Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 апреля 2001 г. N 37-Г01-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 26 апреля 2001 г. дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Паллада-Торг" о признании незаконным абзаца 3 п. 2 ст. 1 Закона Орловской области "О налоге с продаж" по кассационной жалобе Орловского областного Совета народных депутатов на решение Орловского областного суда от 2 марта 2001 г., которым заявление ОАО "Паллада-Торг" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.М., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Паллада-Торг" Г.А.И. и О.С.Г., просивших решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.М.Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Паллада-Торг" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным абзаца 3 пункта 2 статьи 1 Закона Орловской области "О налоге с продаж" и не подлежащим применению, которым предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по договорам комиссии, поручений и иным гражданско-правовым договорам плательщиками налога с продажи являются стороны, получившие наличные денежные суммы, причитающиеся им по сделке. В подтверждение требования общество с ограниченной ответственностью "Паллада-Торг" указало, что оспариваемое положение названного Закона противоречит ст. 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", поскольку расширен круг плательщиков налогов с продаж, в него включены кроме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и стороны получившие наличные денежные суммы при реализации товаров (работ, услуг) по договорам комиссии, поручений и иным гражданско-правовым договорам.
Между тем субъекты Российской Федерации не вправе определять плательщиков налогов с продаж, а могут лишь определять ставку налога, порядок и сроки уплаты, льготы и форму отчетности по данному налогу и устанавливать дополнительный перечень товаров, реализация которых освобождается от налогов с продаж.
Представители Орловского областного Совета народных депутатов с заявлением общества не согласились, пояснив, что не расширили круг плательщиков налога с продаж, действовали в соответствии с полномочиями, предоставленными им ст. 20 Закона Российской Федерации" Об основах налоговой системы в Российской Федерации.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Орловский областной Совет народных депутатов, считая его неправильным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
Рассматривая данное дело, суд дал подробный анализ законодательства, регулирующего поставленные в заявлении вопросы, и пришел к правильному выводу о том, что абзац 3 пункта 2 ст. 1 Закона Орловской области противоречит п. 3 ст. 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", поскольку предусматривает в качестве плательщика налога с продаж стороны, получившие наличные денежные суммы, причитающиеся по сделкам при реализации товаров (работ, услуг) по договорам комиссии, поручений и иным гражданско-правовым договорам.
В силу ст. 20 названного Закона плательщиками налога с продаж (далее налогоплательщики) признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения; иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы представительства, созданные на территории Российской Федерации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Устанавливая налог с продаж законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации не наделены правом определять круг плательщиков налога с продаж, а определяют ставку налога порядок и сроки уплаты налога льготы и формы отчетности по данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.
Доводы представителя Орловского областного Совета народных депутатов о том, что абзац 3 пункта 2 ст. 1 Закона Орловской области не противоречит п. 3 ст. 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" суд правильно признал ошибочными.
Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию правовых норм, примененных при рассмотрении настоящего дела неосновательны и не могут быть поводом к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Орловского областного суда от 2 марта 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Орловского областного Совета народных депутатов - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 апреля 2001 г. N 37-Г01-3
Текст определения официально опубликован не был