Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2001 г. N 22-Г01-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 25 октября 2001 г. дело по кассационной жалобе Парламента Республики Северная Осетия-Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 9 августа 2001 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ П.В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г.М.М., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия установила:
прокурор Республики Северная Осетия-Алания обратился в суд с заявлением о признании п/п 5 п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 5, ст. 24, п/п 2 п. 1 ст. 11, п. 2 ст. 33 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 января 2001 г. "О системе органов государственной власти в Республике Северная Осетия-Алания" противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению.
Указанным решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Парламента Республики Северная Осетия-Алания ставится вопрос об отмене решения в виду его необоснованности.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Подпункт 5 п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 5 и ст. 24 оспариваемого Закона РСО-А предусматривают, что наряду с другими органами систему органов государственной власти Республики составляет и прокуратура РСО-А, суды и прокуратура Республики образуются и действует на территории Республики Северная Осетия-Алания в том числе и в соответствии с Конституцией РСО-А и республиканским законодательством, Прокуратура Республики осуществляет надзор также в соответствии с Конституцией РСО-А.
Удовлетворяя заявление прокурора в этой части, суд правильно исходил из того, что вопросы установления порядка организации и деятельности органов судебной власти судоустройства и прокуратуры находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. "г" и "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации). По этим вопросам приняты соответствующие Федеральные законы "О судебной системе Российской Федерации", "О судоустройстве РСФСР", "О прокуратуре Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и поэтому они не могут быть предметом регулирования субъектов Российской Федерации.
Суд пришел к правильному выводу, что вопросы внешней политики также относятся к ведению Российской Федерации (п. "к" ст. 71 Конституции Российской Федерации) и в связи с этим, наделение Президента Республики полномочиями по определению основных направлений внешней политики республики находится вне пределов Конституции субъекта Российской Федерации. В подтверждение этого вывода, суд обоснованно сослался на определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений основных законов ряда субъектов Российской Федерации, согласно которого положения о том, что субъект Российской Федерации самостоятельно определяет и проводит внешнюю политику, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Следует также согласиться с решением суда в той части, в которой признаны противоречащим федеральному законодательству положения п. 2 ст. 33 оспариваемого Закона Республики и предусматривающие возможность формирования местных органов государственной власти в административно-территориальных единицах после упразднения соответствующих муниципальных образований.
Согласно ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", субъекту Российской Федерации предоставлено право определять порядок образования, преобразования или упразднения муниципальных образований, устанавливать и изменять их границы и наименования, однако упорядочение этого процесса не может допускать упразднение местного самоуправления на территории муниципального образования и его замену местными органами государственной власти. Данная позиция высказана также Конституционным Судом РФ в постановлении от 30 ноября 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области.
Доводы кассационной жалобы, в которой содержится иная оценка положений оспариваемого закона Республики Северной Осетии-Алании, не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 9 августа 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Парламента Республики Северная Осетия-Алания - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2001 г. N 22-Г01-10
Текст определения официально опубликован не был