Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 октября 2001 г. N 22-Г01-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 11 октября 2001 г. дело по кассационной жалобе Парламента Республики Северная Осетия - Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 3 августа 2001 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ П.В.Н., объяснения представителя Парламента Республики Северная Осетия - Алания П.А.И., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г.М.М., полагавшей отменить решение, судебная коллегия установила:
прокурор Республики Северная Осетия - Алания обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 2.1.5, 2.1.14, 2.1.18, 2.1.19, 2.1.25, 2.1.28 раздела 2 ст. 4 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 5 марта 1999 г. "О правовом регулировании приватизации государственного и муниципального имущества в Республике Северная Осетия - Алания". В обоснование заявленного требования прокурор ссылался на то, что Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации и Основными положениями Государственной программы приватизации после 1994 г., утвержденными Указами Президента Российской Федерации, введение дополнительных ограничений на приватизацию предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности, запрещено.
По мнению прокурора, оспариваемыми нормами, незаконно запрещена приватизация ряда объектов и предприятий Республики Северная Осетия - Алания.
Указанным выше решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Парламента Республики Северная Осетия - Алания указывается на то, что суд не принял во внимание доводы, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения заявления прокурора.
Судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из того, что республиканским законом в перечень объектов и предприятий, приватизация которых запрещается, включены такие объекты и предприятия, приватизация которых Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации не запрещена.
Между тем, рассматривая заявление прокурора, суд не учел, что в соответствии со ст. 50 и 194 ГПК РСФСР стороны представляют доказательства в подтверждение требований и возражений, а суд их оценивает при вынесении решения.
Как видно из дела, представитель Парламента РСО-А в письменных возражениях на заявление прокурора, а также в объяснениях в судебном заседании ссылался на п. 2.12 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 года, устанавливающих, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право принимать решения о запрещении приватизации предприятий, относящихся к разделу 2.4 Программы Государственной приватизации (перечень объектов и предприятий государственной (муниципальной) собственности, приватизация которых осуществляется по решению органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации).
В нарушение ст. 197 ГПК РСФСР, суд в мотивировочной части решения не указал эти обстоятельства и не привел доводы, по которым их отвергает.
В то время как эти обстоятельства имеют значение для правильного разрешения заявленного прокурором требования.
Анализ нормативных правовых актов (Государственной программы приватизации и Основного положения Государственной программы приватизации) позволяет сделать вывод о том, что в государственной программе приватизации содержится перечень объектов и предприятий, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена (п. 1.1). В отношении объектов и предприятий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (раздел 2.4), такого перечня не установлено. Согласно п. 2.12 Основных положений Государственной программы приватизации право принимать решения о запрещении приватизации объектов и предприятий находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (раздел 2.4 Программы) предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, когда судом неправильно применены нормы материального права и допущены нарушения норм процессуального права, постановленное решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 3 августа 2001 г. отменить и дело направить на новое рассмотрение в этот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 октября 2001 г. N 22-Г01-8
Текст определения официально опубликован не был