Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2001 г. N 32-Г01-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 15 февраля 2001 г. гражданское дело по заявлению прокурора Саратовской области о признании недействительным постановления Губернатора Саратовской области от 10 июля 1998 г. N 409 "Об упорядочении государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей на территории области" по кассационным жалобам Губернатора Саратовской области, государственного учреждения "Саратовский областной Центр регистрации" на решение Саратовского областного суда от 27 декабря 2000 г., которым постановлено: "Признать недействующим и не подлежащим применению постановление Губернатора Саратовской области от 10 июля 1998 г. N 409 "Об упорядочении государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей на территории области".
Сообщение о решении подлежит публикации после вступления его в законную силу в "Собрании законодательства Саратовской области" и газете "Саратовские вести" в соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ М.Г.В., объяснения представителей кассаторов - С.А.Е. и Ш.А.Г., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры РФ Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия установила:
постановлением Губернатора Саратовской области 10 июля 1998 г. N 409 "Об упорядочении государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей на территории Саратовской области" учреждено государственное учреждение по регистрации юридических лиц и субъектов предпринимательской деятельности "Саратовский областной центр регистрации", принято Положение о государственном учреждении "Саратовский областной центр регистрации юридических лиц и субъектов предпринимательский деятельности", утверждена структура данного учреждения, Временное положение о государственной регистрации юридических лиц и субъектов предпринимательской деятельности, размеры сборов за осуществление государственной регистрации.
Исполняющий обязанности Прокурора области обратился в суд с заявлением о признании названного выше постановления Губернатора области недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания, ссылаясь на то, что данное постановление противоречит федеральному законодательству, то есть ст. 51 ГК РФ, ст. 34 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Закону РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью", ст. 61 Бюджетного кодекса РФ.
По делу постановлено приведенное выше решение.
В кассационных жалобах Губернатора области и областного центра регистрации указывается о несогласии с решением суда, ставится вопрос о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование жалоб указывается на то, что решение суда не соответствует действующему законодательству, неполно отражает обстоятельства дела, представленным доказательствам дана ошибочная оценка. Отмечается, что до настоящего времени не принят закон, определяющий порядок регистрации юридических лиц; суд ошибочно признал, что оспариваемым постановлением регулируется область гражданских отношений, в то время, как государственно-регистрационные отношения относятся к административно-правовым отношениям, а следовательно в силу п/п "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ данный вопрос находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ и Губернатор области вправе был принять такое постановление, до принятия соответствующего федерального закона; при правильном указании подлежащих применению по делу норм материального права вывод суда противоречит действующему законодательству; суд ошибочно признал, что созданный орган (Центр) по регистрации юридических лиц и предпринимателей должен являться только органом юстиции и только федеральным и это должно быть отражено в Уставе (Основном Законе) Саратовской области; безосновательным является суждение суда о том, что постановлением Губернатора фактически отменено действие Закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ и Закона РСФСР от 7 декабря 1991 г. "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядок их регистраций", ошибочным является, как утверждение суда о неубедительности ссылки в постановлении на Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ", так и в части суждения относительно полномочий по осуществлению регистрации юридических лиц органами местного самоуправления либо органами исполнительной государственной власти; судом указано на отсутствие доказательств, подтверждающих выполнение Губернатором области требования о юридической экспертизе нормативных правовых актов, в то время, как такие доказательства были представлены; не соответствует содержанию оспариваемого постановления довод суда относительно предела функций Центра по регистрации юридических лиц и предпринимателей; ошибочным является понимание и толкование органов юстиции; не учтено, что постановление является правовым актом индивидуального характера; необоснованно отклонено ходатайство об исследовании и оценке представленного заключения, сделанного учеными.
При вынесении решения суд считал установленным и исходил из того, что согласно ст. 8 ФЗ от 30 ноября 1994 г. "О введении в действие части первой ГК РФ" до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации, то есть, предусмотренный ст.ст. 34 и 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а государственная регистрация индивидуальных предпринимателей в соответствии с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации". В целях реализации названных законов Президент Российской Федерации 8 июля 1994 г. издал Указ N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", которым утвердил Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
При условии, что в соответствии с не введенной в действие ст. 51 ГК РФ, а также п. 1 ст. 23 ГК РФ предприниматели и юридические лица подлежат регистрации в органах юстиции в порядке, определенном законом о регистрации юридических лиц, и органы местного самоуправления не входят в систему органов власти, а согласно ст. 10, п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 77 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, государственная власть в субъектах РФ осуществляется образуемыми ими самостоятельно органами государственной власти, что должно предусматриваться Уставом субъекта, а в Уставе Саратовской области такое не предусмотрено и, кроме того, территориальные органы юстиции являются федеральными органами государственной власти (п. 1 ст. 78 Конституции РФ), то оспариваемым постановлением Губернатора области с превышением правомочий создан орган юстиции не предусмотренный Уставом области и фактически отменено действие ст.ст. 2 и 8 ФЗ от 30 ноября 1994 г. "О введении в действие части первой ГК РФ" и от 7 декабря 1991 г. "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации". Указ Президента от 8 июля 1994 г. подтверждает необходимость применения ст.ст. 34 и 35 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и не предоставляет права правового регулирования юридических лиц и предпринимателей субъектам РФ.
Исходя из положений п. 2 ст. 132 Конституции РФ, п. 5 ст. 57 Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" и п. 4 Указа Президента от 26 октября 1993 г. "О реформе местного самоуправления в РФ", судом признано, что органы местного самоуправления наделены Законами РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации" правом государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей.
Судом также признано, что принятое Губернатором и оспариваемое постановление регулирует область гражданских отношений, что в силу ст. 71 Конституции Российской Федерации является исключительным правом Российской Федерации, а поэтому согласно п. 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации должны действовать правовые акты Российской Федерации. Наличие в данном документе элементов административных, налоговых отношений не являются основанием для вывода о наличии права у Губернатора регулировать данные отношения своим нормативным актом. Постановление Губернатора в данной ситуации противоречит ст. 3 ГК РФ, в соответствии с которым гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятого в соответствии с ним федеральных законов, которые могут также регулироваться Указами Президента и Правительством Российской Федерации. Отмеченное указывает на то, что издание постановления, не имеющего к тому же юридической экспертизы, находится за пределами компетенции Губернатора области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации" имеется в виду "п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации"
Признано также, что созданный в области Центр не относится к органам юстиции, так как его образование не соответствует требованиям п. "г" ст. 71 и п. 1 ст. 78 Конституции РФ. Возложенная на него деятельность противоречит федеральному законодательству как по объему функций, так и по порядку и оплате их отправления.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ находит, что решение суда первой инстанции является законным, так как оно соответствует установленным по делу обстоятельствам, требованиям действующего законодательства и при его правильном толковании. Доводы кассационных жалоб не опровергают вывода суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия определила:
решение Саратовского областного суда от 27 декабря 2000 г. оставить без изменения, а кассационные жалобы Губернатора Саратовской области и государственного учреждения "Саратовский областной Центр регистрации" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2001 г. N 32-Г01-1
Текст определения официально опубликован не был