино-Балкарской Республики и п. 3 ст. 17 Закона КБР "О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике", в части признания недействующими и не подлежащими применению Указов Президента КБР N 85 и 90 от 23 декабря 1999 года и п. 2 ст. 44 Устава г. Нальчика. Отказано в удовлетворении заявления о признании недействительными ст. 2 и п.п. 1 и 2 ст. 17 Закона КБР "О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике", п.п. 1, 3, 4 и 5 ст. 44 Устава г. Нальчика, а также в части назначения выборов главы местной администрации г. Нальчика.
В кассационной жалобе Парламента Кабардино-Балкарской Республики ставится вопрос об отмене решения и прекращении производства по делу в связи с неподсудностью его суду общей юрисдикции.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Ажаховым оспариваются нормы правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, допускающие возможность назначения главы муниципального образования (как и освобождения его от должности) Президентом Кабардино-Балкарской Республики (п. "е" ст. 81 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, п. 3 ст. 17 Закона КБР "О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике", п. 2 ст. 44 Устава г. Нальчика). Вопрос о конституционности данных положений являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Так определением Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2000 года по запросу Верховного Суда КБР положения о назначении на должность главы муниципального образования Президентом Кабардино-Балкарской Республики либо главами местного самоуправления районов, городов республиканского подчинения, которым он делегирует это право, содержащиеся в п. "е" ст. 81 Конституции Кабардино-Балкарской Республики и п. 3 ст. 17 Закона КБР "О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике", являются аналогичными положениям, признанным ранее Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции Российской Федерации в решениях, сохраняющих свою силу (от 24 января 1997 г., 15 января 1998 г., от 11 июня 1999 г., 8 октября 1999 г.).
При таких обстоятельствах и в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, содержащимися в определении от 8 февраля 2001 года N 15-О, суд подтвердил недействительность положений, содержащихся в п. "е" ст. 81 Конституции Кабардино-Балкарской Республики и в п. 3 ст. 17 Закона КБР "О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике", поскольку они содержат такие же нормы, какие ранее были признаны Конституционным Судом РФ противоречащими Конституции Российской Федерации.
Закрепленное в п. 2 ст. 44 Устава г. Нальчика положение о назначении главы местной администрации Президентом КБР противоречит федеральному законодательству, а именно п. 3 ст. 17 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", запрещающей назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. С учетом этого, судом обоснованно эта норма признана недействительной и не порождающей правовых последствий со дня ее принятия.
Судом правильно отказано в признании противоречащей Федеральному закону ст. 2 Закона КБР "О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике", поскольку Конституционный Суд РФ в определении от 2 ноября 2000 года признал, что положение указанной нормы не изменяет природу местного самоуправления и не затрагивает право граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения, а также п.п. 1 и 2 ст. 17 Закона КБР "О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике" и п.п. 1, 3, 4, 5 Устава г. Нальчика, так как они не противоречат Федеральному закону, что заявителем не оспаривается.
Следует согласиться также с выводом суда об отказе в удовлетворении заявления Ажахова о назначении даты выборов главы администрации г. Нальчика.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", глава муниципального образования избирается гражданами либо представительным органом местного самоуправления из своего состава.
Суд установил, что глава местной администрации г. Нальчика 24 марта 2000 года избран из состава городского Совета местного самоуправления (представительного органа местного самоуправления). Таким образом, основания для назначения судом даты выборов главы администрации г. Нальчика, предусмотренные Федеральным законом "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", отсутствуют.
Удовлетворяя заявление Ажахова, ставившего вопрос о признании недействительными Указов Президента КБР N 85 и 90 от 23 декабря 1999 года, которыми главам местного самоуправления районов, городов республиканского значения делегировались Президентом КБР права предоставления кандидатур для избрания Председателями Советов и назначения главами местных администраций населенных пунктов и назначении Президентом КБР главы администрации г. Нальчика, суд исходил из того, что они основаны на положениях норм, которые Конституционным Судом РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Суд признал также, что ко времени издания Указов еще действовали нормы Конституции КБР и Закона "О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике", признанные в последующем противоречащими Конституции Российской Федерации и поэтому Указы должны быть признаны недействующими и не подлежащими применению и приведены в соответствие с Российским законодательством в двухмесячный срок.
Между тем, суд не учел, что положения Указов, в момент их принятия, противоречили Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 года, с последующими изменениями, "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону", должны быть признаны недействительными и не порождающими правовых последствий со дня их издания. В связи с этим, решение в этой части подлежит уточнению.
Доводы кассационной жалобы о неподведомственности заявления Ажахова Верховному суду Кабардино-Балкарской Республики не могут быть приняты во внимание. Согласно п. 5 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке.
Кроме того, оспариваемые нормы Конституции Кабардино-Балкарской Республики (п. "е" ст. 81) и Закона КБР "О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике" (п. 3 ст. 17) были предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ и Верховный Суд КБР лишь подтвердил их недействительность.
При таких обстоятельствах решение Верховного Суда КБР является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 марта 2001 года оставить без изменения, кассационную жалобу Парламента Кабардино-Балкарской Республики - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения: признать Указы Президента Кабардино-Балкарской Республики N 85 от 23 декабря 1999 года "О делегировании главам местного самоуправления районов, городов республиканского значения права представления кандидатур для избрания председателями Советов в населенных пунктах и назначения главами местных администраций избранных председателей Советов местного самоуправления населенных пунктов" и N 90 от 23 декабря 1999 года "О назначении главы местной администрации г. Нальчика" недействительными и не порождающими правовых последствий со дня их издания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июня 2001 г. N 21-Г01-3
Текст определения официально опубликован не был