Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 сентября 2001 г. N 11-Г01-52
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 18 сентября 2001 г. дело по заявлению Х.В.П., Т.В.В., К.Н.В., Б.О.Ю., И.А.Р. о признании незаконным пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 863 от 18.12.2000 г. "Об утверждении специальных сборов за государственный технический осмотр транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД Республики Татарстан" по кассационной жалобе И.А.Р., Х.В.П., Б.О.Ю., Р.И.В., Т.В.В., К.Н.В. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 8 августа 2001 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Т.Е., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Х.В.П., Б.О.Ю., Р.И.В., Т.В.В., И.А.Р., К.Н.В. обратились в суд с заявлениями, в которых просят признать незаконным п. 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 863 от 18.12.2000 г. "Об утверждении специальных сборов за государственный технический осмотр транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД Республики Татарстан".
В обоснование заявлений сослались на то, что данным пунктом постановления утверждены специальные сборы за прохождение государственного технического осмотра автотранспорта, зарегистрированного в Республике, утверждены его размеры, однако, в силу того, что указанный платеж является обязательным условием проведения технического осмотра автомобилей, он подпадает под понятие сбора, установленного п. 2 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации, тогда как такой платеж Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен.
Кроме того, установление республиканских сборов может быть предусмотрено только законами, поэтому принятие Кабинетом Министров Республики обжалуемого постановления произведено с превышением полномочий. Также данный акт не подлежит применению и ввиду отсутствия его публикаций для всеобщего сведения.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 8 августа 2001 г. в удовлетворении заявлений отказано.
В кассационной жалобе И.А.Р., Х.В.П. и других поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.
Обжалуемым положением постановления Кабинета Министров РТ утверждены и введены с 1 января 2001 г. прилагаемые размеры специальных сборов за государственный технический осмотр транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Татарстан.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии со ст.ст. 16, 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру, на владельцев транспортных средств либо на лиц, их эксплуатирующих, возложена обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии. При этом указано, что порядок проведения обязательного государственного технического осмотра устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Федерального закона "О безопасности дорожного движения" Правительством РФ 31 июля 1998 г. было принято постановление N 880, определяющее порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, согласно пунктам 7 и 8 которого предусмотрено, что проведение государственного технического осмотра транспортных средств осуществляется на платной основе. Министерствам внутренних дел РФ, финансов РФ, транспорта РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ поручено установить размер платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств и разработать порядок взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение технического осмотра этих средств.
В свою очередь в целях реализации названного постановления Правительства Российской Федерации Кабинетом Министров Республики Татарстан было принято обжалуемое постановление.
С доводом заявителей о том, что установленная названным постановлением плата (сбор) за прохождение государственного технического осмотра транспортных средств является одной из разновидностей налога, нельзя согласиться.
Согласно ч. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.
Данных о том, что проведение техосмотра транспортных средств может быть отнесено к юридически значимым действиям, порождающим для гражданина возникновение права пользования транспортным средством, права на участие в дорожном движении, в материалах дела не имеется, и заявителями не представлено.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" транспортное средство допускается к участию в дорожном движении путем его регистрации и выдачи соответствующих документов. Запрещается регистрация транспортного средства без предоставления документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения. Каких-либо иных условий допуска автотранспорта к участию в дорожном движении Законом не установлено.
Исходя из содержания п. 2 "Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств...", утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства РФ, одной из задач техосмотра является проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортного средства требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом также каких-либо норм о том, что проведение техосмотра является условием допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, данное Положение не содержит.
Не содержится таких норм и в Кодексе об административных правонарушениях РСФСР. В соответствии с ч. 3 ст. 114 КоАП РСФСР управление транспортным средством, не прошедшим технический осмотр, влечет лишь предупреждение или наложение штрафа и не влечет отстранения от управления транспортным средством.
Следовательно, проведение технического осмотра не является юридически значимым действием, в результате которого гражданин приобретает право пользования транспортным средством.
Разработанный министерствами Российской Федерации: внутренних дел, финансов, транспорта Порядок установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, который должен применяться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при установлении размеров платы за проведение государственного технического осмотра с учетом предложений территориальных органов управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. При этом установлено, что в размер платы за проведение государственного технического осмотра включаются:
свободная отпускная цена изготовителя талонов о прохождении государственного технического осмотра (с налогом на добавленную стоимость) (далее - специальная продукция);
затраты по транспортировке, хранению, оформлению и выдаче специальной продукции, величина которых не должна превышать трех процентов годового размера установленной законом минимальной оплаты труда;
стоимость работ по проверке технического состояния транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, если решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации такая проверка предусмотрена.
Размер платы устанавливается дифференцированно типам транспортных средств, нормативов трудоемкости работ по проверке их технического состояния с использованием средств технического диагностирования, а также стоимости 1 человека-часа контрольно-диагностических работ.
Учет вышеперечисленных параметров призван максимально индивидуализировать размер платы в связи с обращением конкретного субъекта на проведение технического осмотра.
Плата за проведение технического осмотра в отличие от налоговых платежей не отвечает признаку индивидуальной безвозмездности, поскольку только ее плательщики получают возможность проведения технического осмотра принадлежащего им автотранспортного средства или находящегося в их эксплуатации, и получения информации о его техническом состоянии, его соответствии требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Неналоговая природа данного платежа выражается и в том, что последствием его неуплаты является не принудительное изъятие соответствующих денежных средств в виде налоговой недоимки, а отказ в совершении такого осмотра.
Кроме того, предусмотренная Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" обязательность проведения такого осмотра является мерой по обеспечению безопасности дорожного движения, исходя из того, что задачами этого закона является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Названные специальные сборы поступают на накопительный специальный счет Министерства Финансов Республики Татарстан. Расходование этих средств осуществляется в соответствии с утвержденной и согласованной в установленном порядке сметой расходов.
Изложенное свидетельствует о том, что на указанный платеж не распространяется правовой режим налогового платежа, он не обладает признаками налогового обязательства в его конституционно-правовом смысле, и поэтому не включается в систему налогов.
Поскольку названная плата не является налоговым платежом, на нее не распространяется требование ст. 37 Конституции РФ об установлении налоговых платежей только Федеральным законом.
Кроме того, довод заявителей о том, что плата за проведение технического осмотра является налоговым платежом, опровергается и содержанием Федерального закона "О бюджетной классификации РФ", из приложения N 2 к которому следует, что сборы, взимаемые Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (за исключением штрафов) относятся к неналоговым доходам.
Судом установлено, что оспариваемое постановление опубликовано в журнале "Нормативные акты Республики Татарстан" N 12 за декабрь 2000 г., поэтому довод жалобы об отсутствии такой публикации правомерно признан судом не состоятельным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 304, 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 08 августа 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу И.А.Р., Х.В.П., Б.О.Ю., Р.И.В., Т.В.В., К.Н.В. - оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 сентября 2001 г. N 11-Г01-52
Текст определения официально опубликован не был