Решение Московского городского суда от 22 июня 2011 г. N 3-169/11
Именем Российской Федерации
Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Магжановой Э.А.,
с участием прокурора Лазаревой Е.И.,
при секретаре Румянцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-169/3-2011 по заявлению Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" об отмене решения Московской городской избирательной комиссии N 80/1 от 21.04.2011 г. "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы", обязании Московскую городскую избирательную комиссию направить ходатайство инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" с приложенными документами в Московскую городскую Думу, установил:
Московское городское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" обратились в Московский городской суд с заявлением об отмене решения Московской городской избирательной комиссии N 80/1 от 21.04.2011, которым отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации". Просили обязать Московскую городскую избирательную комиссию зарегистрировать Комитет Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в качестве инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации". По мнению заявителей, указанное выше решение Московской городской избирательной комиссией принято с нарушением положений ч. 3 ст. 8 и ч. 23 ст. 9 Закона города Москвы от 18.04.2007 N 11 "О референдумах в городе Москве". Нарушения, установленные Московской избирательной комиссией, не основаны на нормах избирательного законодательства, являются вмешательством в деятельность политической партии, ревизией ее Устава и положений Федерального закона "О политических партиях".
В судебном заседании представители Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Романова Н.Е. и уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Клычков А.Е. уточнили заявленные требования, просили отменить вышеназванное решение Московской городской избирательной комиссии, обязав ее направить ходатайство инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" с приложенными документами в Московскую городскую Думу.
Представитель Московской городской избирательной комиссии (по доверенности) Реут Д.А. просил отказать в удовлетворении заявления Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", полагая его необоснованным и противоречащим требованиям действующего законодательства.
Выслушав представителя Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Романову Н.Е., уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Клычкова А.Е., представителя Московской городской избирательной комиссии Реута Д.А., проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшего заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявление Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также частью 2 статьи 86 Закона города Москвы от 06.07.2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации обжалуются в суд города федерального значения.
Судом установлено, что в Московскую городскую избирательную комиссию обратился Комитет Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" с ходатайством о регистрации его в качестве инициативной группы по проведению референдума в городе Москве. В ходатайстве были указаны следующие вопросы, которые предлагается вынести на референдум:
1) Согласны ли Вы с тем, что цены, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, утверждаемые Правительством Москвы, не должны повышаться до 2014 года?
2) Согласны ли Вы с тем, что очередность проведения капитального ремонта многоквартирных домов в городе Москве должна определяться независимо от способа управления такими домами, а только на основании степени износа конструктивных элементов здания?
3) Согласны ли Вы с тем, что Закон города Москвы от 09.03.2011 г. N 8 "Об универсальной электронной карте" утрачивает силу со дня официального подведения итогов референдума, при этом новый закон города Москвы может быть принят только после проведения публичных слушаний?
Московская городская избирательная комиссия, руководствуясь п. 2 ч. 10 и ч. 24 ст. 9 Закона города Москвы "О референдумах в городе Москве" 21.04.2011 г., приняла решение N 80/1, которым отказала в регистрации инициативной группы по проведению референдума в городе Москве.
Инициативу проведения референдума в соответствии с положениями ч. 3 ст. 14 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и ч. 3 ст. 8 Закона города Москвы "О референдумах в городе Москве" вправе выдвинуть избирательное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне на позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.
Согласно ч. 3 ст. 9 Закона города Москвы "О референдумах в городе Москве" в качестве инициативной группы по проведению референдума от избирательного объединения выступает руководящий орган этого избирательного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), независимо от численности.
В силу пункта 6.11 Устава политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и с учетом вышеприведенных норм законов в качестве инициативной группы проведения референдума в городе Москве выступил Комитет Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Порядок реализации права на инициативу по проведению референдума определен в ст. 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и ст. 9 Закона города Москвы "О референдумах в городе Москве", которыми предусмотрено, что ходатайство инициативной группы по проведению референдума должно быть подписано всеми членами указанной группы. Подписи членов инициативной группы по проведению референдума удостоверяются нотариально. Данное положения Закона распространено одинаково как на инициативную группу по проведению референдума, образованную жителями города Москвы, так и на избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне.
Комитетом Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в Московскую городскую избирательную комиссию во исполнение вышеприведенных требований закона вместе с ходатайством представлены документы, необходимые для регистрации инициативной группы, в том числе выписка из протокола Пленума Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" от 02.04.2011 г. Согласно выписке из протокола Комитет Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" составляет 100 человек. Присутствовало на Пленуме 66 человек, за выдвижение инициативы референдума проголосовало 66 человек.
Согласно ч. 3 ст. 36 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и аналогичных положений ч. 7 ст. 9 Закона города Москвы "О референдумах в городе Москве" ходатайство инициативной группы по проведению референдума должно быть подписано всеми членами инициативной группы, в данном случае руководящего органа - Комитета Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", поскольку инициатором проведения референдума в городе Москве является Московское городское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что предоставленное в Московскую городскую избирательную комиссию ходатайство инициативной группы по проведению референдума в нарушение вышеприведенных положений законов подписано только первым секретарем Комитета Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Рашкиным В.Ф.
Приложенный к ходатайству документ с нотариально удостоверенными подписями 66 членов Комитета с указанием их фамилий, имен, отчеств, дат и мест рождения, паспортными данными, указанием места жительства не является доказательством, подтверждающим факт подписания ходатайства всеми членами инициативной группы, поскольку ч. 7 ст. 9 Закона города Москвы "О референдумах в городе Москве" установлено, что ходатайство о проведении референдума должно быть подписано всеми членами инициативной группы, подписи которых удостоверяются нотариально, а в данном случае всеми членами избирательного объединения - Комитета Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", которое выступает инициатором проведения референдума в городе Москве.
Таким образом, Комитетом Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" при обращении с ходатайством о проведении референдума были нарушены положения ч. 7 ст. 9 Закона города Москвы "О референдумах в городе Москве", что в соответствии с положениями ч. 24 ст. 9 данного Закона является основанием к отказу в регистрации инициативной группы по проведению референдума.
Доводы представителей заявителей о том, что руководство деятельностью Комитета и Бюро Комитета регионального отделения КПРФ осуществляет Первый секретарь Комитета, коим является Рашкин В.Ф., и, следовательно, только он мог подписать ходатайство о проведении референдума, суд находит несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, а именно ч. 3 ст. 36 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", ч. 7 ст. 9 Закона города Москвы "О референдумах в городе Москве".
Между тем, суд приходит к выводу о незаконности и необоснованности указания в решении Московской городской избирательной комиссии, что в состав Комитета Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" входят члены Комитета, которые не имеют регистрации по месту жительства в городе Москве, следовательно, не имеют права выдвигать инициативу проведения референдума в городе Москве, поскольку не являются ее жителями.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ "О политических партиях" политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Согласно п. 6.6 Устава политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Комитет является постоянно действующим руководящим органом регионального отделения КП РФ.
Как указывалось выше, в силу части 3 статьи 36 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в ходатайстве о проведении референдума указание личных данных о членах инициативной группы вызвано необходимостью подтвердить их полномочия. Аналогичные положения содержатся в п. 2 ч. 6 ст. 9 Закона города Москвы "О референдумах в городе Москве".
Из анализа вышеприведенных норм закона следует, что они не содержат обязательных требований к месту жительства членов инициативной группы по проведению референдума избирательного объединения или общественного объединения в субъекте, где предполагается проведение референдума.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение Московской городской избирательной комиссии в этой части противоречит требованиям избирательного законодательства.
Из положений ч. 23 ст. 9 Закона города Москвы "О референдумах в городе Москве" следует, что в течение суток с момента принятия решения об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Мосгоризбирком обязан выдать уполномоченному представителю копию решения комиссии с изложением оснований отказа.
Перечень оснований к отказу в регистрации инициативной группы содержится в ч. 24 данной статьи Закона города Москвы.
Довод представителей заявителей о немотивированности оспариваемого решения Московской городской избирательной комиссии не содержит оснований для отмены обжалуемого решения Московской городской избирательной комиссии, поскольку в решении изложены обстоятельства, по которым заседала Городская комиссия, положения избирательного законодательства в соответствии с которыми оно принято.
Кроме того, часть 23 ст. 9 Закона города Москвы "О референдумах в городе Москве" и ст. 7 Закона города Москвы от 23.04.2003 г. N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" устанавливает, что Городская комиссия осуществляет на территории города Москвы контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; разрешает вопросы в соответствии со своей компетенцией. При этом законодатель не устанавливает обязательных требований к изложению решения Московской городской избирательной комиссии.
Несмотря не незаконность одного из выводов в решении Московской городской избирательной комиссии N 80/1 от 21.04.2011 г., основной вывод об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума в городе Москве с связи с нарушением ч. 7 ст. 9 Закона города Москвы "О референдумах в городе Москве" является правомерным, следовательно, оснований к его отмене не имеется.
Поскольку требование заявителей об отмене решения Московской городской избирательной комиссии N 80/1 от 21.04.2011 г. "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы" удовлетворению не подлежит, то, соответственно, требование об обязании Московской городской избирательной комиссии направить ходатайство инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и приложенные к нему документы в Московскую городскую Думу не основано на законе и также не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 261 ГПК РФ, суд решил:
в удовлетворении заявления Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" об отмене решения Московской городской избирательной комиссии N 80/1 от 21.04.2011 г. "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы", обязании Московскую городскую избирательную комиссию направить ходатайство инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" с приложенными документами в Московскую городскую Думу отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Московский городской суд.
Председательствующий: |
Э.А. Магжанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 22 июня 2011 г. N 3-169/11
Текст решения официально опубликован не был